Поезд на другой континент. Под Гибралтарским проливом построят тоннель
Первин Мамед-заде — о планах Марокко и Испании проложить подводный железнодорожный тоннель, который повысит мобильность между Африкой и Европой
Одним из важных итогов встречи высокого уровня Марокко — Испания, состоявшейся в начале февраля в Рабате, стала договоренность сторон приступить к практическим шагам по реализации поистине грандиозного проекта — строительства тоннеля под Гибралтарским проливом, по которому из Африки в Европу и обратно будут курсировать современные поезда с пассажирами и грузами. Такой способ, согласно задумке, будет более быстрым, чем пересечение водоема на пароме, и более дешевым, чем перелет на самолете.
Подводный мост через пролив
Идея связать два континента постоянно действующей транспортной артерией не нова. С конца XIX века светлые инженерные головы Европы неоднократно предлагали проекты различной степени сложности и авантюрности. Среди них, например, была и концепция строительства большого надводного моста через Гибралтарский пролив. Но от нее пришлось отказаться, приняв во внимание климатические особенности, чрезвычайную дороговизну и ряд других весомых аргументов.
В конечном счете возобладала мысль, что тоннель должен пройти под водой. Ее еще в 1979 году закрепили в совместном документе тогдашние монархи Марокко и Испании — Хасан II и Хуан Карлос I, по поручению которых компании двух стран начали работы по технико-экономическому обоснованию. Однако немедленно приступить к реализации масштабного проекта не удалось, хотя инженерные изыскания продолжали регулярно проводиться. Впоследствии благодаря им выяснилось, что придется отказаться от идеи передвижения по тоннелю автомобилей ввиду непреодолимых технических трудностей, связанных с отводом выхлопных газов и обеспечением вентиляции.
В начале XXI века Марокко и Испания вернулись к обсуждению проекта подводной транспортной артерии через Гибралтарский пролив. И теперь на столе был, видимо, единственно возможный вариант — железнодорожное сообщение. Вскоре он начал получать поддержку на международном уровне. Так, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) ООН в специальной резолюции одобрил инициативу о "постоянно действующей линии "Европа — Африка" через Гибралтар", по которой будут курсировать пассажирские поезда в обе стороны.
Чрезвычайно сложный проект
Точные технические параметры этого масштабного межконтинентального проекта еще предстоит определить в ходе заседаний совместного комитета, состоящего из специалистов Марокко и Испании. Однако уже просочившиеся в СМИ данные говорят о его уникальности и чрезвычайной сложности. Афротоннель, названный так некоторыми наблюдателями по аналогии с Евротоннелем под Ла-Маншем, свяжет главный город марокканского севера Танжер и небольшой испанский населенный пункт Пунта-Палома (близ города Тарифа, в автономном сообществе Андалусия). Продолжительность пути от начальной до конечной станции займет всего полчаса, что по затраченному времени равносильно обычной внутригородской поездке.
Афротоннель пройдет на глубине до 400 м, а его протяженность составит около 42 км, из которых 28 км — под водой. По сути, он будет состоять из трех тоннелей — двух железнодорожных и одного служебно-технического, расположенного между ними.
Согласно подсчетам испанских экспертов, тоннель в среднесрочной перспективе позволит перевозить более 13 млн тонн грузов и около 12,8 млн пассажиров в год. С точки зрения коммерческой транспортировки Афротоннель призван стать хотя бы частично альтернативой крайне загруженного Гибралтарского пролива, через который ежегодно проходит более 100 тыс. судов.
Признавая чрезвычайную сложность проекта, его инициаторы верят в успех. По их словам, с 2009 года, когда в последний раз проводилось морское бурение в зоне предполагаемого маршрута тоннеля, землеройные и тоннелепроходческие технологии значительно усовершенствовались.
По оценкам специалистов, основная проблема кроется в том, что Гибралтарский пролив, расположенный на границе европейской и африканской тектонических плит, представляет собой сложную геологическую зону с неустойчивыми глинистыми участками и бурными морскими течениями. Кроме того, он находится в сейсмически активной зоне. Все это будет учитываться экспертами совместного комитета.
Технические сложности способны серьезным образом сказаться на удорожании проекта. Так, по некоторым прикидкам, появившимся в марокканских СМИ, Афротоннель может обойтись в три раза дороже, чем Евротоннель, на который в свое время было затрачено $15 млрд. Если эти расчеты окажутся верными, то властям Марокко и Испании для реализации столь сложного в инженерно-техническом плане проекта, совершенно очевидно, придется обратиться за поддержкой в международные финансовые институты и к частным инвесторам.
"Ворота в Африку"
Возрождению инициативы о строительстве подводного железнодорожного тоннеля под Гибралтарским проливом поспособствовало заметное сближение Рабата и Мадрида, которые смогли уладить политические разногласия и составить большую дорожную карту многоформатного сотрудничества. В обеих столицах проект называют стратегическим не только для Испании и Марокко, но также для всей Европы и Африки.
Еще в конце 1970-х годов покойный ныне король Хасан II изрек фразу, ставшую впоследствии очень популярной: "Марокко похоже на дерево, чьи питательные корни уходят глубоко в почву Африки и которое дышит благодаря своей шелестящей листве на ветрах Европы". Тесные исторические связи и географическая близость к Южной Европе (в самом узком месте ширина Гибралтарского пролива достигает 14 км) сформировали у марокканцев естественную потребность тесно взаимодействовать со Старым Светом, в том числе активно торговать, ездить на отдых и с деловыми целями. И надежный, отвечающий высоким международным стандартам транспортный коридор, конечно, расширит уже существующие возможности и наработанные на протяжении длительного времени связи, укрепит имидж Марокко, называющего себя "воротами в Африку".
По мнению марокканских и испанских экспертов, функционирование тоннеля под Гибралтарским проливом послужит катализатором для европейской и африканской экономики, а также внесет значительный вклад в повышение деловой и туристической активности в Западном Средиземноморье.