Новое в китайском парламентаризме: чем заинтриговала сессия народных представителей
Андрей Кириллов — о константах и переменных величинах законодательной системы КНР
Я осветил в своей журналистской практике почти три десятка сессий Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), но нынешние "две сессии", как их называют в Китае, заинтриговали… и не меня одного.
С одной стороны, ключевые выступления парламентариев показались более откровенными, где-то даже самокритичными. Законодатели обсуждали не только основные направления развития КНР, но и проблемы страны, в частности связанные с рынком недвижимости, снижением объемов внешней торговли на ряде направлений, долгами местных властей, старением населения и безработицей среди молодежи. С другой стороны, нас, журналистов, лишили пресс-конференции премьера Госсовета. Она с 1993 года неизменно венчала заседания ВСНП и его "спутника" — Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета (ВК НПКСК) и давала редкий шанс пообщаться с одним из представителей высшего эшелона китайских властей.
То есть что-то открывается, а что-то — закрывается? Тут еще нужно разобраться.
По понятиям
Но прежде всего в нескольких словах — что такое ВСНП и ВК НПКСК.
Всекитайское собрание народных представителей, согласно конституции Китайской Народной Республики, является высшим органом государственной власти в КНР.
Уже из самого названия ясно, что ВСНП состоит из представителей — провинций и приравненных к ним территорий (автономных районов, городов центрального подчинения, специальных административных районов), а также армейских депутатов. При этом специально оговаривается, что среди народных избранников обязательно должны быть этнические меньшинства. Они, кстати, подчеркивают свою принадлежность к разным этносам традиционными костюмами — это придает пестроту и разнообразие потоку депутатов, устремляющихся в Дом народных собраний.
ВСНП придерживается руководства Коммунистической партии Китая (КПК), а также всего ее идейного комплекса, почерпнутого из мирового коммунистического движения и накопленного в процессе собственной более чем столетней практики революционной борьбы, — марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важной мысли о "трех представительствах", научного взгляда на развитие и социалистической мысли Си Цзиньпина с китайскими особенностями в новую эру. При этом деятельность и ВСНП, и КПК находится в рамках конституции в ее последней редакции, принятой в 1982 году, и в целом законов Китая.
В общем, структура непростая, но и не самая сложная. В Великобритании или США все с властью обстоит гораздо сложнее, на мой взгляд. Да и разве парламентаризм должен быть справлен на одну колодку? Западные СМИ постоянно покушаются на китайский законодательный орган, уничижительно именуя его "rubber-stamp parlament", то есть парламент, только "штампующий" уже принятые решения. Китайская система вполне соответствует ментальному коду китайцев и традициям их государственности.
Сессии ВСНП проходят ежегодно. Всекитайское собрание народных представителей избирает председателя Центрального военного совета — государственного органа, руководящего Вооруженными силами Китая; председателя Верховного суда и главного прокурора Верховной народной прокуратуры. А через подотчетный Государственный совет ВСНП ведает экономической политикой и дипломатией тоже, так, министр иностранных дел проводит в рамках сессии свою пресс-конференцию.
Всекитайский комитет Народного политического консультативного совета, в свою очередь, хотя и не имеет властных полномочий, органично дополняет ВСНП, символизируя "общественный договор" китайского типа и национальное единство страны. Это орган единого патриотического фронта Китая, объединяющий представителей массовых организаций (профсоюзов, молодежи, женщин), 56 национальностей (включая русское национальное меньшинство), основных конфессий, китайцев-хуацяо (те, кто проживают за границей), а также видных деятелей науки, культуры и спорта — вроде актера Джеки Чана и баскетболиста Яо Мина. Последний, как я заметил в этот раз, со своими длинными ногами с трудом умещается в отведенное ему кресло. Поэтому его, наверное, и посадили с краю.
ВК НПКСК не избирают — в нем членствуют по особым приглашениям. В этом колоритном учреждении можно встретить потомков Конфуция, жившего более 2,5 тыс. лет назад, наследников маньчжурского дома Цин и знатных монгольских родов (монголы тоже правили Китаем, хотя и довольно давно, при династии Юань (1279–1368)). Рядом с этими азиатскими аристократами сидят буддисты в шафрановых одеждах, даосы в черных куртках и особых шапочках, мусульманские имамы и, судя по всему, приверженцы шаманских культов, которых тоже немало существует в Китае.
Да, еще, разумеется, представители так называемых малых партий. Например, Революционный комитет Гоминьдана объединил в момент образования КНР в 1949 году тех гоминьдановцев, которые остались в материковом Китае, в отличие от бежавших на самый большой китайский остров — Тайвань.
ВК НПКСК, который формируется из членов народных политических консультативных советов на местах, дополняет своей совещательной практикой политический механизм страны.
В центре внимания — отчет правительства
Извините за длинную прелюдию, но надо же кое-что пояснить о политическом устройстве КНР. А то благодаря нашим телеведущим мы прекрасно ориентируемся в вашингтонских коридорах власти, хотя там черт ногу сломит, но слабо представляем китайское политическое устройство.
Итак, отчет премьера Госсовета Ли Цяна — первый с момента его вступления в должность на прошлогодней сессии ВСНП, когда он сменил ныне покойного Ли Кэцяна. Китайская экономика, заявил глава правительства, "восстанавливается и улучшается". Об этом говорит и главная цифра за 2023 год — ВВП вырос на 5,2% при расчетных 5 п.п., что "позволило Китаю занять лидирующие позиции среди ведущих экономик мира по темпам экономического роста".
Констатировав, что народное благосостояние за отчетный период обеспечивалось "надежно и эффективно", премьер быстро перешел к перечислению проблем и рисков, с которыми сталкивалась китайская экономика. Премьер посетовал, что динамика восстановления мировой экономики оставалась слабой, обострялись геополитические конфликты, набирали силу протекционизм и односторонность, продолжало усиливаться негативное внешнее воздействие на развитие КНР. В самой китайской экономике "становились все более очевидными глубокие противоречия, накопившиеся за долгие годы, более того, непрерывно возникало множество новых обстоятельств и проблем".
Явно имея в виду крушение девелоперской корпорации Evergrande, одной из крупнейших не только в Китае, но и в мире, Ли Цян пообещал, что правительство будет устранять риски в сфере недвижимости и финансовой области, "гибко и умеренно проводить взвешенную монетарную политику с целью обеспечения ее целенаправленности и эффективности".
Здесь сразу вспомнилась череда криминальных дел, открытых против крупных финансовых, банковских деятелей, вслед за смещением с должности в июле 2023 года главы Народного банка Китая И Гана. Китайская прокуратура, например, предъявила обвинение во взяточничестве бывшему председателю совета директоров Банка Китая Лю Ляньгэ.
"Китай будет устранять как симптомы, так и коренные причины, чтобы снизить риски в сфере недвижимости, задолженности местных органов власти и малых и средних финансовых учреждений для обеспечения общей экономической и финансовой стабильности", — говорится в докладе.
По словам Ли Цяна, КНР усилит двойное регулирование общего объема и структуры экономики, будет вводить в оборот неизрасходованные средства, повышать эффективность их использования, тем самым увеличивая поддержку важнейших стратегий, ключевых сфер социально-экономической деятельности и "слабых звеньев".
И все же, почему...
Возвращаясь к началу этого текста, отмечу: на сессии прозвучало объяснение, почему не проводятся и не будут проводиться в обозримом будущем пресс-конференции премьера. Мол, кроме самого Ли Цяна, сессию в этот раз наполнили выступлениями министров, что в итоге дает достаточно полное представление о состоянии и дальнейшем развитии экономики.
В КНР фигура главы правительства еще со времен первого премьера Чжоу Эньлая занимает особое положение. Чжоу Эньлай, никогда не оспаривавший прерогативы Мао Цзэдуна, тем не менее служил своего рода балансиром во власти, дополняя и уравновешивая лидера. Отсюда и посмертная слава, еще более возросший авторитет Чжоу Эньлая post mortem (после смерти), когда его тень продолжала играть роль в политической жизни страны. Достаточно вспомнить события на площади Тяньаньмэнь 1976 года — акция в память усопшего премьера вылилась в острый протест против "леваков" во власти, во главе которых стояла властолюбивая супруга Мао — Цзян Цин. Фактически это массовое народное выступление и положило конец "десятилетнему хаосу" — Культурной революции. Крупными деятелями были премьеры Ли Пэн (1988–1998), Чжу Жунцзи (1998–2003), Вэнь Цзябао (2003–2013). Последовавший за ними Ли Кэцян придерживался достаточно обособленной позиции по базовым вопросам экономической политики.
Нынешняя властная иерархия не допускает выпячивания положения главы правительства. Он играет более техническую роль в политической структуре. Приоритет отдается единству, а следовательно, устойчивости руководства.
Тихая китайская революция
С пушкинских времен Китай видится неким неподвижным обществом, живущим по раз и навсегда утвержденным законам, эдаким моисеевым скрижалям. На мой взгляд, как народ китайцы весьма подвижны, и в целом страна с населением 1,4 млрд человек живет активной жизнью. Отсюда та важность баланса между развитием и стабильностью, о чем часто говорится в выступлениях председателя КНР Си Цзиньпина. И в этом есть своя логика. С китайской спецификой, разумеется.
Нынешний момент в жизни Китая — переломный, идут поистине революционные процессы. Страна меняет вектор экономической политики, развивая внутренний рынок, выстраивая более справедливый порядок распределения национального благосостояния. В этом видится основной заряд команды Си.
Но идет этот передел не через подход революционеров, так сказать, старого типа — "отнять и поделить" (хотя в отношении множества раскулаченных коррупционеров это именно так и выглядит), а прежде всего через модернизацию экономики.
Китайские власти в нынешнем году планируют принять меры для оптимизации и модернизации национальных производственно-сбытовых цепочек. "Мы будем содействовать оптимизации и модернизации производственных цепочек и цепочек поставок. Необходимо обеспечить устойчивое функционирование промышленного сектора экономики", — сообщил Ли Цян депутатам сессии.
По его словам, Китай будет целенаправленно реализовывать план по обеспечению высококачественного развития ключевых отраслей промышленности, "прилагать особые усилия для восполнения недостатков, укрепления сильных сторон и формирования новых преимуществ". Тем самым, как он уточнил, правительство намерено повысить стрессоустойчивость и конкурентоспособность национальной экономики. И в первую очередь предполагается активизировать меры по усилению самодостаточности национального научно-технического сектора.
Как подчеркнул Ли Цян, правительство КНР собирается оптимизировать систематическое планирование работы в области фундаментальных исследований, оказывать научным организациям долгосрочную и устойчивую поддержку по ряду перспективных направлений, помогать конкурентоспособным научно-производственным коллективам наращивать потенциал оригинальных инноваций.
Приоритет будет отдаваться государственным лабораториям.
Еще один важный тренд — содействие интегрированному развитию городов и сельских регионов, оптимизация территориального размещения экономики.
Китай захлестывают волны урбанизации. Прежде крестьянская страна уже более чем наполовину городская. Это и благо, и большая проблема. Недаром Китай все более закупает продовольствие за рубежом, в том числе и в России.