17 июня, 10:55
Мнение

Проверить чемоданы: куда ведут Чад результаты президентских выборов и контакты с Москвой

Павел Мыльцев — по следам президентских выборов в Чаде и их значении для континента

AP Photo/ Mouta

Недавние выборы в Чаде стали знаменательны для истории страны. Дело в том, что действующий глава государства переходного периода Махамат Идрисс Деби Итно был избран теперь уже для работы в этом качестве на постоянной основе. Причем в первом туре, набрав 61% голосов. Оппозиционные силы, в основном поддерживаемые Францией, поспешили окрестить это событие продлением правления клана Деби или новой главой "авторитарного режима". Однако если обратить внимание на позицию и лозунги сторонников победы Махамата Идрисса Деби Итно, то можно прийти к выводу, что избиратели сделали выбор в пользу национального единства и стабильного развития Чада. Посмотрим, подтвердится ли этот выбор дальнейшим развитием событий.

Мирный переход к гражданской форме правления является разительным исключением из основополагающей тенденции 64-летней истории независимости страны. Она лишь на старте мирно управлялась демократически избранной властью, а затем последовала череда военных переворотов и гражданских войн. Перед нынешними выборами многие избиратели видели такую развилку возможностей — либо стабильность и надежда на развитие демократии при сохранении действующей власти, либо приход новых сил и, скорее всего, вновь противоборство и хаос.

История Деби и переход к V республике

Интересно, что после начала правления в 1990 году отца нынешнего главы государства, Идрисса Деби Итно, в стране прекратились путчи и постепенно стали утихать внутренние раздоры. После его гибели на поле боя в апреле 2021 года армия во главе с его сыном Махаматом Идриссом Деби Итно взяла власть в свои руки. Руководство страны и оппозиция договорились в октябре 2022 года продлить переходный период до 2024 года и назначить президентом переходного периода Махамата Идрисса Деби Итно. Принятая в декабре 2023 года на референдуме и утвержденная Верховным судом новая конституция позволяла ему баллотироваться на пост президента.

Согласно обновленному документу, в Чаде создается V республика и должны были быть проведены всеобщие выборы для возврата к гражданскому правлению, что и было сделано в мае. Это имеет особое значение для пятой по размерам территории страны Африки, где со времени получения независимости в 1960 году главы государств приходили к власти, как правило, в результате военного переворота, а не выборов.

Согласно новой конституции, Чад должен быть унитарным государством. Она также восстанавливает пост премьер-министра, ответственного перед парламентом.

Перекресток караванных путей и цивилизаций

Чад можно с полным основанием назвать перекрестком цивилизаций, исторических миграций народов и традиционной караванной торговли, которая в условиях пустыни Сахара сохраняет значение и по сей день. На протяжении веков на территории нынешней республики, которая охватывает и песчаные, а также каменные пустыни севера, и саванну центральной части, и влажные тропики юга, перекрещивались караванные пути. Они начинались на западной окраине нынешней Республики Мали и доходили до средиземноморского побережья Египта в широтном направлении, а в меридиональном — от северной окраины Сахары до реки Конго. Соль, золото, невольники — все это было предметом торга. Кочевники из засушливых и пустынных равнин веками стремились в обжитые землепашцами плодородные и не обиженные водными источниками долины экваториального пояса Африки.

Наконец, неподалеку от этих чадских территорий, в нынешнем Южном Судане, на рубеже XIX–XX веков в знаменитом Фашодском инциденте столкнулись французская и английская экспедиционные колонны. Английские колонизаторы, согласно идее деятеля британского империализма Сесила Родса, стремились сковать Африку с севера на юг сплошной цепью своих колоний от Каира до Кейптауна — "Два К", что им в конце концов удалось. А французские в противовес — с запада на восток, или "Два Д", от Дакара до Джибути, чему англичане воспрепятствовали.

На кону — будущее военного присутствия Франции

Дела давно минувших дней, но в контексте нынешних выборов представителей бывших колониальных метрополий больше всего интересовал не выбор чадцев, а его последствия для позиций Франции и США в стране. События последних лет в Западной Африке, прежде всего в Сахеле — окраинных зонах Сахары, — говорят о крушении там остатков неоколониального влияния Парижа. Исторически так сложилось, что большинство колоний Франция захватила в свое время именно там и после получения ими независимости в 1960 году сумела сохранить свое влияние. Теперь сначала Мали, затем Буркина-Фасо, а в прошлом году Нигер решили распрощаться с чересчур крепкими объятиями "шестиугольника", как в Африке любят поминать Францию по ее форме. Военных оттуда свезли на базу в Чаде, что только подогрело интерес к выборам.

Интересно, что перед голосованием в качестве реальных претендентов рассматривались не только действующий президент, но и премьер-министр Сюксэ Масра. Однако если для Деби желание переизбраться не выглядело неожиданным, то Масра еще недавно был одним из лидеров оппозиции. Глава государства назначил его на пост премьера за считаные месяцы до выборов, чтобы привлечь своих оппонентов к политическому процессу перехода страны к гражданскому правлению.

Наблюдатели выдвигали два возможных сценария развития событий. Согласно первому, Деби победит с явным преимуществом в отсутствие реального соперника среди девяти других кандидатов. А кандидатура Масра — уловка с целью обеспечить сохранение на нынешних позициях как первого лица, так и тандема в целом. По второй версии, Масра составит ему реальную конкуренцию, и понадобится второй тур. В итоге победила первая версия, но Масра не остался во власти.

Палитра кандидатов

Всего к президентским выборам Конституционный совет допустил 10 кандидатов. Глава государства опирался на коалицию "За единый Чад" с множеством политических партий и объединений. В свою очередь Масра был поддержан широкой оппозицией, прежде всего влиятельным политическим движением "Преобразователи". До своего назначения 1 января 2024 года на пост премьера Масра был одним из лидеров оппозиции Чада и выступал с жесткой критикой властей. Он согласился возглавить правительство по итогам общенационального диалога, где был достигнут компромисс по вопросу о привлечении оппозиции к процессу перехода к гражданскому правлению.

Конкуренцию им был способен составить разве что Альбер Пахими Падаке, который занимал пост премьер-министра Чада в 2016–2018 годах, а также был главой правительства переходного периода с апреля 2021 по октябрь 2022 года. На президентских выборах, которые прошли в Чаде в 2021 году, он стал вторым.

Отмечу еще нескольких претендентов. Свою кандидатуру выдвинул также политик из партии "Революционное движение за демократию и мир" (МРДП) Абделькрим Джибриль. Лидер оппозиционной "Социалистической партии без границ" (СПГ) Яя Дилло объявил, что пойдет на выборы в качестве кандидата, но 28 февраля был убит при штурме силовиками штаб-квартиры СПГ. Конституционный совет Чада отклонил заявки двух основных лидеров оппозиции — Насура Ибрахима Курсами и Рахиса Ахмата Салеха — на участие в качестве кандидатов в президентских выборах.

Развилка

Махамат Идрисс Деби Итно победил при участии почти 76% избирателей. Вроде бы более чем убедительно. Но Запад — прежде всего Франция и США — недоволен. Почему? Самое главное — нет уверенности в надежном обеспечении своего будущего. Слишком уж не дает покоя визит президента Чада в Москву в январе этого года. В самом деле, Деби Итно назвал его "историческим" и говорил в том числе об обеспечении безопасности. Неужели и в этой стране французским военным скоро паковать чемоданы?

И все же проверить наличие годных к применению чемоданов на всякий случай следовало бы. Обращает на себя внимание, что министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетил Чад после выборов — в июне. Проведя встречу с президентом Чада, он подчеркнул, что Нджамена заинтересована в военном и военно-техническом сотрудничестве с Москвой, а также в борьбе с терроризмом. 

Теги:
Чад