Италия отмечет 25 апреля очередную годовщину освобождения страны от фашизма и нацизма. И, как каждый год, эта дата ведет к острой политической и общественной полемике. В отличие от 9 Мая в России, где Великая Победа — праздник национального единства, гордости и памяти об общем народном подвиге, в Италии 25 апреля стал днем, который разделяет общество.
Фашистская Италия Бенито Муссолини была союзницей нацисткой Германии Адольфа Гитлера. В 1943 году в стране зародилось Сопротивление, и партизаны начали борьбу против нацистских войск, размещавшихся на территории Италии. В целом какой противоречивой была эта страница истории в Италии, такое противоречивое продолжение она получила в дальнейшем.
При этом если в предыдущие годы политические силы, которые иногда демонстративно переводили праздник в другое русло или отказывались от участия в торжествах Национальной ассоциации итальянских партизан, — главным образом "Братья Италии" и временами "Лига", — находились в оппозиции, то сейчас они составляют основу правящей коалиции. И это стало основой для политического противостояния.
Правые, но без ультра
Правящей коалиции, в которую входят партии "Братья Италии" Джорджи Мелони, "Вперед, Италия" Сильвио Берлускони и "Лига" Маттео Сальвини, многие обозреватели не давали и полгода жизни. Однако по прошествии этого срока "Братья Италии", выбившиеся в лидеры по итогам выборов и ставшие основной правящей партией, особо не растеряли поддержки, сохраняя рейтинг популярности на уровне 30% (даже выше того, что получили на выборах).
Коалиция именуется правоцентристской, но "Братья Италии" в ней заметно тяготеют к все более правому флангу, являясь, по сути, партией, унаследовавшей традиции Итальянского социального движения, образованного после Второй мировой войны, после поражения и свержения фашизма, как раз на его обломках. В коллективном массовом сознании так или иначе "Братьев Италии" связывают с фашисткой идеологией и бесконечно ищут его черты в политике нынешнего правительства.
Такого правого правительства в Италии, пожалуй, действительно не было, хотя со времен закладывания основ антифашисткой борьбы само понятие и деление на левых и правых сильно видоизменились. Действующая конституция республики писалась сразу после войны и основана на идеалах антифашизма. Все послевоенные правительства, а среди них доминировали десятилетиями отличающиеся определенным консерватизмом христианские демократы, руководствовались именно этими идеалами, которые и сегодня не перестают воспеваться. При этом все же почетную миссию сохранения этих идеалов присвоили себе по умолчанию наследники участников Сопротивления, бывших партизан — большинство из которых были коммунистами, то есть левые. Повторюсь, хотя деление на правых и левых по прошествии времени стало довольно условным, но приход правых к власти немного вернуло старую традицию противостояния (причем коммунисты в Италии всегда, как считают многие, намеренно находились в оппозиции), и идеологическая борьба значительно обострилась.
Непоголовная приверженность торжествам 25 апреля и песне партизан "Белла, чао" всегда была поводом для полемики и критики. А замечены в этом были не только "Братья Италии", но и "Лига". Разумеется, премьер Мелони не будет изменять традиции возложения венка к национальному мемориалу "Алтарь Отечества" вместе с президентом. Но председатель Сената (верхней палаты парламента), виднейший деятель "Братьев" Иньяцио Ла Русса, замеченный в бережном хранении бюстиков дуче, отправится в Прагу, где почтит память и узников концлагеря, и чешского студента Яна Палаха, который в 1969 году совершил самосожжение в знак протеста против введения советских войск в страну. Таким образом политик хочет подчеркнуть неприятие любому "режиму террора".
Отмечу, накануне Дня Освобождения итальянский парламент принял резолюцию правящего большинства, в которой перечисляются "главные даты для итальянской государственности: это наряду с 25 апреля 1 мая — День труда, 2 июня — День провозглашения республики, 17 марта — Объединение Италии".
Для большой части итальянского общества, выросшего на ценностях антифашистского движения, любое понижение его статуса неприемлемо. Как неприемлемо и нынешнее правительство, и ее лидер, которая, по их мнению, недостаточно "отреклась от своих корней". 25 апреля остается праздником борьбы с фашизмом, носящим ярко выраженный патриотический характер.
Правые признаки
Парадокс заключается в том, что у правых главной декларированной идеей является патриотизм. Мелони всегда позиционировала себя патриотом, а в официальных речах называет страну или государство исключительно "нацией". Из других наглядных признаков подчеркнутого патриотизма: Министерство экономического развития регламентировало маркировать местные товары как "Сделано в Италии", а к названию Министерства сельского хозяйства при Мелони добавлено — "по продуктовому суверенитету".
Правые и левые — давно уже не приверженцы капиталистической и социалистической или коммунистической моделей. Сейчас критерии скорее предусматривают деление на неолибералов и консерваторов. Так, прерогатива левых — отстаивать равные права: упор борьбы за них сместился сегодня в сторону защиты ЛГБТ-сообществ и мигрантов (правда, по существу не предлагая им достойной интеграции), интересов наиболее слабых слоев населения путем социальных программ. Отличие правых в том, что они, не оспаривая право на сексуальное и гендерное самоопределение, возражают против введения в норму семей с двумя отцами или матерями и указания в документах ребенка "родитель 1" и "родитель 2". Одно из предложений правительства Мелони — ввести в статус "универсальных" преступлений суррогатное материнство, которое и так запрещено в Италии. Тем не менее ввоз из-за границы детей, выношенных по заказу, продолжается. На этой почве возникло столкновение префектов и мэров городов: первые в некоторых городах постановили не регистрировать таких детей, а вторые отказались выполнять это распоряжение.
К еще одному "правому" предложению относят внесенный на рассмотрение в парламенте законопроект о высоких штрафах за использование иностранных слов. И хотя это почти частная инициатива одного из представителей "Братьев Италии", которую пока никто официально не поддержал, она уже наделала немало шума в СМИ. На этом фоне абсурдно выглядит оформление последней кампании министра по туризму Даниелы Сантанке (из той же партии): девушка с лицом Венеры Боттичелли приглашает в Италию, которая Open to Meraviglia (по английски — "открыта" и по итальянски — "чуду").
В отношении мигрантов у нынешнего правительства, которое вроде бы пытается не допускать нелегальной миграции, тоже сложилась парадоксальная ситуация: их поток увеличился в разы по сравнению с двумя последними годами. А после принятия закона об ограничении деятельности судов НПО по спасению мигрантов в море эту функцию в полной мере взяли на себя местная береговая охрана и прочие службы (вылавливают зачастую по несколько сотен человек в день). Это правительство, пожалуй, первым говорит о принятии конкретных мер по интегрированию и регулируемому приему мигрантов, которые нужны в качестве рабочей силы. Как недавно отметила Мелони, милосердие к мигрантам — не в их беспорядочном приеме, ведь потом им нужно добывать себе кусок хлеба, зачастую не самыми законными способами, а в обеспечении им достойной жизни.
Не обходится, конечно, и без ляпов, что называется, "по Фрейду". Так, говоря о самой низкой со времен объединения Италии (1861 год) рождаемости, министр сельского хозяйства Франческо Лоллобриджида (не только видный представитель "Братьев", но и муж родной сестры премьера) упомянул об "этнической замене", связав проблему миграции с угрозой наплыва именно чернокожих приезжих. Это вызвало еще одну бурю возмущения в стране.
Есть достаточно большая часть итальянцев, которые откровенно считают правительство фашистским и совершенно его не принимают. А Мелони и ее соратники, как никто, пожалуй, из их предшественников во власти, подвергаются откровенным нападкам журналистов. В итоге "Братья Италии" и Мелони зачастую оказываются в оборонительной позиции, они вынуждены не объяснять, а защищать свои решения. Обвинения в недооценке антифашистких ценностей со стороны правых — почва для идеологического столкновения старых блоков. Только многие забывают, что теперь "Братья Италии" — это не оппозиция, а действующая власть. За эту партию проголосовала почти треть принявших участие в последних парламентских выборах, а вместе с союзниками — "Лигой" и "Вперед, Италия" — правоцентриская коалиция набрала более 40% голосов. И самое главное, кабинет Мелони — первое избранное правительство за последние десять лет, которые были отмечены высокой политической турбулентностью.