26 октября 2022, 15:20
Мнение

Хаб для российского газа в Турции и другие факторы, влияющие на рынок акций энергокомпаний

Михаил Ханов — о том, как "Газпром" справляется с санкционным и политическим давлением

Дмитрий Феоктистов/ ТАСС

Не секрет, что плавно подходящий к завершению 2022 год стал на редкость беспокойным периодом для инвесторов на российском рынке акций. Однако для держателей ценных бумаг отечественной компании "Газпром" эта характеристика, на мой взгляд, справедлива вдвойне. Эти тяжеловесные акции не только двигались вместе с упавшим рынком, но и совершали резкие самостоятельные колебания под влиянием целого ряда неоднозначных корпоративных новостей.

Череда факторов

Чего стоит хотя бы история с объявлением и последующим отказом от выплаты рекордных по величине годовых дивидендов. Однако в конце августа вышла неожиданная новость о том, что "Газпром" впервые в своей истории выплатит промежуточные дивиденды. Их размер составил 51,03 рубля, что немногим более четверти от стоимости этих бумаг по состоянию на момент дивидендной "отсечки".

Параллельно с описанными событиями неспешно завязывался очень сложный клубок противоречий вокруг текущих и будущих поставок российского трубопроводного газа в ЕС. "Зеленая" повестка дня в объединенной Европе отошла на дальний план на фоне обострившегося регионального энергетического кризиса. Тем не менее поставки по новому российскому экспортному газопроводу "Северный поток — 2" так и не были запущены по сугубо политическим соображениям. Между тем прокачка по действующему газопроводу "Северный поток — 1" сначала резко сократилась, а затем и вовсе остановилась. Это было обусловлено техническими причинами в результате действия санкционных ограничений в отношении РФ.

Откровенным шоком для акционеров "Газпрома" и для большого количества заинтересованных сторон стало известие о повреждении и разгерметизации сразу трех ниток трубопроводов "Северный поток — 1" и "Северный поток — 2". Вполне очевидно, что настолько маловероятное событие стало следствием диверсии.

Несколько позднее Европейская комиссия (ЕК) начала обсуждение вопроса о необходимости создания некого механизма ограничения цен на природный газ в Евросоюзе. Какое-то время активно обсуждался вопрос о том, будут ли в ЕС сдерживаться цены только на российский газ или же новое регулирование окажется применимо по отношению к любым поставщикам. Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, в свою очередь, заявил по этому поводу, что попытка ограничить цену на российский газ в Европе повлечет за собой прекращение поставок.

В конце октября 2022 года все же было принято политическое решение по поводу создания механизма ограничения цен на газ в ЕС. Однако технические подробности на эту тему пока не озвучиваются. Официальный представитель Еврокомиссии Тим Макфи лишь сообщил, что основные принципы механизма коррекции цен на газ все еще находятся в процессе разработки. Позднее стало известно, что на внеочередном совете Евросоюза по энергетике, назначенном на 24 ноября, будет обсуждаться возможность совместных (централизованных) закупок газа.

Между тем необычайно теплая октябрьская погода в Европе неожиданно смягчила остроту этой проблемы. Почти все страны ЕС сумели заполнить свои хранилища газа до нормативного уровня 80% или даже сильно превысить его.

Впрочем, согласно оценке "Газпрома", даже максимальные запасы в подземных хранилищах газа (ПХГ) крупных европейских стран не гарантируют им беспроблемного прохождения предстоящего отопительного сезона

При этом ноябрьские фьючерсы на европейский спотовый индекс цен на газ TTF (Dutch TTF Gas Futures) упали в цене в 3,5 раза от максимального августовского значения (€349,9 за 1 МВт·ч). Столь масштабное падение биржевой цены за пару месяцев можно уверенно характеризовать как обвал. Теперь цены на сжиженный природный газ в азиатском регионе вновь стали выше, чем на европейском рынке. Поэтому гибкие морские поставки СПГ могут быть очень быстро переориентированы из Европы в Азию.

Российско-турецкий хаб

Все описанные неоднозначные события вокруг российской газовой монополии и европейского энергетического рынка произошли всего лишь за полгода. Однако на этом треволнения держателей акций "Газпрома" не закончились. Теперь им необходимо оценить и пережить новый серьезный поворот в судьбе эмитента. Он как минимум предполагает запуск очередного дорогостоящего мегапроекта. Речь идет о возможном создании крупного хаба (распределительного центра) для российского природного газа в Турции. Остановимся на этой инициативе подробнее.

Первое упоминание об этом прозвучало 12 октября 2022 года в ходе выступления президента РФ Владимира Путина в рамках форума "Российская энергетическая неделя". Он заявил, что утраченный объем поставок по газопроводам "Северный поток — 1" и "Северный поток — 2" можно переместить в регион Черного моря. В дополнение к этому была озвучена идея создания крупнейшего газового хаба для Европы на территории Турции.

Уже на следующий день Владимир Путин предложил эту идею президенту Турции Реджепу Эрдогану. Помимо возможности создания на территории Турции газового хаба речь зашла и о строительстве дополнительной газопроводной системы, которая должна его наполнять. 

Согласно экспертным оценкам, "Газпром" в течение текущего года сократит поставки газа на европейском направлении на 78 млрд куб. м. Таким образом, прокачка российского трубопроводного газа в Европу по факту может уменьшиться приблизительно в два раза год к году.

Эти данные примерно соответствуют официальному сообщению "Газпрома" о том, что с 1 января по 15 октября 2022 года физический экспорт в страны дальнего зарубежья уже уменьшился на 41,4% (на 63 млрд куб. м) в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения: в европейских подземных хранилищах перед началом зимы накоплено немногим более 100 млрд куб. м активного газа. Сейчас ПХГ в этом регионе близки к стопроцентному заполнению.

Приведенная статистика прямо указывает на то, что "Газпром" рискует потерять крупную долю премиального европейского рынка. Место российской компании на нем могут занять многочисленные поставщики сжиженного природного газа. С этой точки зрения предложение о создании газового хаба в Турции представляет собой попытку сгладить эту проблему на самом высоком внешнеполитическом уровне.

Все новое — хорошо забытое старое

Строго говоря, новая схема поставки газа в ЕС через Турцию в первую очередь интересна в качестве способа обхода уже действующих и будущих санкционных ограничений в отношении РФ. Кроме того, она в случае реализации будет представлять собой очередную дублирующую трубу, призванную снизить зависимость России и "Газпрома" от ряда стран-транзитеров, включая Украину.

Однако не стоит забывать, что реализация подобных проектов занимает не один год. Вместе с тем обсуждаемая идея далеко не нова. Ее стоит оценивать как попытку реинкарнировать не реализованный в свое время проект "Южный поток". Его суммарная пропускная способность должна была составить 63 млрд куб. м в год.

На первом этапе вместо неудавшегося "Южного потока" был создан "Турецкий поток" из двух ниток общей мощностью 31,5 млрд куб. м в год. Уже в тот момент рассматривалась возможность создания на турецко-греческой границе газового хаба с целью снабжения стран Евросоюза. Из этого логично вытекала бы необходимость прокладки двух недостающих ниток подводного газопровода. То есть сегодняшнюю ситуацию хорошо характеризует поговорка, что все новое — это хорошо забытое старое.

Оценивать стоимость нового российского экспортного газового проекта и сроки его окупаемости пока слишком рано. В нем не было бы необходимости в случае комфортного внешнеполитического фона. И не факт, что Евросоюз допустит поставки по новому маршруту исходя из геополитических соображений. Более того, со стороны ЕС также потребовалось бы создание "ответной" газотранспортной инфраструктуры в новой географической точке. Согласно предварительной оценке, она могла бы находиться в турецком регионе Фракия. Исходя из нынешнего состояния двусторонних отношений между Россией и Евросоюзом, это выглядит маловероятным.

Выгоды

Что же касается Турции, то она готова извлечь из складывающейся ситуации немедленную экономическую и политическую выгоду. В СМИ появилась информация о том, что эта страна сейчас обсуждает с РФ возможность скидки и отсрочки в расчетах за поставляемый природный газ. Очевидно, что уступки в указанных вопросах будут увязываться с продвижением процесса переговоров о постройке газового хаба. Подобный оборот дел окажется очень кстати перед очередными выборами президента Турции, назначенными на следующее лето.

Министр казначейства и финансов республики Нуреддин Небати уже рассчитывает на то, что Турция "очень комфортно" избежит кризиса платежного баланса в следующем году. Подразумевается, что это станет возможным благодаря отсрочке плановых платежей за энергоносители в объеме порядка $100 млрд. В настоящее время Россия обеспечивает более 40% поставок газа в Турцию.

По-видимому, российское государство, как контролирующий акционер "Газпрома", готово пойти на прокладку нового газопровода и создание газового хаба исходя скорее из геополитических соображений. Поэтому пример не запущенного в эксплуатацию и вышедшего из строя "Северного потока — 2" сейчас не имеет значения.

Но для миноритарных инвесторов отечественной газопроводной монополии этот сюжет выглядит крайне неоднозначным. Пока сложно сказать, окажется ли оправдана стратегия "игры по-крупному" с бесконечным повышением ставок.

Вместе с тем конкуренция в газовой отрасли на международной арене заставляет руководство страны и компании действовать решительно и жестко.