Советская авиация над Сталинградом: как люфтваффе утратило господство в воздухе
Дмитрий Хазанов — о воздушном сражении над берегами Волги и роли в нем погодных условий
80 лет назад 19 ноября под Сталинградом началось контрнаступление Красной армии, в результате чего была окружена усиленная 6-я германская армия генерала Фридриха Паулюса, которая считалась лучшей в вермахте. В ходе боев на берегах Волги ее разгромили, а уцелевшие гитлеровцы и их союзники капитулировали. В Германии впервые с начала войны был объявлен национальный траур. Советские войска же развернули победоносное зимнее наступление 1942/43 года, выбили противника с Северного Кавказа, Ставрополья, Кубани, прорвали блокаду Ленинграда.
Пушки, минометы, реактивные установки обрушили на врага шквал снарядов и мин (между прочим, День ракетных войск и артиллерии мы отмечаем ежегодно именно 19 ноября). Тем не менее огромное внимание уделялось в Сталинградском котле и применению военно-воздушных сил.
Тщательная подготовка
Никакая другая военная операция из числа ранее проведенных на советско-германском фронте не планировалась столь тщательно. Были проанализированы слабые места в обороне фашистов, подготовлены значительные резервы, продуманы вопросы взаимодействия родов войск и наступающих фронтов, во главе которых поставили опытных военачальников. ВВС пополнили свежими соединениями, задействовали 8-ю, 16-ю, 17-ю и часть сил 2-й воздушной армии, а также дивизию истребителей ПВО. Всего было задействовано 1 818 боевых самолетов (это вдвое больше, чем располагал противник — 4-й воздушный флот).
Операцию против немцев можно выиграть лишь в том случае, если имеем превосходство в воздухе. В этом случае наша авиация должна выполнить три задачи: первое — сосредоточить действия в районе наступления наших ударных частей, подавить авиацию немцев и прочно прикрыть наши войска, второе — пробить дорогу нашим наступающим частям путем систематической бомбежки стоящих против нас немецких войск, третье — преследовать отступающие войска противника путем систематической бомбежки и штурмовых действий, чтобы окончательно расстроить их и не дать им закрепиться на близлежащих рубежах обороны. Если [командующий ВВС Александр] Новиков думает, что наша авиация сейчас не в состоянии выполнить эти задачи, то лучше отложить операцию на некоторое время и накопить побольше авиации
В августе того же года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, посетив Москву, сообщил Сталину, что десанта союзников в Европе в 1942 году не будет, но планируется "в весьма значительном масштабе" высадка в Западной Африке в рамках операции "Факел" (Torch). Советское руководство поняло: у немцев не останется другого выхода, как усиливать свою группировку, прежде всего авиационную как наиболее мобильную, на Североафриканском театре для парирования наступления союзников. А сделать они это могли за счет переброски части сил с Восточного фронта. Следовательно, противник уже не смог бы, как это происходило в сентябре и октябре 1942 года к северу от Сталинграда, парировать наступательные действия СССР мощными ударами с воздуха.
Метеоусловия
Контрнаступление под Сталинградом явилось первой масштабной советской операцией, в которой при планировании учитывались замыслы наших союзников по антигитлеровской коалиции. Вероятно, с учетом именно этого обстоятельства Сталин не торопил Новикова и его подчиненных. Накануне операции командующие советских объединений направили боевые приказы, где изложили указания по действиям в первые дни контрнаступления. Они требовали четко выполнять все требования вышестоящего командования, "проявить максимум энергии, инициативы в боевой работе". Но предвидеть резкое ухудшение метеоусловий у берегов Волги не было возможности.
Утром 19 ноября при пасмурной, туманной погоде (после интенсивной артподготовки) в наступление перешли ударные группы Юго-Западного и Донского фронтов, на следующие сутки к ним присоединился и Сталинградский фронт. В прорыв вошли танки, мотопехота, конно-механизированные группы. Оказавшиеся на их пути румынские части были разбиты, многие фашистские солдаты сдавались в плен, а оставшиеся, побросав оружие, обратились в бегство.
Основными задачами, которые решали советские летчики, являлись разведка и атака с воздуха неприятельских войск в полосе наступления танковых, механизированных и кавалерийских корпусов. Тем не менее было бы преувеличением утверждать, будто наша авиация внесла большой вклад в прорыв немецкой обороны и борьбу с резервами: и на Юго-Западном, и на Донском, и на Сталинградском фронтах самолеты, например, 20 ноября поднялись в воздух только после полудня, и многие вынужденно вернулись на аэродромы. Так, из 30 штурмовиков 228-й штурмовой авиадивизии до цели дошли только 8, а остальные прервали полет.
На случай начала активных действий Красной армии, прежде всего на Среднем Дону, противник собирался быстро вернуть свои бомбардировщики и пикировщики с кавказского направления (где немцы безуспешно пытались прорваться к Грозненскому и Бакинскому нефтяным районам) под Сталинград, прижать наступающие советские колонны к земле и забросать их бомбами, тем самым сорвав передвижения войск. Но все получилось иначе. Как следовало из немецких документов, постоянный переход осадков от дождя к снегу и, наоборот, наличие изморози позволили подняться в небо лишь нескольким одиночным самолетам 8-го германского авиакорпуса. Разбомбить мосты через Дон они не смогли, воздушная разведка противника оказалась неэффективной. Надежды на то, что советские войска не достигнут железной дороги Сталинград — Суровикино — Морозовский и не перережут главную питательную артерию фашистов, повисли в воздухе. Перебазировать авиацию также помешала погода.
Первая волна наступающих конно-механизированных групп Красной армии прорвала линию фронта и вышла к передовым вражеским аэродромам.
Ближнеразведывательная авиация разбита. Эскадра пикирующих бомбардировщиков Immelmann состоит теперь только из одной неполной группы. Штурмовая эскадра смогла совершить только один групповой вылет 20 ноября. Большинство авиационно-технического оборудования остается в "котле", контуры которого медленно, но отчетливо вырисовываются. Кругом разбросаны самолеты — разбитые и вполне исправные. Недостает фотоимущества и оружия. Горючего в обрез. Размокшие аэродромы перегружены, личный состав частей перепутан. Служба связи работает не оперативно, если вообще работает. Кроме того, провода часто покрываются слоем льда и рвутся. Недостает продовольствия, нет укрытий. Неповрежденные автомашины стали редкостью. К району Калача, где стоят только слабые немецкие силы, неотвратимо катятся русские танки и моторизованные части
Воспользоваться шоком противника
Когда через несколько суток моторизованные группы подошли к тыловым базам, то потери материальной части люфтваффе стали измеряться десятками, а то и сотнями самолетов. Иногда целые эшелоны с новой техникой, которую не успели выгрузить, становились трофеями советских войск. Так, на станции Чир, освобожденной 23 ноября, было обнаружено 6 платформ с немецкими самолетами (порядка 20–24 единиц). Однако, по архивным данным, еще и в мастерских здесь фашисты потеряли 99 собранных для ремонта самолетов.
Когда окружение 6-й германской армии стало явью, то выяснилось: многочисленные склады снабжения оружием, боеприпасами, горючим оказались вне кольца. Чтобы немецкие солдаты и офицеры могли продолжить борьбу, пока в высоких штабах решалась их судьба, надлежало обеспечить окруженных хотя бы минимумом необходимого. Было принято политическое решение снабжать войска генерала Паулюса по воздуху с помощью транспортной авиации. По приказу рейхсмаршала Германа Геринга уже 24 ноября первые 42 транспортника доставили в "котел" 84 т грузов.
Полетам противника мешала, конечно, не только плохая погода. 30 ноября генерал Александр Новиков направил в войска директиву об организации борьбы с транспортной авиацией противника в районе Сталинграда. Через три дня командующий ВВС КА, посчитав, что эта борьба ведется недостаточно четко и организованно, приказал закрепить специально выделенные части истребителей и штурмовиков для уничтожения транспортных самолетов, а борьбу с ними вести днем и ночью (с помощью легкомоторной авиации), разделив между 8-й и 16-й воздушными армиями зоны ответственности в кольце.
Тихоходные устаревшие самолеты Junkers Ju 52, которые доставляли грузы, имели мало шансов в бою с советскими современными истребителями, немцам пришлось организовать их прикрытие. На эту задачу переключили большинство Messerschmitt, что не позволило им, как прежде, вести "свободную охоту" за советскими самолетами. В результате потери наших ВВС в воздушных боях значительно снизились. Тем не менее группы Ju 52 все же не справлялись со своими задачами, и к снабжению подключили соединения Heinkel Не 111, быстро переоборудовав машины из бомбардировщиков в транспортники. Закономерно, что после этого воздействие на советские коммуникации, ближние тылы и транспорт оказалось существенно слабее, чем в августе — октябре 1942 года.
Опыт операции
Конечно, нельзя и недооценивать роль советской авиации в наступлении, поддержке своих войск, но к рассматриваемому периоду ВВС КА еще не представляли той мощной и организованной силы, какой они стали, скажем, через год-полтора. Люфтваффе же справедливо рассматривалось наземным советским командованием как главная угроза. Это подтверждает и мнение Верховного главнокомандующего — в письме президенту США Франклину Рузвельту от 28 ноября (армия Паулюса уже была в окружении) он признавал: "В Сталинградской операции мы добились известных успехов, причем нам немало помогли снегопад и туманы, которые помешали немецкой авиации развернуть свои силы".
Генерал Новиков, докладывая 3 февраля 1943 года Сталину об итогах применения наших ВВС в контрнаступлении, подчеркивал, что при прорыве обороны неприятеля наиболее целесообразно использовать авиацию сначала для поражения штабов и узлов связи, с тем чтобы нарушить управление; а в момент атаки необходимо обрушиться на артиллерию и минометы, стремясь обеспечить продвижение своей пехоты. Подвижные группы (механизированные или танковые корпуса), введенные в прорыв, должны поддерживаться штурмовыми и истребительными авиачастями, приданными непосредственно им.
Александр Новиков также отметил, что наиболее удачным боевым порядком, с учетом приобретенного опыта, при атаке неприятельских войск штурмовиками и бомбардировщиками является строй "круг" (когда самолеты кружатся над целью, поочередно переходя в атаку и попутно защищая друг друга с задней полусферы). Кроме того, от прикрытия войск на поле боя способом патрулирования он рекомендовал отказаться и прибегать к нему лишь в самом крайнем случае, а организовывать прикрытие посредством дежурства истребителей на передовых аэродромах с вызовом для выполнения боевой задачи по радио.
Переход стратегической инициативы
В отличие от операции по снабжению Демянского котла (с 19 февраля по 18 мая 1942 года), которая прошла относительно успешно для немцев, под Сталинградом для 6-й армии все закончилось фиаско. Здесь люфтваффе встретилось с более энергичным противодействием со стороны советских войск, чем летом и в начале осени на этом направлении. Немцам пришлось снабжать не два корпуса, а целую усиленную армию. Например, 9 и 24 декабря до посадочных площадок в котле вовсе не долетел ни один самолет. Окруженные у Волги войска пребывали на голодном пайке. Потеря аэродромов с началом операции советских войск под названием "Кольцо" еще более ухудшила и без того их отчаянное положение. В итоге не помогло и привлечение к снабжению тяжелых четырехмоторных самолетов, таких как FW 200, Ju 290 и He 177, — многочисленные немецкие самолеты всех типов в виде обломков и остовов остались на заснеженных полях Сталинградской области.
Не подлежит сомнению тот факт, что Сталинград ознаменовал собой поворотную точку во Второй мировой войне. Германия не только потеряла здесь 6-ю армию, но также свыше половины всех имевшихся на то время транспортных Ju 52, огромное количество самолетов-бомбардировщиков и ценное авиационное имущество, восполнить которое немедленно не представлялось возможным. Главное, заменить опытные экипажи транспортной авиации не удалось уже никогда
Впервые с начала вторжения в Советский Союз в период с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года безвозвратные потери ВВС КА (512 самолетов по документам СССР) оказались меньше потерь противника (от 800 до 1 000 машин по разным оценкам).
Немцы позже признали, что начиная с середины ноября 1942 года стратегическая инициатива (как на Восточном, так и на Западном фронтах) в воздушных боях перешла в руки противников Германии. Непродуманное и авантюрное решение фашистов обеспечить снабжение окруженной армии Паулюса силами транспортной авиации привело к исключительно тяжелым последствиям. Если раньше их экипажи не сомневались в превосходстве над ВВС Красной армии в материальной части, уровне подготовки командиров и летного состава, то теперь эта уверенность если не совсем пропала, то не являлась больше очевидной.
Впоследствии, в первой половине 1943 года, борьба шла с переменным успехом, противник был опытным и хорошо подготовленным, но события под Сталинградом стали важным этапом в нашей конечной победе.