Делать прогнозы — дело, действительно, неблагодарное. Большинство предсказаний авторитетных международных организаций, сделанных в первом полугодии, указывали на крайне тяжелые последствия санкционного давления для российской экономики. Масштабы спада обещали нам просто катастрофические, вплоть до разорения экономики. Но в жизни все оказалось иначе. И дело вовсе не счастливого случая, что России удалось избежать худших сценариев. А как раз благодаря вовремя принятым властями решениям.
Правильные шаги
Весной этого года для отечественной экономики высокие риски создавала подскочившая инфляция, которая могла оказать существенное давление на реальные доходы граждан. С другой стороны, попытки борьбы с инфляцией и ограничения движения капитала также представляли угрозу и могли внести дополнительный отрицательный вклад в усиление спада экономики. Тем не менее уже к середине года стало понятно, что инфляция существенно замедлилась, а ключевые отрасли промышленности, прежде всего добыча и обработка, не провалились.
На сегодняшний день экономика находится в состоянии хоть и хрупкого, но равновесия, которое было достигнуто в том числе благодаря своевременно принятым мерам поддержки наиболее проблемных сфер. Пример тому — перевод иностранных потребителей российских энергоресурсов на оплату в рублях. Это позволило как стабилизировать валютный курс, формируя устойчивый спрос на рубль, так и избежать дополнительных рисков заморозки и потери валютной выручки экспортеров.
Быстро купированная инфляция и стремительное снижение ключевой ставки, последовавшее за ее вынужденным резким повышением, позволили обеспечить бизнес и население доступными кредитами без необходимости длительное время компенсировать за госсчет возросшие процентные ставки. Безусловно, в борьбе с инфляцией роль сыграл целый ряд факторов, таких как замедление потребительской активности населения и переход на сберегающую модель поведения, а также стимулирующая политика Центробанка. Быстрая стабилизация экономики позволила за десять месяцев года нарастить объемы розничного кредитования на 6,7% и корпоративного кредитования — на 9,9%. Остается надеяться на сохранение положительной динамики до конца года.
В целом большинство прогнозов на 2022 год оценивают потери российской экономики в диапазоне 2,9–3,7% от ВВП. Большинство экспертов склоняются к спаду 3,7% как к наиболее реальному сценарию — ввиду наиболее тяжелых санкций, приходящихся на конец года, и заметно ухудшившейся динамики экономики в начале четвертого квартала. При этом прогноз ЦБ РФ предусматривает спад экономики на 3,2%, а Минэкономразвития — на 2,9%. В своем комментарии на прогноз Минэкономразвития к проекту бюджета на ближайшие годы специалисты лаборатории структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС указывали, что видение ведомства является чрезмерно оптимистичным, что может вылиться в неверное прогнозирование доходов бюджета и его дефицита.
Немаловажную роль в стабилизации экономики играют меры поддержки, принятые правительством. Можно наблюдать постепенное восстановление импорта, которое стало возможным благодаря программам льготного кредитования импортеров, упрощению некоторых таможенных процедур, отмене пошлин на импорт товаров инвестиционного характера и иным мерам нефинансового характера.
Важное место в вопросе стимулирования экономики занимает поддержка сельхозпроизводителей. Авансы производителям зерна на посевные работы, программа льготного кредитования, льготные железнодорожные тарифы на перевозку сельхозпродукции и некоторые другие меры позволили эффективно вырастить и собрать большой урожай.
Поэтому можно с уверенностью говорить, что в 2022 году не будет спада в инвестиционной активности, поскольку бизнес может привлекать финансирование для своих проектов по комфортным рыночным ставкам, а также выработан целый ряд мер по стимулированию инвестиций. Банковские гарантии со стороны государства предприятиям отдельных отраслей экономки, льготные программы кредитования, гранты на исследования, улучшение условий проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) и иные меры вносят значительный вклад в поддержание инвестиционной активности в текущем году.
Что дальше
Однако наиболее серьезный удар по инвестициям отечественных компаний придется на 2023 год. Поскольку в текущем году происходит заметное сокращение прибыли корпоративного сектора вследствие падения маржинальности бизнеса. А за последние три года в среднем порядка 55% инвестиций в основной капитал были осуществлены именно за счет собственных средств организаций. Поддержать инвестиционную активность в этот период призваны новшества в сфере ГЧП. К таким нововведениям можно отнести изменение правил заключения СПИК 1.0 (специальных инвестиционных контрактов), сокращение сроков заключения СПИК 2.0, продление сроков реализации инвестпроектов в некоторых отраслях (например, леспром и рыболовство), расширение возможностей корректировки условий концессий (разновидность договоров ГЧП — прим. ТАСС), перезапуск механизма СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений), упрощение процедур предоставления земельных участков предприятиям и другие меры финансового характера.
Ключевыми рисками в 2022–2023 годах будут усиление санкционного давления и замедление глобальной экономики. Уже принятые санкции с высокой вероятностью приведут к замедлению нефтяной отрасли в конце 2022 — начале 2023 года. С учетом того, что ОПЕК оценивает на сегодняшний день рынок нефти как заметно профицитный (предложение превышает спрос), России будет сложно находить альтернативные пути сбыта нефти и нефтепродуктов по адекватным ценам. Если добавить к этому весьма вероятный сценарий стагнации мировой экономики, то это существенно усилит негативное давление на отечественную экономику за счет снижения рыночных цен на энергоресурсы и ослабления национальной валюты. Что в конечном счете выльется в ускорение инфляции за счет удорожания импорта.
Население может ощутить на себе эффекты от замедления российской и мировой экономики через временное снижение реальных доходов. Однако опыт поддержки граждан в условиях пандемии и санкций позволяет использовать проверенные и довольно эффективные механизмы, которые способствуют преодолению временных трудностей, связанных с потерей работы или снижением дохода. С переходом экономики к восстановлению увеличится спрос на рабочую силу, а реальные заработные платы будут расти вместе с рынком.
Серьезным риском в следующем году может стать, скорее всего, ограниченная способность восстановления импорта в Россию, особенно инвестиционных товаров и сырья. Санкции западных стран призваны ограничить логистические возможности и товарные потоки в Россию, поэтому способность эффективно противостоять данному вызову будет основой для среднесрочной динамики экономики и для инвестиций в важные для экономики страны отрасли.
В целом проводимая правительством политика по борьбе с последствиями санкций дает надежды на оптимизм и веру в наши собственные силы. Международные организации (МВФ, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития) также более не прогнозируют обвала экономики в 2023 году, и спад оценивается в диапазоне от 2,3 до 4,5% ВВП. Банк России видит перспективы замедления инфляции, а Минфин планирует умеренный дефицит федерального бюджета. Хотя серьезные испытания еще впереди, уже со второго полугодия 2023 года экономика страны имеет все шансы перейти к восстановительному росту.