10 декабря 2014, 09:17
Мнение

Измененная социальная реальность

Пора найти в себе смелость перестать быть "объектом воздействия информационных технологий" и учиться быть активным творцом собственной социальной реальности

Чтобы справиться с проблемами, людям нередко советуют перестать обращать внимание на недостатки окружающих и обратить критический взгляд внутрь себя.

Этот прием работает и на более масштабном уровне: государство для создания стратегии перспективного развития должно не только концентрировать свое внимание на внешнеполитических проблемах, но и не запускать внутренние, касающиеся каждого гражданина страны в отдельности.

Сегодня мы много говорим о санкциях, конфликтах с Западом и ухудшении репутации России на международной арене. А между тем проблемы нашей внутренней политики наталкивают на мысль: быть может, прогрессивное развитие государства тормозят не зарубежные соперники, а мы сами?

Согласно последним социологическим исследованиям ВЦИОМа, главными внутриполитическими проблемами для россиян являются рост цен на продукты и повышение тарифов ЖКХ.

Горожане обеспокоены притоком незаконных мигрантов, кроме того, им давно набили оскомину коррупция и массовый алкоголизм. Меньше всего жителей страны волнуют вопросы защиты прав человека и идеологического давления со стороны государства.

Между тем исследования показывают: мы стали позитивнее относиться к деятельности правоохранительных органов, растет уровень доверия к полиции. На мой взгляд, это связано прежде всего с осложнением внешнеполитической обстановки, на фоне которого происходит консолидация российского общества.  Многие частные проблемы отступают на второй план.

В любом государстве с демократией западного типа дела будут обстоять с точностью до наоборот. Любое идеологическое воздействие жители Запада привыкли воспринимать в штыки, а малейшее посягательство на права и свободы личности встречает на своем пути массовый протест. Люди в России живут иначе. Это отчасти можно объяснить, ссылаясь на пирамиду потребностей Маслоу: забота о питании и теплом жилище будет занимать лидирующие позиции в списке человеческих треволнений, пока не исчезнет полностью страх завтра потерять и то и другое.

Но раз уж мы решили сконцентрировать внимание на внутренних проблемах и потребностях населения, я предлагаю взглянуть на результаты социологических исследований с философской точки зрения. Можно сказать, что нашим гражданам удобно находиться под покровительством государства, подобно тому как ребенок пребывает под покровительством своего отца.

Самодержавная монархия, затем диктатура партии в СССР укрепили в сознании людей патерналистскую модель поведения

Такова особенность нашей истории: самодержавная монархия, затем диктатура партии в СССР укрепили в сознании людей патерналистскую модель поведения. В итоге взрослые и, казалось бы, самостоятельные люди не готовы брать на себя ответственность за свою судьбу.

Это ежедневно и наглядно иллюстрирует их поведение на профессиональном поприще: наши не хотят делать бизнес, наши не идут в коммерсанты, считая это слово ругательным, нашим удобнее работать в гос- или частных структурах, на кого угодно, лишь бы не на себя. С одной стороны, не всем подряд же быть предпринимателями, но с другой - у большинства населения сложилась позиция социального иждивенчества, многие из нас не готовы принимать решения, даже когда речь заходит о личном благополучии.

У человеческой инфантильности и безответственности несколько путей проявления, и выплескиваются они в сферу как социальную, так и экономическую.

Путь первый, он же самый нелепый и самый опасный. Это желание все получить сразу и бесплатно: богатство, славу, карьеру. Из этой же серии - желание жить одним днем, потратить враз квартальную премию, празднуя ее получение.

Путь второй касается финансов и трудоустройства. Немало опрошенных россиян пожаловались на недостаток средств и низкооплачиваемую работу. Однако среди них почти не оказалось тех, кто, испытывая стеснение в финансах, искал бы подработку или шел на курсы повышения квалификации. Зато почти все признались, что перерабатывают и постоянно пребывают в состоянии стресса.

Путь третий обещает приятное времяпрепровождение и цирроз печени. Алкоголь. Во время опросов случались курьезы в стиле: "Ведете ли вы здоровый образ жизни?" - "Да, веду". - "Как часто вы употребляете алкоголь?" - "Ну пиво почти каждый день после работы пью". Проблема алкоголизма гораздо шире, чем кажется: слишком часто и слишком много может пить и безработный из-под Кирова, и руководитель из Москвы.

Для того чтобы перестать жить на этих трех китах российской безалаберности, недостаточно пропагандировать образ "новейшего" русского: свежего, здорового, подтянутого, с велосипедом и без вредных привычек. Следует копнуть глубже: донести до всех и каждого в отдельности, что он личность, а личность нуждается в самореализации.

В сознании русского человека свобода часто ассоциируется со вседозволенностью

Самореализация отнюдь не в привычном для нас советском смысле: встань над примитивными потребностями, будь готов (всегда готов!) пожертвовать собой ради великой цели, ради светлого будущего. Нет, мне ближе подход к самореализации с точки зрения концепции разумного эгоизма. Человек живет ради себя, а не ради общего блага. Человек должен заботиться о личном успехе, а не об успехе человечества. Но только вот процветание государства, по сути, складывается из процветания каждого его гражданина.

И снова мы возвращаемся к вопросу о человеческих ценностях. Свобода - ценность Запада. В сознании русского человека свобода часто ассоциируется со вседозволенностью. А между тем определенная степень свободы подразумевает соответствующую ей степень ответственности. Возникает проблема подмены понятий, которую эксперты комментируют следующим образом.

Во-первых, потребность в свободе - признак наивысшей ступени человеческого развития, а ценности россиян все еще связаны не с развитием, а с выживанием. Во-вторых, действия, предпринятые исключительно ради собственной выгоды, пока воспринимаются русским человеком как нечто негативное. Но согласно той же концепции разумного эгоизма, деятельность во благо себе совсем не подразумевает деятельности во вред другим.

Из идейного тупика есть выход. Но придется сделать над собой усилие и пойти путем от противного.

В Конституции РФ сказано, что никакая идеология не может устанавливаться на территории нашей страны в качестве официальной или обязательной. Во времена развала СССР столкнулись две идейные волны: внедрять ли в России западную модель минимизации роли государства или воскрешать досоветские белогвардейские идеалы? Спустя десятилетия общественное сознание окончательно перестало развиваться в едином ключе: к вышеназванным волнам примешались и тоска по советскому прошлому, и либерализм, и национализм... На мой взгляд, общим знаменателем для всех идеологических полемистов (по крайней мере для здравомыслящей их части) может стать концепция рационального индивида и его предпочтений, на которую бы хотелось ориентироваться каждому адекватному человеку. Главное - оставить позади безынициативность и найти в себе смелость перестать быть "объектом воздействия информационных технологий", учиться быть активным творцом собственной социальной реальности.