На двух стульях: почему Индия не готова отказаться от доллара, но стремится его ослабить
Евгений Пахомов — о попытках Нью-Дели следовать внеблоковому курсу, лавируя между интересами США, Китая и России
Индия совершенно уверена в необходимости своего участия во всех ведущих мировых объединениях. Это, мол, позволяет стране, во-первых, иметь весомый голос в обсуждении важных международных вопросов, а во-вторых, следовать своему, выработанному десятилетиями внеблоковому статусу — именно Индия была одним из организаторов и основных двигателей Движения неприсоединения. Участие этой страны в серии саммитов, в том числе в рамках Четырехстороннего диалога по безопасности (QUAD), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), саммита и объединения Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС), а также встречи в рамках "Большой двадцатки" (G20) и саммита Содружества (бывшего Британского), как считают в Нью-Дели, демонстрируют ее независимую внешнюю политику.
По мнению главы МИД страны Субраманьяма Джайшанкара, такая политика позволяет поддерживать стратегическую автономию. "Я не согласен с тем, что Индия должна присоединиться или к оси США, или к оси Китая. Мы — пятая часть населения мира, пятая или шестая по величине экономика в мире. <…> И мы имеем право поддерживать свою собственную сторону", — отметил он в 2022 году в Братиславе. Такой подход определяет и позицию Индии по отношению к БРИКС.
Индия в "пятерке"
В вопросе о расширении БРИКС Индия пока заняла осторожную позицию. Как отметили мне знакомые с проблемой индийские эксперты, Нью-Дели не хочет, чтобы новые члены "направили бы объединение в сторону одного из центров силы". Как указывают мои источники, при активном содействии Индии в декларации саммита БРИКС в июне прошлого года появилась формулировка, что в вопросе о расширении объединения "мы подчеркиваем необходимость уточнения руководящих принципов, стандартов, критериев и процедур для процесса расширения через канал шерпов на основе всесторонних консультаций и консенсуса".
"Напомню, что Индия не возражала, когда это объединение из БРИК стало БРИКС — то есть к объединению присоединилась Южная Африка в 2010 году. Но Нью-Дели хочет, чтобы это расширение было продуманным и новыми членами становились страны, которые будут соответствовать целям и задачам объединения", — пояснил в беседе со мной почетный научный сотрудник экспертного центра Observer Research Foundation в Нью-Дели Нандан Унникришнан.
Нью-Дели поддерживает направление на развитие торговых и экономических структур за пределами финансовой системы, в которой доминируют США. Индия активно участвует в Банке НБР БРИКС для содействия приоритетным проектам страны, связанным с "зеленой" энергетикой, социальной безопасностью, общественным здравоохранением и т.д. При этом Нью-Дели идет в русле концепции перехода к расчету в национальных валютах в рамках деятельности "пятерки". Это также показывает самостоятельный и "демонстративно нейтральный" курс Индии.
Гегемония доллара
Республика давно рассматривает возможность снижения сильной зависимости от доллара. Еще в 2012 году Министерство торговли и промышленности страны сформировало экспертную группу для анализа возможностей использования индийской рупии в двусторонней торговле со странами-партнерами, особенно с государствами — экспортерами нефти. Санкции США против России и Ирана побуждают Индию содействовать более широкому использованию рупии для международных транзакций. Поэтому сегодня также создана межведомственная целевая группа для определения стран, с которыми Индия может торговать рупиями.
При этом Индия сопротивляется "давлению со стороны Китая и России на превращение БРИКС" в некое объединение, бросающее открытый вызов США. Нью-Дели не заявляет пока об этом во всеуслышание, но такие оценки уже не раз высказывались в индийских СМИ, как и в моих личных беседах с местными официальными источниками, которые знакомы с ситуацией. Нужно иметь в виду, что Индия остается важным союзником и стратегическим партнером США в Индо-Тихоокеанском регионе. Сохранять это взаимодействие Нью-Дели подталкивают и напряженные отношения с КНР, в том числе недавнее обострение на границе. Думаю, в связи с этим в стране полагают, что полное свержение доллара и общемировое укрепление юаня не в интересах Индии.
К тому же, по информации делийского исследовательского центра Observer Research Foundation, более 80% индийского импорта и экспорта все еще зависят от выставления счетов в долларах, при том, что только 5% импорта и 15% экспорта Индии происходят из США. В связи со всем этим я прихожу к выводу, что, хотя Нью-Дели и стремится снизить зависимость от доллара и, вероятно, будет поощрять в БРИКС использование местных валют в торговле и финансах, полностью отказаться от американской валюты страна не хочет, да и пока не может.
Этим во многом и объясняется бросающаяся в глаза двойственность позиции Индии по ряду вопросов — от событий на Украине до намерения Москвы и Пекина полностью отказаться от доллара и перейти в БРИКС к новой глобальной резервной валюте.
Как полагают индийские эксперты, в частности Саурадип Баг из центра Observer, правительство Индии считает усилия России и Китая по уменьшению использования американского доллара и формированию некой мировой альтернативы валюте США пока скорее идеологическими, чем практическими. "И пока Индия не стремится открыто поддержать попытку быстро и решительно направить БРИКС на то, чтобы бросить вызов гегемонии доллара", — отметил он.
Но Нью-Дели, несомненно, заинтересован в БРИКС, в том числе в том, что "пятерка" ориентирована на создание экономических альтернатив для стран, входящих в Глобальный Юг. "Это отражает давнюю внешнеполитическую цель Нью-Дели, который стремится стать неформальным лидером Глобального Юга", — отметил в беседе со мной политический обозреватель Гопал Дас.
Нью-Дели заинтересован и в укреплении своей рупии на международной арене. И эту линию — на свое лидерство и укрепление позиций среди стран БРИКС — Индия, очевидно, будет активно развивать. Но при этом всегда решительно отстаивая собственные интересы, в которые не входит обострение отношений с Западом и с Вашингтоном.