10 октября 2022, 19:10
Мнение

Электросамокаты выехали из правовой тени: о чем говорят изменения в ПДД

Игорь Моржаретто — о новых уже введенных правилах и перспективах дальнейшего регулирования использования средств индивидуальной мобильности

Наконец-то после нескольких лет споров в правительстве решили внести изменения в Правила дорожного движения. И теперь электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и другие подобные устройства получили особый статус "средств индивидуальной мобильности" (СИМ). Разъезжать на них можно по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам со скоростным ограничением в 25 км/ч. Вес же устройства не должен превышать 35 кг. Кроме того, разрешается ездить и по правому краю проезжей части дорог, но только когда за "штурвалом" человек старше 14 лет и только там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, то есть на городских улицах.

Александр Демьянчук/ ТАСС

А еще самокат или другое СИМ должны "иметь тормозную систему" (а как без нее?), фару белого цвета спереди и красный отражатель сзади. Однако многого другого важного в правилах по-прежнему нет. Главное, на мой взгляд, — не прописана ответственность для того, кто управляет таким средством передвижения. Так что, думаю, это далеко не конец нововведений по СИМ в краткосрочной перспективе — предстоит еще серьезная работа по изменению законодательства и подготовке многочисленных документов. 

У нас в стране уже несколько миллионов этих самых "средств индивидуальной мобильности", и они из замечательной игрушки и городского средства передвижения "последней мили" в некоторых случаях превратились в серьезную опасность. Как для своих владельцев, так и для пешеходов.  

В зоне риска

Итак, притом что самые разные СИМы появились в нашей жизни уже довольно давно, никаких формальных правил для них не существовало. Да и само определение "средство индивидуальной мобильности" официально появилось в ПДД только сейчас. Хотя вообще-то в эту группу попадают совершенно разные машинки с самыми разными техническими характеристиками. Одни, например, по формальным признакам соответствуют мопеду (если электродвигатель имеет мощность от 250 Вт и до 4 кВт), а другие ближе к велосипеду с электродвигателем (при мощности до 250 Вт). Если же мощность превышает 4 кВт, то и вовсе можно проводить параллель с мотоциклом. Из-за этой путаницы, как мне кажется, возникает и неопределенность с классификацией ДТП. 

Из данных МВД следует, что число жертв в авариях с электросамокатами за первое полугодие 2022 года выросло более чем в два раза; в таких ДТП погибли шесть человек. Мне же это число кажется неполным — из-за проблем со статистикой, которые возникли как раз из-за неопределенности статуса СИМ. Например, в случае аварии с маломощным СИМ его водитель чаще всего записывается в протоколе как пешеход. И получается, что имел место наезд одного пешехода на другого. Если самокат оснащен электродвигателем мощностью больше 0,25 кВт, то считается, что им управляет водитель мопеда — а к нему требований уже больше. И так далее. 

Несколько месяцев назад я анализировал статистику аварийности за прошлый год и пришел к неприятному выводу — мы не знаем реальной картинки аварийности с СИМами. Я сложил данные по ДТП с участием СИМ (в некоторых регионах их уже так квалифицировали) с авариями с участием мощных устройств, "схожих по характеристикам с мопедом с электродвигателем". Добавил к этому те инциденты, которые были как раз записаны как "наезд пешехода на пешехода" (а столкновения СИМ, падения людей с электросамокатов чаще всего вообще не фиксируются). В итоге получилось, что в прошлом году нам стало известно об 1 344 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в которых погибли 40 человек и еще 1,4 тыс. получили травмы. Причем в половине случаев аварии произошли с участием мощных самокатов, а у их водителей не было никаких средств защиты. Еще в 5% случаев "самокатчик" был пьян. Это все — достаточный повод для того, чтобы внести главку о СИМ в ПДД? Определить, что это такое, кто имеет право ими управлять и где их место — на проезжей части или на тротуаре? С какой скоростью можно ехать? 

На часть этих вопросов как раз ответили новые изменения в ПДД. Но, повторюсь, это лишь первый шаг. Потребуются еще и изменения в КоАП. Потому что без мер ответственности и контроля вряд ли что-то будет работать.

Застрахуем 

Пока же остаются довольно актуальными такие вопросы, например: стоит ли ввести права на управление СИМами и заодно — обязательную страховку гражданской ответственности для их водителей?

По поводу прав. Пока изменения более-менее определяют правила для владельцев маломощных электросамокатов (до 250 ватт) — им, скорее всего, даже в отдаленной перспективе водительское удостоверение не понадобится, потому что их права и обязанности адекватны тем, что уже прописаны для велосипедистов. А вот у водителей более мощных СИМ и сейчас уже требуют соответствующие документы, так как по ПДД они приравнены к мопедам со всеми вытекающими. Думаю, в ближайшее время этот момент будет прописан подробнее. 

Что касается полисов типа ОСАГО для водителей СИМ, технически для прокатных устройств сделать это легко — потраченную сумму компенсируют понемногу арендаторы, которые оплачивают поездку через приложение. Они же особо и не заметят прибавку в несколько рублей к счету. А вот что касается личных электросамокатов и других средств, то пока даже неизвестно, сколько их вообще в стране (речь может идти о миллионах). При отсутствии системы регистрации непонятно, как их страховать.

Пока по сложившейся практике ответственность для виновника аварии определяется по общим правилам гражданского законодательства. То есть человек должен полностью возместить все убытки, которые он причинил своими действиями и имуществом. То же самое касается ситуации, когда причинен "вред здоровью и жизни". Факт остается фактом: есть случаи, когда люди при столкновении, например, с электросамокатами получали травмы или даже погибали.

Кстати, человек, который управляет электросамокатом, гироскутером, моноколесом, может по своему желанию оформить страховку уже сейчас. Такой полис готовы оформить многие страховые компании. Он покрывает риски несчастных случаев, а также вред жизни и здоровью третьих лиц. Сложнее пока со столкновениями с автомобилями: при ДТП СИМ с авто водителю последнего необходимо обращаться за возмещением ущерба непосредственно к владельцу СИМ. Видимо, придется разрабатывать некие специальные правила страхования для пользователей СИМ по аналогии с автомобильным ОСАГО. Хотя вопрос о компенсации ущерба здоровью и имуществу при авариях с электросамокатами стоит остро уже сейчас.

Есть и другая позиция. По мнению заместителя исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергея Ефремова, "вряд ли стоит вводить" некую гражданскую ответственность водителей СИМ (хотя в мире, например в Германии, такой опыт есть). "Я бы скорее подумал о том, чтобы приравнять СИМы к источникам повышенной опасности. Со всеми вытекающими правовыми последствиями. Тогда бы родители точно подумали, стоит ли доверять 14-летнему сыну мощный самокат — без объяснения правил дорожного движения, без средств защиты?" — уточнил Ефремов.

Научим всех 

Еще одна проблема, которая требует решения, — обучение пользователей СИМ правилам управления ими и ПДД. Ведь количество средств индивидуальной мобильности растет лавинообразно, а следом — и аварийность. 

"Многие пользователи просто не понимают основ безопасного вождения, — считает гендиректор экспертного центра "Движение без опасности" Вадим Мельников. — Поэтому помимо поправок к ПДД нужно внедрять в школьную программу основы пользования велосипедами и самокатами, раз они получили такое распространение. На уроках физкультуры школьников учат бегать на лыжах, и это хорошо. Но часто ли они потом будут этими навыками пользоваться? А на электросамокате поедут все, практически без исключения. И закупить несколько СИМ на школу, чтобы обучить детей, — не так дорого".

Лично я уже давно предлагаю "сквозное" автомобильное образование. С подобными предложениями выступают и многие другие независимые эксперты, а также руководители ГИБДД. Речь о том, чтобы, начиная с младших классов школы (или даже с детского сада), проводить занятия по правилам дорожного движения, с каждым годом усложняя их. За счет практических уроков — сначала на обычных самокатах на закрытой площадке; потом на велосипедах и т.д. В старших классах можно предложить ученикам пройти и курс обычной автошколы, чтобы к 18 годам можно было получить настоящие водительские права. Ведь в советские времена была подобная практика, можно было бы, думаю, ее возродить, но на современном уровне.

Положительно высказывались об этой идее и в МВД, и Министерстве просвещения, но про конкретные шаги я пока ничего не слышал.  

Зафиксируем

Как вы видите, число вопросов, на которые предстоит еще найти ответы в ближайшее время, нарастает как снежный ком. 

Типичная ситуация: человек на электросамокате или моноколесе едет на большой скорости по тротуару. Толкает пешехода и уезжает. Как его остановить, как его вообще потом найти, чтобы наказать? Никак. Нет у нас пока определенных правил, алгоритмов фиксации подобных нарушений. Ни у пользователя СИМ, ни у самого такого транспортного средства нет никаких опознавательных знаков. Ищи-свищи ветра в поле. 

Предполагается, что на данном этапе регистрировать такие нарушения (это касается и скоростного режима) будут сотрудники ГАИ. Только вот тех, кто работает непосредственно "на земле", осталось не так много. Их и на автомобильных дорогах встречаешь сейчас нечасто, а в парках, в пешеходных зонах — много вы их видели? Как вариант, можно доверить эту обязанность камерам видеонаблюдения. Но опять же — по закону СИМ регистрационных номеров не имеют. Да и видео с камеры наблюдения может быть лишь дополнительным доказательством совершенного административного правонарушения — то есть если нарушителя кто-то уже поймал за руку.

Проще всего вновь с прокатными устройствами, ведь они оборудованы электронными чипами, с помощью которых можно не только отследить их маршрут, но и зафиксировать некоторые нарушения ПДД. А также легко установить, кто в данный момент это СИМ арендовал. Однако и по частным электросамокатам есть некие предложения. 

Стандартизуем все

Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) недавно представил третий (и возможно, не окончательный) вариант правил сертификации электросамокатов, моноколес и прочих электрических средств индивидуальной мобильности. Кроме требований, которые теперь уже включены в ПДД, там предлагается сертифицировать все ввозимые в страну электросамокаты, моноколеса и прочие устройства. По ним основным условием является то, что устройство должно соответствовать ПДД — т.е. содержать "зашитое" с завода ограничение скорости в 25 км/ч и автоматическое торможение в "медленных зонах" (определение по спутниковым координатам). Еще одна потенциальная новая норма — блокировка включения двигателя сложенного электросамоката (существуют раскладываемые модели по аналогии с велосипедами). Кроме того, из категории СИМ исключаются электросамокаты с сиденьями — они должны сертифицироваться как мопеды, и им будет закрыт допуск к движению по тротуарам.

Не очень понятно, будут ли в новом ГОСТе прописаны разные требования к СИМ, которые принадлежат физлицам и прокатным конторам. Автоматическое замедление в парках, ограничение скорости сегодня работает только в кикшеринге, а для личных устройств таких систем регулирования нет. Будут или не будут — пока неизвестно (хотя у моего собственного электросамоката ограничитель скорости в 25 км/ч уже установлен). А вот обязать производителей "вшивать" чип для идентификации устройства можно. Думаю, такое требование появится точно. 

Города идут с опережением

Напомню, почти два года в правительстве шел спор о внесении изменений в ПДД в связи с СИМ. Все понимали, что делать это нужно, но правило "регуляторной гильотины" не разрешает вносить точечные поправки в Правила (можно только переписывать документ целиком). Месяц назад было принято компромиссное решение: пункты про СИМ в ПДД внести сейчас, а ПДД переписать целиком до 2029 года. 

Тем временем в ожидании федерального регулирования регионы начали самостоятельно прописывать правила использования электросамокатов на улицах и договариваться с операторами кикшеринга о "медленных зонах"; а нарушителей на мощных (свыше 250 вт) электросамокатах штрафовать, как пользователей мопедов, и даже заставлять их проходить проверки на состояние опьянения. Такие меры безопасности, к примеру, практикуют в Москве и Казани. В Саратовской области рассматривается законопроект о штрафах за парковку самоката в неположенном месте (не исключено введение такой санкции и в столице, заявил недавно глава Мосгордумы Алексей Шапошников). 

Между прочим, по мере роста популярности электросамокатов растет и внимание ГИБДД к СИМ — все больше даже незначительных инцидентов фиксируется автоинспекцией в качестве ДТП, хотя раньше ими признавались только серьезные аварии с участием средств индивидуальной мобильности. 

Крупнейшие прокатные конторы, в свою очередь, тестируют системы, позволяющие определять, что на самокате едут два человека (это запрещено, так как повышает риск получить травмы). Система в таком случае будет дистанционно существенно снижать скорость самоката и отправлять предупреждение пользователю. В случае повторения, видимо, последует штраф или блокировка аккаунта.

Московский опыт

В Москве подсчитали, что сервисом кикшеринга в городе активно пользуется больше 1,5 млн человек. Чтобы поездки были безопасными, в столице организованы специальные "медленные зоны" — участки на самых оживленных улицах и в парках, где самокаты могут ехать не быстрее 5–15 км/ч. В Департаменте транспорта Москвы объяснили, что снижение скорости происходит по технологии Geofencing с привязкой к соответствующим координатам. И сейчас в городе уже больше 130 "медленных зон"; мэрия планирует увеличивать их количество. Кроме того, заработала образовательная программа "Включи режим безопасности". Она состоит из теоретической части с лекциями и занятиями на интерактивных тренажерах и практики: предлагается пройти квест в городе (на специально оборудованных площадках). И это только начало…

Напомню, что новая редакция Правил дорожного движения вступит в силу с 1 марта следующего года. До тех пор должны появиться и другие документы, связанные с использованием средств индивидуальной мобильности. Надеюсь, и образовательные программы тоже… 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru