12 марта, 09:45
Мнение

Символический шаг или "венец сражения"? Зачем Франция внесла в конституцию право на аборт

Дмитрий Горохов — о новой поправке в главном законе республики и реакции на нее

Президент Франции Эмманюэль Макрон. Kiran Ridley/ Getty Images
Президент Франции Эмманюэль Макрон

Историческая церемония "приложения печати" увенчала 8 марта 2024 года долгий путь во французскую конституцию закона о праве женщин на добровольное прерывание беременности. Церемония прошла под председательством президента Франции Эмманюэля Макрона на Вандомской площади перед зданием Министерства юстиции республики. Старинный пресс опустил на документ министр юстиции Эрик Дюпон-Моретти, официальный титул которого — хранитель печати.

Макрон отметил, что Франция стала "единственной в мире страной, чья конституция защищает право на аборт". "Но мы не успокоимся до тех пор, пока такое обещание не будет дано повсюду в мире", — заверил собравшихся французский лидер. Он сообщил о своем намерении добиваться теперь включения такой же гарантии в Хартию Европейского союза об основных правах.

"Марсельеза" по случаю

Неожиданным эпизодом церемонии на Вандомской площади, транслировавшейся в прямом эфире по французским телеканалам, стало исполнение обновленной "Марсельезы". Певица Катрин Ренже решила по собственному усмотрению модернизировать текст гимна, созданного в эпоху Великой французской революции. Она заменила начало второго куплета "К оружию, граждане!" (Aux armes, citoyens) на слоган "К оружию, граждане и гражданки" (Aux armes, citoyens, citoyennes). В свою очередь, слова революционных времен: "Пусть нечистая кровь пропитает наши поля" (Qu’un sang impur abreuve nos sillons) были заменены на строки, посвященные отмечаемому событию: "Пусть чистый закон войдет в конституцию" (Une loi pure dans la Constitution).

Недовольство зарплатами

По случаю празднования 8 марта манифестации наряду с Парижем прошли еще в 200 городах Франции. Феминистские организации озвучили требования, по-прежнему остающиеся актуальными.

 

В частности, они осудили неравенство в заработной плате. Секретарь Всеобщей конфедерации труда Мирьям Лебкири отметила, что такие диспропорции существуют на всех предприятиях: так, в 2022 году зарплата работниц в частном секторе была на 23,5% меньше, чем заработок мужчин. Профсоюзы требуют одновременно повысить ставки в сфере образования и здравоохранения, где основной контингент сотрудников составляют женщины.

Макрон, в свою очередь, пообещал вести сражение за интересы всех женщин, бороться против проявлений обскурантизма, за искоренение предрассудков, действовать в защиту прав женщин, которые возмущены несправедливостью в оплате труда.

На сцене рядом с ним находились депутат движения "Неподчинившаяся Франция" Матильд Пано и сенатор от движения "Европа — Экология — Зеленые" Мелани Вожель, сыгравшие существенную роль в мобилизации голосов парламентариев в поддержку поправки к конституции. Макрон отметил, что политические лидеры действовали в атмосфере согласия, чтобы добиться нововведения в главном законе страны. Он заметил, что включение права на аборт в конституцию еще несколько лет назад могло бы показаться не столь нужным. Но "шаги вспять" в современную эпоху сделали это, по его словам, неотложной необходимостью.

Истоки изменений

На церемонии на Вандомской площади присутствовали также киноактриса Катрин Денев и дипломат Клодин Монтей, которые в 1971 году подписали во Франции "Манифест 343" с требованием признать право женщин на добровольное прерывание беременности. Авторы манифеста добивались декриминализации абортов, чтобы положить конец истории, полной драм и разбитых судеб. В начале 1970-х годов ежегодно в результате нелегально совершаемых абортов во Франции умирали около 5 тыс. женщин. Одним из прямых последствий "Манифеста 343" стало принятие в январе 1975 года "закона Симоны Вейль", названного в честь министра здравоохранения Франции, которая и добилась декриминализации абортов.

"Закон Вейль" допускал прерывание беременности в течение первых 10 недель, в 2001 году срок был увеличен до 12 недель, а в ноябре 2014 года Национальное собрание высказалось за подтверждение добровольного прерывания беременности в качестве одного из основополагающих прав женщин. 4 марта 2024 года обе палаты парламента Франции были созваны на конгресс в Версаль для голосования по конституционной поправке, закрепляющей в 34-й главе конституции право женщин на аборт по своему усмотрению.

 

Перед депутатами и сенаторами, в частности, выступил премьер-министр Габриэль Атталь, поскольку правила республики не позволяют президенту присутствовать на дебатах конгресса, если они предполагают голосование. При этом Атталь прибыл в Версаль в сопровождении Жана Вейля — сына Симоны Вейль. "Сегодня настоящее должно отвечать перед историей", — заявил 34-летний премьер-министр. Он назвал голосование данью "памяти огромному числу женщин, которые страдали от того, что не могли быть свободными". "Это венец долгого сражения", — подчеркнул Атталь.  

Без политических издержек, но пример для других

Для одобрения поправки требовалось, чтобы ее поддержали две трети общего состава парламента (депутатов и сенаторов). Голосование принесло убедительную победу сторонникам проекта. Из 780 законодателей, участвовавших в голосовании, против голосовали лишь 72.

Эксперт в области информации и коммуникации, профессор Французского института прессы Арно Мерсье считает, что речь идет о символическом шаге, который не грозил какими-либо политическими издержками его инициаторам. Вокруг закрепляемой в конституции гарантии сложился политический консенсус. Эта конституционная поправка носит защитный характер и не предполагает каких-либо новых прав. Поэтому голосование не было сопряжено с каким-либо риском. Инициатива дала возможность президенту предстать в качестве поборника прогресса. Одновременно она позволяла отстоять права, которые подверглись эрозии на европейском уровне.

 

За включением права на аборт во французскую конституцию с особым вниманием наблюдали в Польше. "Решение Франции дает нам надежду, что положение изменится" и здесь, заявила Александра Лобода, возглавляющая польскую феминистскую ассоциацию Widzialne. Это объединение, напомнила она, было создано в 2020 году, когда Конституционный суд Польши одобрил одно из самых рестриктивных в Европе законодательств, практически делающее невозможным добровольное прерывание беременности. 

В окружении французского президента напоминают, что Макрон одним из первых летом 2022 года отреагировал на решение Верховного суда США об отмене постановления 1973 года по делу "Роу против Уэйда", которое предоставляло американкам право на совершение аборта по всей стране. Теперь каждый штат вправе самостоятельно регулировать эту сферу и может вводить полные или частичные запреты на аборты. "Я выражаю солидарность с женщинами, чьи свободы поставлены сегодня под вопрос из-за решения Верховного суда США", — заявил Макрон на своей странице в социальной сети X (ранее Twitter) 24 июня 2022 года.