В шестой раз за два года министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Африканский континент (если учитывать саммит БРИКС): на этот раз он побывал в Гвинее, Республике Конго, Буркина-Фасо и Чаде. Среди тем для обсуждения были как различные экономические проекты, так и военно-техническое сотрудничество. Кроме того, за три насыщенных дня — с 3 по 5 июня — главе МИД РФ удалось в очередной раз заручиться политической поддержкой африканских государств.
Укрепление безопасности
Пожалуй, основной темой турне стало военно-техническое сотрудничество России с африканскими странами. Не случайно одновременно с Сергеем Лавровым, но по своему маршруту, на континент отправился замглавы Минобороны РФ генерал-полковник Юнус-Бек Евкуров. Он также не в первый раз посетил Нигер, Мали и Буркина-Фасо.
В Нигере Евкуров подписал меморандум о многоотраслевом сотрудничестве: в области безопасности, обороны и экономического развития. Вместе с ним в Ниамей прибыла делегация бизнесменов-инвесторов, что говорит о намерении двух стран развивать инвестиционное сотрудничество. На днях власти Нигера как раз заявили о планах по созданию дополнительного военного контингента, призванного защищать стратегически важные объекты, такие как урановые рудники и нефтяные скважины.
Параллельно агентство Bloomberg выпустило информацию, что Росатом якобы намерен выкупить принадлежащие французской компании Orano урановые рудники в Республике Нигер. Это заявление было опровергнуто госкорпорацией. При этом по соседству — в Буркина-Фасо — сотрудничество с Росатомом идет полным ходом: на Петербургском международном форуме — 2024 накануне был подписан меморандум о развитии инфраструктуры мирного атома, который подразумевает начало строительства АЭС в 2025 году. Над созданием ГЭС специалисты Росатома трудятся и в Республике Конго.
Для всех стран Африки, а особенно для государств Сахеля, которые недавно вновь обрели независимость (имею в виду парад переворотов, в результате которых к власти пришли военные), сейчас в первую очередь важно укреплять безопасность. Россия помогает им в этом стремлении. В Буркина-Фасо Лавров объявил о новых поставках вооружения, которые направит Уагадугу Москва, а также о грядущем прибытии дополнительного числа военных инструкторов для обучения местных вооруженных сил.
В благодарность президент переходного периода Буркина-Фасо Ибрагим Траоре вручил Сергею Лаврову высшую государственную награду — орден Жеребца. Такое наименование госнаграда получила в честь одного из национальных символов страны, и вручается она за выдающиеся заслуги в гражданской и военной службе, а также за труд на пользу нации.
В Уагадугу Лавров сделал яркое заявление: "Запад по-прежнему играет в игры с нулевым результатом, равноправного взаимодействия он постичь не в силах. Он по-прежнему болен бациллой колониализма и неоколониализма, которая движет им в отношениях с глобальным большинством". Тогда визиты Лаврова и Евкурова можно назвать своего рода прививкой от неоколониализма, ведь Россия выстраивает с африканскими странами равноправные партнерские отношения, и, судя по всему, они это ценят.
В этой связи особенно примечателен первый в истории визит главы МИД РФ в Чад. В стране недавно прошли первые президентские выборы, утвердившие власть президента переходного периода Махамата Идрисса Деби Итно, а в январе он впервые за долгое время посещал Россию и провел переговоры с президентом Владимиром Путиным. Обсуждалась в том числе поддержка РФ в области безопасности, что особенно актуально для Чада, где действуют различные политические кланы и боевики, периодически совершающие набеги в соседнюю Центрально-Африканскую Республику (ЦАР).
В ходе совместной пресс-конференции с Лавровым один из местных журналистов задал главе МИД Чада Абдераману Куламалле вопрос: как отреагирует Франция на развивающееся сотрудничество Нджамены с Москвой. До недавнего времени Чад считался проводником интересов Парижа на континенте, именно туда были выведены французские военные, покинувшие Нигер. Однако глава МИД страны удивился такой постановке вопроса и напомнил, что Чад и Россия развивают отношения с 1960-х годов, тысячи студентов из Чада, в том числе военные, проходили обучение в СССР и в данный момент также учатся в РФ. По его словам, граждан Чада не должна волновать реакция Парижа, а Нджамена вправе проводить независимую внешнюю политику и сотрудничать с теми странами, которые государству кажутся наиболее надежными партнерами.
Африка на нашей стороне?
На мой взгляд, наиболее важным итогом поездки Лаврова можно считать политическую поддержку, которую выразили все без исключения лидеры стран Африки. Дело в том, что визит совпал по времени с подготовкой к мирной конференции по Украине в Швейцарии, которая запланирована на 15–16 июня, правда без участия России, Китая, Бразилии и многих других важных игроков (кого-то не пригласили, кто-то решил сам не ехать). Глава МИД Чада заявил, что не видит смысла в проведении такой конференции без голоса России на ней: "Если мы хотим урегулировать конфликт, нужно усадить за стол переговоров все стороны. И мы не понимаем, как можно исключать одну какую-то сторону из конференции, посвященной вопросам мира. И мы понимаем, что в этом конфликте мы не можем игнорировать роль России". Политик также добавил, что Чад не занимает чью-то сторону в этой ситуации, а сохраняет нейтралитет, призывая к скорейшему мирному урегулированию.
В таком же духе высказались и президент переходного периода Буркина-Фасо Ибрагим Траоре, и глава МИД Республики Конго Жан-Клод Гакоссо. "Мирные переговоры должны вестись между двумя главными действующими сторонами конфликта, при этом мы не можем игнорировать факт наличия ядерного оружия у России", — сказал Гакоссо, усомнившись в мирных целях проведения международной конференции по Украине в Швейцарии из-за отсутствия РФ в списке участников. Кстати, Гакоссо в молодости жил в Донбассе и хорошо знает этот регион.
"Визит Лаврова на Африканский континент еще раз подчеркивает, что Африка для России — это стратегически важный партнер и союзник, а отношения в рамках российско-африканской повестки выходят на качественно новый уровень. Гвинея, Буркина-Фасо, Чад и Конго — те страны, которые готовы к результативному сотрудничеству, именно поэтому Сергей Викторович посетил их в первую очередь. Но это вовсе не значит, что другие африканские страны отходят на второй план. Каждая африканская страна имеет значение для России", — сказала мне председатель правления Стратегического агентства по развитию отношений со странами Африки Любовь Демидова.
Она подчеркнула, что Россия выстраивает взаимоотношения на основе равноправия и предлагает Африканскому континенту конструктивные решения, которые помогут обеспечить странам устойчивое развитие, дать им самим распоряжаться своими ресурсами, не вгоняя их в кабальные кредиты. "К реализации были предложены перспективные совместные проекты в сферах энергетики, строительства и модернизации инфраструктуры, добычи и переработки полезных ископаемых, сельского хозяйства и здравоохранения. Отдельное внимание было уделено развитию сотрудничества в сфере образования и подготовки африканских национальных кадров на базе российских образовательных учреждений", — отметила Демидова, добавив, что России также есть что предложить в направлении военно-технического сотрудничества и сфере безопасности.
Экономический задел
В Гвинею вместе с Лавровым отправился экс-глава компании "Русал" Олег Дерипаска. Крупнейшая российская алюминиевая компания уже давно успешно сотрудничает с руководством этой страны по добыче бокситовых руд. Обсуждались проекты в сферах геологоразведки и разработки месторождений минерального сырья, а также здравоохранения. Глава МИД Гвинеи Морисанда Куйяте на встрече с Лавровым заявил, что Конакри хотел бы перенять российский опыт разработки природных ресурсов и получения отдачи от инвестиций в них. "Мы можем опираться на опыт, который имеется у Российской Федерации, а именно использование природных ресурсов и использование тех средств, которые получаются от инвестиций в эти ресурсы", — отметил он. Куйяте также подчеркнул, что глобальной задачей властей является сохранение прибыли от разработки природных ресурсов "в государственном кармане", чтобы обеспечить нужды населения в снабжении водой, дорогами, электричеством. Кроме того, обсуждалось и военно-техническое сотрудничество. Лавров был принят президентом переходного периода Мамади Думбуя, который пришел к власти в ходе военного переворота и сразу начал укреплять суверенитет страны и экономическую рентабельность предприятий, доход от которых оседал в карманах нерадивых чиновников и транснациональных компаний.
Развивать экономические отношения с РФ хотят и в Конго, куда Сергей Лавров летал уже во второй раз с 2022 года. В текущем году стороны отмечают 60-летие с момента установления дипломатических отношений. В этой африканской стране эффективно работают российские компании "Лукойл", "Яндекс" и госкорпорация "Росатом". В 2019 году Москва и Браззавиль заключили соглашение об отправке в Конго российских военных специалистов. "Ожидания от сотрудничества с Россией у нас сейчас самые высокие, активно работаем над экономическими, туристическими, образовательными, спортивными, культурными проектами. Сейчас в стадии проработки ряд сложных и трудоемких вопросов, касающихся крупных российских компаний", — сказал почетный консул Республики Конго в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Жоселин-Патрик Мандзела.
Есть место также спортивным и культурным связям между странами. Так, в субботу, 8 июня, в Браззавиле пройдет турнир по художественной гимнастике в честь российской олимпийской чемпионки Алины Кабаевой. Ранее гимнастка поддержала и профинансировала несколько легкоатлеток из Конго для участия в сборах в России, и африканская сторона отвечает жестом благодарности.
Российский глава МИД сразу с корабля на бал после завершения африканского турне отправился на Петербургский международный экономический форум, где у него запланированы переговоры с многочисленными африканскими делегациями. Список участников форума с жаркого континента, среди которых президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва, премьер-министр ЦАР Феликс Молуа, заместитель главы Суверенного совета Судана Малик Агар, делегации от Республики Конго, Буркина-Фасо, Гвинеи-Бисау и других стран континента, подтверждает мнение, что России есть что предложить Африке и сотрудничество с ней будет только развиваться.