31 МАЯ, 10:25

Защищаем ли мы детей, ограждая от проблем этого мира?

КОРБМАХЕР Елена
Практикующий психолог, кандидат психологических наук

Елена Корбмахер — о том, на что действительно стоит направить родительские усилия, если мы хотим успешно адаптировать ребенка к большой жизни

Родительские тревоги в наши дни беспрецедентны. Мы переживаем из-за влияния вездесущего интернета. Мы опасаемся, что вырастим невротика. Мы начитаемся про разные расстройства и с беспокойством высматриваем их признаки у своего ребенка. Мы хотим его видеть успешным. Желая ему только счастья и имея багаж личных ошибок, нам хотелось бы, чтобы наш ребенок прошел через такие же ошибки "экстерном".

Информационная среда и разного рода "доброжелатели" этому всячески способствуют:

  • У вас младенец? Ему необходим специальный массаж, иначе будут проблемы с развитием.
  • У вас детсадовец? А в бассейн ходили? А на развивашки? Модные игрушки покупали? Нет? Отстанет же в развитии!
  • Собираетесь в школу? А в какую? А подготовкой занимались? Буквы там, цифры изучали? Диагностику проходили? Это важно, иначе рискуете дезадаптироваться!
  • У вас подросток? Ой, какой сложный возраст. Вы поаккуратнее с ним. Границы, самосознание, кризис... Вон, один авторитетный спикер говорит, что нельзя отказывать просьбам подростка, иначе на всю жизнь недоверие к родителям сформируется.
  • Оканчиваете школу? Сколько баллов? Куда поступаете? А почему? Ну вы подумайте еще, а то ж потом на работу не устроится с такой-то специальностью.

На каждом этапе жизни ребенка (несмотря на его фактический возраст) родитель найдет поводы для переживаний и бессонных ночей. Найдет, за что поругать себя, о чем пожалеть. Найдет, с кем сравнить свои достижения и достижения своего ребенка. Периодически накатывающая самокритика, чувство вины за недостаточно уделенное время или несдержанные эмоции — частые спутники родительства.

Но что стоит за всем этим?

В поисках меры

Чаще всего за родительской тревогой можно рассмотреть стремление быть "нормальным" родителем. Вот только родительских университетов нет. Опыт предыдущих поколений к текущей реальности применим не во всем. Инструкций к детям в роддомах тоже не выдают.  

Современные исследования показывают, что у большей части молодежи представления о родительских функциях дисгармоничны. Это связано с идеализацией образов ребенка и собственного родительства и с отсутствием представлений о средствах и способах реализации материнской и отцовской роли. Для многих родителей такое положение дел — это путь в крайность под названием "Мой ребенок никогда не будет знать проблем".

Но посмотрим на ситуацию с другой стороны. В результате воспитания под таким девизом для ребенка создаются тепличные условия, в которых есть все по первому (в крайнем случае, по второму) требованию. Без приложения каких-либо усилий и стараний. Однако в долгосрочной перспективе это может сыграть против и ребенка, и родителя.

Какова глобальная задача родителей? Ответ очевиден: подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование умений эффективно взаимодействовать с внешним миром. А откуда у ребенка могут взяться такие умения? Конечно же, из повседневности, когда раз от раза приходится сталкиваться с реальной жизнью. Насколько легко наработать такие умения ребенку, воспитывающемуся в условиях ограждения от всяческих проблем? Определенно, нелегко. Родителю нужно позволить ребенку соприкоснуться с какими-то посильными заботами и незадачами.

Не поделили что-то на детской площадке? Родителю важно научить ребенка конструктивно реагировать на это и подсказать, как лучше поступить. А не идти сразу же самому с дипломатической миссией к узурпатору качелей.

Случился конфликт в школе или бросила "любовь всей жизни"? Поддерживаем, подсказываем, обсуждаем, выступаем опорой, но оставляем ребенку место для самостоятельного маневра.

Родитель в подобных ситуациях должен быть рядом с ребенком, а не вместо него. Конечно, это далеко не всегда просто реализовать на практике. Наше родительское сердце трепещет от того, что чадо испытывает какие-то сложности, сталкивается с эмоциональным и иным дискомфортом. Однако иначе опыт не получить. Чтобы научиться ходить, нужно много раз упасть. Чтобы научиться успешно решать проблемы и конфликты, нужно несколько раз с ними столкнуться и, скорее всего, побыть проигравшей стороной.

И вот тут уже перед родителями ставится задача "со звездочкой": найти баланс между "уничтожу каждого, кто обидел моего ребенка" и "жить захочет — выплывет".

Вектор родительской фокусировки

Ребенку на любом возрастном этапе важны родительские поддержка и принятие. Он должен быть уверен, что в любой сложной ситуации самые близкие люди его не отвергнут. Это тот случай, когда вместо "Ну я же тебя миллион раз предупреждала…" он услышит "Давай разберемся, что привело к этой проблеме и как ее решить".

Содействие в освоении жизненного опыта со стороны родителя будет более эффективным, если:

  • даже в самой неприглядной ситуации родитель сможет обнаружить что-то, что ребенку действительно удалось. Со временем это выработает у ребенка привычку опираться на свои сильные стороны;
  • сложности будут рассматриваться как зоны для дальнейшего роста и развития, а не как непреодолимые препятствия;
  • будет использоваться конструктивная критика (скорее даже обратная связь) в адрес ребенка, без обращения к критиканству и сверхобобщениям ("почему от тебя всегда одни проблемы?"). Важно понимать, что чаще всего именно голосом папы или мамы заговорит потом внутренний критик вашего ребенка;
  • ребенку будет транслироваться идея о том, что ошибки и промахи — это норма жизни. Главное здесь — учиться на своих ошибках, а не стараться непременно избегать или бездумно повторять их;
  • эмоции, которые возникают у детей и родителей по поводу тех или иных жизненных событий, будут проживаться конструктивно, вместо их подавления или спонтанного взрыва.

Таким образом, родитель выступает в роли тренера, готового в любой момент нужным образом среагировать и направить спортсмена, испытывающего трудности на дистанции.

Красные флаги беспомощности

Помогая ребенку учиться преодолевать трудности, родителю важно не пропустить сигналы, которыми ребенок сообщает о своей беспомощности в той или иной ситуации, призывает на помощь. На разных возрастных этапах такими сигналами могут быть:

  • агрессивное поведение, гневливость, раздражительность, ранее несвойственные;
  • самоповреждающее поведение (в том числе нарушения пищевого поведения, употребление психоактивных веществ, внезапные татуировки и пирсинг и др.);
  • девиантное поведение (совершение поступков, противоречащих общепринятым нормам, в том числе суицидальное поведение);
  • резкое изменение поведения и привычек, продолжающееся длительное время;
  • оборонительные реакции или реакции избегания в ответ на столкновение с негативно окрашенным эмоциональным стимулом;
  • приступы паники, выраженная тревога;
  • изоляция и ограничение привычного круга контактов;
  • трудности с концентрацией внимания.

Бесспорно, этот список не является исчерпывающим. У каждого ребенка может быть свой набор сигналов, говорящих об эмоциональном неблагополучии. Хорошо бы их не пропустить, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь. Вместе с тем стоит отметить, что психика ребенка достаточно гибка. Далеко не все социальные и эмоциональные нагрузки способны стать причиной его психологического неблагополучия (при условии здорового семейного окружения).

Многие родители, прочитав это, могут задать резонный вопрос: "Как же можно намеренно подталкивать ребенка к проблемам? Вдруг это травмирует ребенка?" Здесь, как и в любых других сферах жизни, нужны мера и здравый смысл.

Конечно, ограничивать и контролировать спокойнее, чем прививать самостоятельность. Мы можем объяснять это стремлением защитить от проблем, обезопасить, продлить подольше беззаботное детство. Но так ли это полезно для большой жизни?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru