6 июня, 18:15
Мнение

Как изменения в налоговой системе России отразятся на регионах

Надежда Голубенцева — о социальном и экономическом влиянии налоговых изменений
Донат Сорокин/ ТАСС

Последняя декада мая и начало июня, без сомнения, прошли под эгидой обсуждения налоговых изменений в России. Причем как в формате публичных парламентских слушаний, посвященных общей концепции налоговых новаций, так и по конкретным параметрам в стенах правительства.

И безусловно, первая волна экспертных мнений и комментариев, валом накрывшая фактически все средства массовой информации, включая социальные сети и мессенджеры, в значительной мере была посвящена обсуждению налоговых новелл, находящихся на поверхности. Так сказать, на острие общественного внимания. Речь об изменениях налоговых ставок.

Но корректировка налоговой системы — это многослойная конструкция, связывающая между собой все социально-экономические и бюджетные процессы.

Собственно, думаю, пришло время перейти к углубленному обсуждению главного пласта предстоящих изменений, а именно влияния нововведений в налоговой системе на эти самые социально-экономические и бюджетные процессы.

В первую очередь отмечу, что налоговые изменения идут в большом пакете законодательных инициатив, в том числе в бюджетной сфере. И это, естественно, более чем логично, в силу неотрывности одного от другого.

Ресурсы для региональных инвестиционных программ

Вкратце обрисую одно важное бюджетное решение, опосредованно связанное с налоговым законодательством, но имеющее колоссальное значение в рамках развития инвестиционных и инфраструктурных программ в регионах.

Не секрет, что значительное число территорий имеют высокий уровень долговой нагрузки, в том числе и по бюджетным кредитам. Обслуживание долга, безусловно, снижает возможности регионов в маневрировании и управлении финансовыми потоками в рамках решения их задач. И вот председателем правительства России Михаилом Владимировичем Мишустиным объявлено о принятии решения о списании долгов по бюджетным кредитам. При этом высвобождающиеся средства перенаправят на развитие инфраструктуры и реализацию региональных инвестиционных проектов.

А механизм списания бюджетных кредитов имеет прямой отсыл к налоговой политике.

В частности, размер списания долга по бюджетному кредиту будет соотноситься с объемом налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет по этим инвестиционным проектам. То есть, с одной стороны, формируется прямой стимул регионов к активной реализации инвестиционных проектов, а с другой — на местах создаются условия для наращивая и региональной базы налоговых доходов, что приведет к социально-экономическому росту областей РФ. Но, конечно, успешность воплощения этого решения в немалой степени будет зависеть именно от региональных властей. Смогут ли они в полной мере использовать предлагаемый федеральным центром инструментарий стимулирования регионального развития.

Кстати, в этом решении прослеживается вполне очевидная справедливость в системе централизованной региональной поддержки — более активные и более профессиональные команды смогут получить больше федеральной поддержки. Это может выступать механизмом сглаживания межрегиональных разрывов в бюджетной обеспеченности.

Новые условия как фактор развития регионов

Особую роль в региональном развитии будут играть и новые условия уплаты налога на прибыль. Уже многократно освещалась тематика общей концепции стимулирования инвестиционной и инновационной активности бизнеса, заключающейся в предоставлении налоговых преференций для компаний, которые активно вкладываются в инфраструктурные, социальные и другие знаковые для общества и государства проекты.

Коротко все же напомню суть идеи перераспределения прибыли от бизнеса, играющего пассивную роль в решении социально-экономических задач и нацеленного на максимизацию извлечения прибыли в пользу дивидендов.

При всем определенном праве распределения чистой прибыли именно таким образом давайте все-таки понимать, что бизнес неотрывно связан и с государством, и с обществом. Финансовая политика отдельных компаний, направленная на исключительное выкачивание прибыли из бизнеса, — деструктивная политика, не приносящая обществу ощутимых плодов. Причем малый бизнес зачастую нацелен на рост и уделяет порой больше внимания инвестированию в развитие (в том числе инновационному), в то время как отдельные представители крупнейших компаний фактически всю прибыль выводят в дивиденды. И отнюдь не всегда аккумулируя эту прибыль на счетах в российских банках. Таким образом, создается крайне опасная тенденция "обезвоживания" экономики от необходимого уровня инвестиций в модернизацию и развитие.

В этой связи решение о повышении налоговой ставки по налогу на прибыль с 20 до 25% при одновременном расширении механизмов налогового стимулирования компаний, осуществляющих активную инвестиционную деятельность в отечественное производство, — более чем логично.

Стоит подчеркнуть, что этот тезис имеет прямую корреляцию с упомянутым выше механизмом поддержки региональных бюджетов. То есть формируются предпосылки к большему взаимодействию бизнеса и государства с повышением заинтересованности в инвестиционных проектах на территории России.

Важно, что от этих решений выигрывают все. Бизнес при ведении активной инвестиционной политики не получает повышенной налоговой нагрузки. Федеральный центр, равно как и регионы, получает дополнительные налоговые доходы от вновь создаваемых или модернизируемых объектов. А мы с вами получаем не только развитие рынка труда со всеми вытекающими положительными последствиями, в том числе в виде роста заработных плат, но и безусловное расширение мер социальной поддержки.

К слову сказать, наибольшее внимание в разработке налоговых преференций в новых налоговых условиях правительство уделило именно обрабатывающему производству. Это, помимо всего прочего, и насыщение внутреннего рынка отечественной продукцией, а соответственно, и нивелирование рисков неуправляемости цен в рознице в силу тех или иных мировых рыночных (равно как и внерыночных) факторов.

Прогрессия в повышении соцзащиты

Отдельно стоит еще раз взглянуть на внедряемую в налоговую практику систему прогрессивного налогообложения доходов физических лиц.

Здесь в очередной раз нужно повториться: прогрессивное налогообложение в системе НДФЛ — это назревшее и востребованное решение по целому ряду более чем очевидных причин. Я остановлюсь чуть подробнее не столько даже на вполне понятном вопросе повышения налоговой справедливости, сколько на экономических и бюджетных эффектах.

Например, не является тайной за семью печатями, что богатые граждане зачастую предпочитают не совсем отечественную продукцию, равно как и хранение нажитых средств — отнюдь не в рублевых счетах российских банков. Таким образом, складывается ситуация, когда обеспеченные граждане, выступая потребителями импортных товаров, косвенным образом стимулируют не отечественного производителя и не несут в части расходования своих доходов соответствующего вклада в российскую экономику. Более того, сверх капиталов в принципе потратить невозможно, и в этой связи можно вполне говорить о том, что они лежат неким мертвым грузом на счетах вместо классического применения денежных средств — текущих трат.

Конечно, я имею в виду исключительно сверхвысокие накопления, а не те, которые аккумулируются на банковских счетах обычных граждан. Ведь сбережения последних в конечном счете будут направлены на приобретение чего-либо и в этой связи имеют вполне конечный целевой ориентир. Равно как и текущее потребление граждан (включая, кстати, и отпускные расходы) направлено в основном на внутренний рынок.

В этой связи внедрение прогрессивного налогообложения, безусловно, будет играть на реализацию функции перераспределения части доходов из, так сказать, не работающего на общество капитала в бюджетную систему. Это абсолютно неабстрактное понятие, а более чем конкретное с экономической точки зрения, в частности по значимости для социально-экономического развития.

Направление средств на решение социальных задач — это и вполне конкретные деньги для отдельных категорий граждан, равно как и развитие и расширение социальных государственных услуг (например, здравоохранения). Это же в свою очередь прямое инвестирование в отечественную экономику через государственное финансирование.

Значимость изменений для семей

Однако не только дополнительные налоговые изъятия у богатой прослойки населения призваны решать бюджетные и социально-экономические задачи. В данном случае имеются в виду широко представленные меры налоговой поддержки, нашедшие отражение в предлагаемых налоговых изменениях.

Думаю, стоит проиллюстрировать эффект положительного влияния в том числе и на показатели макроэкономики на примере двух (из всего массива) мер налоговой поддержки отдельных категорий граждан. Первая — удвоение налоговых вычетов по НДФЛ на детей при одновременном увеличении в полтора раза (с 300 тыс. до 450 тыс. рублей) показателя доходности, в пределах которого этот вычет предоставляется.

Вторая мера — абсолютно новый вид налоговой поддержки: возврат налога на доходы физических лиц по истечении налогового периода. Предусмотрен он для семей, имеющих двух и более детей, которые не достигли показателя доходности в полуторакратном размере прожиточного минимума в расчете на каждого члена семьи. Подобный налоговый возврат будет производиться в результате пересчета налоговой ставки для этой категории семей с 13 до 6%. Соответственно, накопившаяся разница в уплаченном налоге будет возвращена в семью.

Что это значит для экономики? Собственно, в силу повышения реальных доходов семей с детьми и роста внутреннего потребления что это как не стимул развития экономики в совокупности со смежным процессом роста налоговой базы и, соответственно, возврат средств на бюджетный круг.

И немаловажный момент. Прогрессивное налогообложение в совокупности с мерами налоговой поддержки в рамках предстоящих налоговых изменений могло бы, конечно, вызвать нарастание межрегионального дисбаланса в бюджетных доходах. Однако эта проблема решена весьма конструктивным образом — дополнительные налоговые доходы будут аккумулироваться в федеральном центре с последующим межбюджетным распределением в зависимости от региональных потребностей. Это первое. А второе — возврат налога семьям с детьми будет осуществляться из федерального центра, не накладывая на региональные бюджеты никакого дополнительного финансового обременения.

Таким образом, мы видим позитив в налоговых изменениях не только в части повышения налоговой справедливости, но и положительного влияния на социально-экономические процессы. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru