Переговоры президента США Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина на острове Бали привели к некоторому ослаблению напряженности, которая нарастала между Вашингтоном и Пекином на протяжении последних лет. Тем не менее дебютная очная встреча Джо Байдена и Си Цзиньпина в качестве американского и китайского руководителей оставила, пожалуй, не меньше вопросов, чем ответов относительно того, по какой траектории будут дальше развиваться отношения двух стран. При этом нынешние оборонительные и иные подобные доктрины Вашингтона и внутриполитическая обстановка в Штатах будут скорее продолжать отбрасывать американо-китайские отношения к той самой конфронтации, импульс к преодолению которой должны были дать переговоры двух лидеров на полях саммита Группы двадцати (о том, как видятся итоги встречи из Китая читайте в колонке руководителя представительства ТАСС в Пекине Андрея Кириллова).
Пауза в свободном падении
Не случайно информационный портал Axios вынес в заголовок своего комментария по итогам встречи Си Цзиньпина и Джо Байдена слова о том, что пока, по сути, лишь нажата кнопка "пауза" в свободном падении", в котором пребывали до настоящего времени американо-китайские отношения.
Заострив внимание на "позитивном тоне" переговоров глав двух государств, издание охарактеризовало его как "примечательное изменение" в состоянии "быстро ухудшавшихся двусторонних связей". Встреча на Бали представляла собой "осознанное усилие, призванное стабилизировать опасно перегретые отношения", сказал порталу вице-президент Азиатского общества Дэниел Рассел. Этот отставной кадровый дипломат является одним из наиболее авторитетных американских специалистов по Азии, в 2013–2017 годах он занимал должность помощника госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана.
В свою очередь газета The Washington Post отметила, что "скромной целью" почти трехчасовых переговоров была попытка не допустить бесконтрольного нарастания трений в отношениях КНР и США, заложить основу для их "потенциального будущего потепления". Некоторые успехи на этом поприще в результате беседы Байдена и Си действительно имеются.
Активизация контактов
Во-первых, как объявил Белый дом, лидеры условились, что госсекретарь США Энтони Блинкен нанесет визит в Китай, чтобы продолжить проработку тем, которые обсудили главы двух государств. Предполагается, что эта поездка состоится в начале 2023 года.
Во-вторых, по свидетельству должностных лиц американской администрации, Пекин согласился возобновить взаимодействие по ряду двусторонних каналов, которое было приостановлено по решению правительства КНР после августовского вояжа на Тайвань спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. В число каналов, сотрудничество по которым размораживается, вошел, согласно данным Вашингтона, и пункт, касающийся борьбы с изменением климата. С американской стороны эту работу координирует спецпосланник по вопросам климата, бывший госсекретарь и кандидат в президенты США Джон Керри.
Как сообщил со своей стороны МИД Китая, лидеры "пришли к консенсусу по поводу того, что дипломатические структуры двух стран должны поддерживать друг с другом стратегические контакты и регулярно проводить консультации".
"Красные линии" и "защитные ограждения"
В принципе, восстановление такого регулярного диалога на высоком уровне и создание неких новых, как принято выражаться в Вашингтоне, "защитных ограждений" в отношениях, способных предотвратить их потенциальное скатывание к прямому конфликту, было едва ли не основной задачей американского правительства в преддверии переговоров на Бали.
Во всяком случае, в канун этой встречи представитель администрации США высокого ранга поведала на специальном телефонном брифинге для журналистов, что Вашингтон призывает Пекин "найти способ подвести фундамент под [двусторонние] отношения". В понимании администрации Байдена это означает прежде всего наличие способов "управления [американо-китайской] конкуренцией" на мировой арене, а также обеспечение "совместной работы" в тех сферах, где интересы Вашингтона и Пекина совпадают, пояснила представитель исполнительной ветви власти США.
В схожем ключе высказался на эту тему и сам американский президент. "Мы [с Си Цзиньпином] просто должны определить, где пролегают "красные линии" и что является наиболее важным для нас обоих в следующие два года", — подчеркнул Байден 12 ноября на пресс-конференции в Пномпене, где он находился для участия во встрече США — АСЕАН на высшем уровне и Восточноазиатском саммите.
Разные подходы, разные ожидания
Однако, по признаниям американского экспертного сообщества, именно в подходе к вопросу о том, какие шаги теперь следует делать, чтобы наладить поступательное развитие двусторонних отношений, кроется фундаментальное расхождение между Вашингтоном и Пекином.
Судя по всему, США за счет попыток выстроить "защитные ограждения" и заложить "фундамент" фактически пытаются свести дело к получению от Китая гарантий неприменения силы в случае взрывного нарастания напряженности. "Я не готов идти на какие-то фундаментальные уступки", — предупредил Байден 9 ноября на пресс-конференции в Белом доме, отвечая на вопросы об отношениях с Китаем. При этом США сохраняют в силе все таможенные пошлины на товары из Китая, введенные предыдущей американской администрацией во главе с Дональдом Трампом, разрабатывают меры по значительному ужесточению режима экспортного контроля в отношении Пекина вместе с другими странами Запада, стремятся заместить его в цепочках поставок ряда ключевых наименований продукции, главным образом высокотехнологичной, переориентироваться на существенное расширение объемов выпуска собственных полупроводников.
Параллельно Вашингтон, очевидно, начинает втаскивать НАТО в Азиатско-Тихоокеанский регион, не ограничиваясь созданием там с Австралией и Великобританией нового военно-политического блока AUKUS. Белый дом еще в прошлом году сигнализировал о том, что рассчитывает на присоединение и других своих союзников в Европе и Азии к этому альянсу, предусматривающему на первых порах строительство для Австралии атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, а впоследствии и проведение различных совместных военных разработок, в том числе гиперзвуковых вооружений.
Кроме того, Байден практически подтвердил несколько раз за последние месяцы готовность задействовать Вооруженные силы США для оказания помощи Тайваню в случае потенциального конфликта. Как это соотносится с политикой "одного Китая", приверженность которой продолжают декларировать Штаты, Вашингтон внятно объяснить не может.
Наконец, Китай провозглашен в новой Стратегии национальной обороны США основным вызовом.
Все эти факторы формируют очень жесткую рамочную конструкцию, выйти за пределы которой Соединенные Штаты, несмотря на заверения Байдена в стремлении избежать новой холодной войны или конфликта в отношениях с Китаем, просто по определению не способны.
А ведь на эти рамки еще и накладывается антикитайский консенсус, сложившийся в Америке между правящей Демократической и оппозиционной Республиканской партиями. В Конгрессе США он выражается в виде законотворческой деятельности, нацеленной, к примеру, на применение жестких санкций в отношении Пекина и масштабное расширение поддержки Тайваня, поставку ему современных систем вооружений. Главные законодательные инициативы такого рода пока в какой-то степени сдерживаются Белым домом, но они продолжают активно обсуждаться на Капитолийском холме. Причем имеются представители правоконсервативных кругов, которые настроены совсем оголтело. Например, бывший ответственный сотрудник Пентагона, а затем руководитель ряда вашингтонских научно-исследовательских центров Фрэнк Гаффни утверждает, что "Коммунистическая партия Китая ведет войну с Америкой", что Пекин "решительно настроен на то, чтобы уничтожить" Соединенные Штаты. Это крыло республиканцев заявляет о намерении не допустить никакого сближения США с КНР.
Между тем Пекин, согласно излагаемой американскими неправительственными экспертами информации, ждет от Вашингтона не только первых вполне конкретных шагов по улучшению двусторонних отношений, призванных продемонстрировать наличие у США доброй воли, но и достижения твердых договоренностей по ключевым для сторон вопросам, включая ситуацию вокруг Тайваня.
"Со стороны США все это касается общения [официальных лиц] в кризисных ситуациях — как предотвратить развитие ситуации по наихудшему сценарию. Но, по мнению Китая, ответственный способ управлять конкуренцией — это достижение соглашения по базовым принципам", — отметила управляющий директор Азиатского общества Рорри Дэниелс. По ее словам, некоторые китайские эксперты в связи с этим выдвигают идею подготовки сторонами нового совместного коммюнике в дополнение к трем аналогичным документам, заложившим основы отношений между Вашингтоном и Пекином. "Китай действительно пытается договориться о какой-то путеводной звезде, чтобы указывать на нее и говорить, что такова природа отношений. Однако США не подходят к Китаю с таким же мышлением", — сказала Дэниелс газете The Washington Post.
На взгляд Лайла Голдстина из американской научно-исследовательской организации "Оборонные приоритеты", лидеры США и КНР в своей встрече на Бали "добились минимума" — создали "потенциал для того, чтобы стабилизировать отношения". С его точки зрения, такая стабилизация "потребует мощной дальнейшей работы и решимости как Вашингтона, так и Пекина, нацеленной на то, чтобы ломать наблюдающиеся в обеих странах тенденции к использованию агрессивной риторики и эскалации напряженности".
Найдутся ли у Байдена воля, политический капитал и время на такую кропотливую работу и корректировку курса Вашингтона с целью выведения американо-китайских отношений из пике ради их взаимовыгодного развития — вопрос открытый. Особенно в свете того, что против участия Байдена, которому через несколько дней исполнится 80 лет, в борьбе за пост президента США в 2024 году начинает публично высказываться все больше даже его однопартийцев-демократов.