Пожалуй, встреча председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена была самым ожидаемым событием нынешнего саммита Группы двадцати (G20), особенно после решения президента России Владимира Путина лично не участвовать в мероприятии на Бали. Для китайского лидера это первые переговоры с американским коллегой после судьбоносного ХХ съезда Коммунистической партии Китая (КПК). Напомню, что в октябре Си был переизбран на третий срок на посту генерального секретаря 96-миллионной КПК, правящей в стране с населением 1,4 млрд, являющейся второй (а по многим показателям — и первой) экономикой мира. Также эта встреча проходила и после совсем недавнего визита спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань, спровоцировавшего крупнейшее за многие годы обострение отношений между Пекином и Вашингтоном (о том, как видятся итоги встречи из США читайте в колонке руководителя представительства ТАСС в Вашингтоне Дмитрия Кирсанова).
Китай готов только на правильные решения
Си Цзиньпину нужно было показать (в том числе и критикам в своей стране), что он совсем не антиамериканский ястреб, как можно было подумать по некоторым его предсъездовским выступлениям, а еще в большей степени — по довольно воинственной внутрикитайской пропаганде. Чего стоит, к примеру, изобилующий кровавыми сценами киноэпос "Битва при Чосинском водохранилище" (The Battle at Lake Changjin, 2021), который рассказывает об одном из сражений китайских народных добровольцев с американцами в период Корейской войны (1950–1953). Лента поставила, кстати, абсолютный рекорд по кассовым сборам в китайских кинотеатрах.
Обе стороны были явно нацелены на тактическое примирение.
"Мы в первую очередь будем стремиться к тому, чтобы китайско-американские отношения вернулись в нормальное русло", — сообщил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь на брифинге, отвечая на вопрос о том, чего ожидает Пекин от предстоящей встречи двух лидеров.
"Мир ждет от США и Китая ключевой роли в решении мировых вызовов, включая глобальное потепление и продовольственный кризис", — громогласно, но не очень конкретно проанонсировал цель встречи Джо Байден. Он также подчеркнул, что этими переговорами США и Китай должны показать, что "способны справиться с разногласиями, способны не допустить перехода от конкуренции к конфликту".
Явно откликаясь на эту реплику американского президента, Си Цзиньпин уточнил уже в ходе самой встречи: "Мир ожидает, что Китай и США предпримут правильные шаги для формирования отношений между двумя странами" (цитата по ИА "Синьхуа"). И дальше председатель КНР в своей спокойной манере последовательно разъяснил, какими должны быть эти "правильные решения". А то, что не огласил Си Цзиньпин, дополнили представители МИД КНР.
Чжао Лицзянь уточнил, что Пекин намерен поддерживать отношения с Вашингтоном исключительно "на равноправной и взаимовыгодной основе, на принципах взаимного уважения". "Мы будем защищать свой суверенитет, государственную безопасность и национальные интересы", — подчеркнул он. "Стабильное развитие китайско-американских отношений соответствует интересам обеих стран, в этом заинтересованы и все страны мирового сообщества", — подытожил официальный представитель МИД.
А уже после встречи еще один китайский дипломат — Мао Нин — вновь озвучила надежды Пекина: "Мы надеемся, что США и Китай пойдут навстречу друг другу, должным образом справятся с разногласиями, будут продвигать взаимовыгодное сотрудничество и избегать недопонимания и ошибочных суждений". Понятно, что "недопонимание" относится к американской стороне. Мао Нин добавила, что Пекин надеется на возвращение китайско-американских отношений "на правильный путь здорового и стабильного развития".
В сущности, в этом и заключается суть китайской дипломатии — искусно выстраивать своего рода "Великую китайскую стену" из, казалось бы, общих, но в целом непробиваемых фраз и железобетонных словесных блоков. Кто же против "правильных решений" и "здорового пути" развития?!
А сам Си Цзиньпин на встрече еще и подвел под фундамент китайско-американской "двусторонки" солидную научную базу, заявив о необходимости выстраивать двусторонние отношения, опираясь на историческую базу. "Китай и США должны относиться к истории как к зеркалу и позволить ей определять будущее", — отметил Си Цзиньпин. С историей тоже не поспоришь, хотя в Вашингтоне привыкли общаться с этой серьезной дамой довольно вольготно.
Тайвань по-прежнему в центре внимания
Для Пекина в истории китайско-американских отношений по-прежнему фундаментальная тема — тайваньская. И на встрече с Байденом председатель КНР не преминул указать на бесперспективность попыток сепаратистских сил добиться независимости Тайваня.
"Китайский народ никогда не допустит, чтобы Тайвань был независимым от Китая, — приводит слова Си Цзиньпина внешнеполитическое ведомство КНР. — Мы надеемся, что Соединенные Штаты будут действовать в соответствии со своими обещаниями, с учетом принципа "одного Китая".
Как напомнил председатель КНР, Байден неоднократно обещал, что США не будут использовать Тайбэй в качестве инструмента для сдерживания КНР. Он отметил, что соблюдение статус-кво по Тайваню — основополагающий фактор, от которого зависит будущее развития китайско-американских отношений. "Мы надеемся, что Соединенные Штаты предпримут реальные шаги для того, чтобы обещания выполнялись на практике", — подытожил здесь Си Цзиньпин.
Словно в подкрепление этих слов, военные самолеты ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) продолжают полеты в Тайваньском проливе, демонстративно заходя в так называемую опознавательную зону ПВО Тайваня, провозглашенную островом в одностороннем порядке. Среди них истребители J-11, самолеты радиолокационной разведки Y-8.
В последние несколько дней наблюдается рост активности авиации ВВС НОАК в районе Тайваня. Оборонное ведомство острова сообщало о приближении к Тайваню 46 военных летательных аппаратов КНР, включая беспилотники, истребители и вертолеты. Днем раньше в регионе было зафиксировано по меньшей мере 63 самолета материковых ВВС. Правда, и островитяне отвечают аналогичными мерами: проводят ежегодные учения Tien Lung (Sky Dragon, "Небесный дракон"). В них задействованы многоцелевые сверхзвуковые истребители Indigenous Defense Fighters (IDF), F-16V и Mirage 2000. План учений, как сообщало Центральное информационное агентство Тайваня, предусматривает соревновательную часть пилотов по поражению целей в воздухе, на суше и на море, а также отработку действий наземных служб поддержки.
Китайский бронепоезд на запасном пути
Так уж совпало, что впритык к встрече Си — Байден Китай продемонстрировал на Международном авиасалоне Airshow China в городе Чжухай на юге КНР целый ряд новинок авиационной и космической техники, предназначенной для ведения современной войны. Это были и новая система для уничтожения беспилотных летательных аппаратов, и ударный беспилотник Wing Loong 3 (WL-3, "Илун-3") с межконтинентальной дальностью полета, и разведывательный БПЛА Wuzhen-10 (WZ-10, "Учжэнь-10"), и 10-метровый космический радар SLC-18 для отслеживания объектов на низкой околоземной орбите. Эта технология позволяет прогнозировать траекторию движения космических аппаратов и собирать данные о них. Демонстрационные полеты совершали истребитель J-10 и военный транспортник Y-20.
Но внимание, например, гонконгских корреспондентов привлекла также впервые показанная широкой публике противокорабельная гиперзвуковая ракета, похожая на российский "Кинжал". Речь идет об экспортной версии китайской баллистической ракеты YJ-21 с дальностью действия более 2 тыс. км. "По мнению военных экспертов, появление этого оружия на Airshow China можно рассматривать как предупреждение Соединенным Штатам по Тайваню, — говорится в статье South China Morning Post. — Китайский вариант более мощный и в случае конфликта не позволит американским военным кораблям войти в регион". Как указал главный редактор канадского журнала Kanwa Asian Defence Андрей Чан, "ни одна из американских систем ПВО морского базирования не способна перехватить гиперзвуковую ракету".
А сам Си Цзиньпин заявил, что Народно-освободительная армия Китая должна повышать свою боеспособность и быть готовой к военным действиям. Об этом он сказал в ходе инспекции Объединенного оперативного центра командования Центральной военной комиссии Коммунистической партии Китая. Как уточнил китайский лидер, командование НОАК должно содействовать внедрению инноваций в армии, формировать надежные механизмы для того, чтобы китайские войска могли с высокой эффективностью участвовать в сражениях. "В мире все быстрее происходят эпохальные изменения. В связи с этим усиливаются неопределенность и дестабилизирующие факторы, отражающиеся на безопасности КНР, — подчеркнул Си Цзиньпин. — Нужно твердо защищать национальный суверенитет, безопасность и интересы развития нашей родины". По его словам, в новую эру крайне важно обеспечить правильное идеологическое воспитание солдат и офицеров. "Необходимо сосредоточить все усилия на военном деле, <...> ускоренными темпами повышать навыки наших войск в ведении победоносной войны", — добавил Си Цзиньпин.
Наша демократия не чета вашей
В какие-то моменты слова Си Цзиньпина весьма напоминали лекцию в университетском зале, в которой мудрый профессор вбивает в головы нерадивых студентов правильные истины, которым они никак не хотят учиться. Глава КНР заявил Байдену, что политика властей США по насаждению в мире американской демократии путем ее противопоставления "авторитарным режимам" других стран, мол, морально устарела. "Противопоставление так называемой демократии "авторитарным режимам" не соответствует современным реалиям в мире и противоречит существующим тенденциям", — приводит МИД Китая слова лидера. Как уточнил Си Цзиньпин, КПК стремится защищать права человека. "Наша демократия имеет китайскую специфику", — констатировал он. И это — "главному демократу", представляющему Демократическую партию США!
"Ни одна страна мира не обладает совершенной демократической системой", — уточнил американскому президенту китайский председатель и генеральный секретарь ЦК КПК. "Всегда есть необходимость в развитии и оптимизации", — добавил он.
Си Цзиньпин заявил, что Пекин путем диалога готов устранять разногласия с Вашингтоном, вызываемые различиями между двумя странами. "Однако это может происходить исключительно на равноправной основе", — подытожил он.
Кроме того, Си Цзиньпин рассказал о коренных отличиях китайского социализма от американского капитализма.
Поиски общего
Однако на встрече говорилось не только о различиях, но и о возможных зонах общих интересов или, по крайней мере, о поисках таковых.
Это могло бы быть возобновление американо-китайского диалога по борьбе с изменением климата. В последние недели между Пекином и Вашингтоном прошли "определенные неофициальные переговоры" в означенной области, подтвердил американский спецпосланник по вопросам климата, бывший госсекретарь и кандидат в президенты США Джон Керри.
Переговоры по климату также пали жертвой китайско-американского обострения по Тайваню, когда Пекин объявил о временной приостановке работы или упразднении восьми механизмов сотрудничества с США из-за визита Пелоси в Тайбэй. Речь идет об отмене встреч представителей военных ведомств, прекращении работы линии прямой связи между региональными военными командованиями, остановке взаимодействия в рамках механизма обеспечения безопасности на море, а также по борьбе с изменением климата и незаконной торговлей наркотиками. Какие-то из этих механизмов Китай может использовать теперь в качестве разменной монеты в контактах с США.
Возможно, обсуждение ситуации в Южно-Китайском море не случайно: буквально в день встречи Си — Байден по этой теме высказался премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, выступивший за свободу судоходства. Как сообщил МИД КНР, глава китайского правительства заявил об этом на состоявшемся в Камбодже Восточноазиатском саммите. Ли Кэцян тут ничем особенно не рискует — в марте следующего года он в любом случае покидает премьерское кресло. А поговорить о свободе мореплавания в этом крайне непростом регионе можно.
"Сохранение свободы судоходства в ЮКМ соответствует всеобщим интересам", — подчеркнул Ли Кэцян, добавив, что Пекин стремится сохранить мир и стабильность в регионе.
В диалоге Си Цзиньпина и Байдена по инициативе американского президента всплыла и тема урегулирования обстановки на Корейском полуострове. Джо Байден, по сути, попросил Си Цзиньпина надавить на северокорейского руководителя и потребовать, чтобы КНДР не проводила новых испытаний своих ядерных устройств.
Эта тема близка Китаю, особенно если будут разморожены проходившие несколько лет в Пекине шестисторонние переговоры по денуклеаризации Корейского полуострова. Позиция КНР, кстати, подразумевает обоюдные шаги КНДР и США с тем, чтобы была обеспечена и безопасность Северной Кореи.
Но не за счет России
Вот по какому пункту Пекин и Вашингтон не могут достичь согласия — так это по осуждению России. Правда, по украинской теме у КНР и США есть, казалось бы, совпадающие позиции — приоритет мирных переговоров над ведением военных действий. Но, на мой взгляд, это еще большой вопрос, насколько это соответствует глубинным интересам Вашингтона.
Более того, перед переговорами МИД КНР фактически опроверг слова Байдена, который утверждал, что Китай, мол, "дистанцируется" от России. Напротив, заявил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, Пекин укрепляет партнерские отношения с Москвой. "Китай и Россия в долгосрочной перспективе развивают стабильные и гармоничные двусторонние отношения", — сообщил он на брифинге, отвечая на мою просьбу прокомментировать заявление американского президента. "Китай заинтересован в сотрудничестве с Россией, мы готовы постоянно содействовать развитию отношений между нашими странами в правильном направлении", — подчеркнул Чжао Лицзянь.
Например, и газета Financial Times писала, что Китай на саммите выражал "однозначную поддержку" РФ в ходе закрытых заседаний по работе над проектом итогового коммюнике "двадцатки".
Займутся помощники
Как сообщил Белый дом, Байден и Си Цзиньпин поручат помощникам работать над устранением разногласий. Обычно эта формула констатирует, что сами лидеры этого сделать не смогли. Но пообщались три часа — и уже хорошо.
Тем не менее Пекин уже обозначил свои интересы от этой работы. Китайские власти ожидают от американского руководства, что оно предпримет "совместные усилия для того, чтобы отношения между нашими странами вновь вернулись в русло гармоничного и стабильного развития". Об этом заявил Си Цзиньпин на встрече с президентом США, сообщает Центральное телевидение Китая.
Как уточнил Си Цзиньпин, он готов обсуждать с Байденом "стратегические вопросы двустороннего взаимодействия", а также проблемы регионального и глобального характера. Председатель КНР подчеркнул, что мир столкнулся с беспрецедентными вызовами и в сложившейся ситуации Китай и Соединенные Штаты должны сообща содействовать глобальному развитию.
В свою очередь, итоги встречи глав двух государств подвел и министр иностранных дел Китая Ван И на сайте МИД КНР: "США должны отразить позитивные высказывания президента Байдена в конкретных стратегических мерах и действиях, прекратить сдерживать Китай и оказывать на него давление". Как он уточнил, Вашингтон прежде всего должен отказаться от попыток вмешательства во внутренние дела Китая. "США следует прекратить ущемлять суверенитет, интересы КНР в области национальной безопасности и развития", — подчеркнул дипломат.
По его словам, США следует сконцентрироваться на сотрудничестве с Китаем для создания "надежной основы" двусторонних отношений.