Армения, ОДКБ и НАТО: а был ли Рубикон?
Евгения Коткова — о том, куда ведут заявления Никола Пашиняна по ОДКБ и НАТО
Отношения Армении и ОДКБ продолжают ухудшаться. Заявления из Еревана приобретают все более радикальный характер, а на следующей неделе представитель республики и вовсе собрался посетить юбилейный саммит НАТО.
Отмечалось, что приглашения на саммит были высланы "всем партнерам" альянса, включая Армению и Азербайджан, но, насколько мне известно, только из Еревана практически сразу же последовало подтверждение участия. При этом в четверг, 4 июля, премьер Никол Пашинян адресовал поздравительную телеграмму американскому лидеру Джо Байдену по случаю Дня независимости США. "Я рад констатировать, что приверженность дальнейшему расширению нашего сотрудничества в области демократических реформ, укрепления экономической и энергетической устойчивости, правосудия, борьбы с коррупцией, безопасности и в других сферах нашла отражение в концепции повышения стратегического диалога между Арменией и США на уровень стратегического партнерства", — отметил глава армянского кабмина.
Все бы ничего, да только совпало это со временем проведения первого саммита в формате "ШОС плюс". Где Армения, между прочим, также является партнером по диалогу. Но в этот раз Ереван не направил на мероприятие никого из своих представителей. Кроме того, "стратегическое партнерство" — это не просто еще одна ступенька в развитии дипломатического сотрудничества, это очень серьезный уровень взаимодействия, предусматривающий в том числе военную помощь. Россия, например, подписала декларацию о стратегическом партнерстве с Азербайджаном в 2022 году, и это вызвало тогда в Ереване глубокое недовольство. А теперь такие слова.
Конечно, вряд ли американцы пойдут на подобный шаг — подписание аналогичного документа, — ведь он предусматривает слишком много обязательств. Тем не менее само по себе это заявление Пашиняна еще и на фоне проходящего в Астане саммита Шанхайской организации сотрудничества выглядит очень характерно.
Шанс одуматься
При этом экспертное сообщество сходится во мнении, что вопрос стоит не столько в отношениях Армении с ОДКБ, сколько Еревана с Москвой. Республика все больше отдаляется от РФ и продолжает предпринимать попытки по снижению российского влияния в регионе. И все заявления представителей республики про ОДКБ стоит рассматривать именно через эту призму. А заявления эти напоминают проверку — до какой границы можно дойти, где будет пролегать красная линия и окажется точка невозврата.
Пашинян не торопится объявлять об окончательном выходе из организации, хотя Армения уже не платит ежегодный членский взнос, не участвует в сессиях, не подписывает протоколы решений. В начале июня в ходе бурной дискуссии с оппозицией премьер эмоционально заявил касательно ОДКБ, мол, "конечно, выйдем, не возвращаться же нам назад". Но министр иностранных дел Арарат Мирзоян поспешил уточнить слова Пашиняна, заявив, что тот "не сказал, что Армения выходит из" Организации Договора коллективной безопасности, а "что она уйдет, когда захочет". Потом последовали новые заявления, но каждый раз они носили явно неокончательный характер — с оговорками и уточнениями. Такой подход скорее рассчитан на все ту же проверку реакций.
И официальная Москва, в свою очередь, и секретариат ОДКБ пока придерживаются очень сдержанной позиции. Представители говорят, что все равно продолжают работать с Арменией и надеются, что в отношениях Москвы с Ереваном будут и впредь превалировать союзничество и партнерство. Еревану, видимо, дают шанс одуматься, однако там воспринимается это как поощрение вседозволенности. И это может стать ключевой ошибкой армянских властей.
Был ли Рубикон
Как сказал мне однажды посол по особым поручениям МИД России по вопросам преступлений киевского режима Родион Мирошник, одна из проблем любого противостояния заключается в том, что, находясь внутри, ты не видишь его начала. Историки позже расскажут, где был Рубикон, но, переходя его, ты сам его можешь и не заметить.
ОДКБ и НАТО все же военные блоки, и ставки в этой игре высоки. В частности, членство в одном из объединений подразумевает обмен разведданными. И странно было бы ожидать, что ОДКБ сохранит за Арменией право на их получение на фоне заигрывания Еревана с недружественным военным блоком.
Казалось бы, Пашинян сегодня делает все, чтобы избежать опасений, на которых долгое время строилась и внешняя, и внутренняя политика Армении. Он "устранил угрозу" со стороны Азербайджана, так как после перехода Нагорного Карабаха под контроль Баку территориальный спор между республиками как будто закрыт. А также пытается наладить отношения с Турцией, которую в Армении более ста лет считали главным врагом — в связи с событиями 1915 года, геноцидом армян в Османской империи. Но при этом Азербайджану и Турции жизненно важны транспортные коридоры через территорию Армении, и рано или поздно территориальный вопрос может снова встать. В случае несговорчивости Еревана этот вопрос может снова быть решен военным путем, а надежда на то, что НАТО защитит своего "нового друга" и пойдет против интересов своего члена (Турции), утопична.
ОДКБ, кстати, свою способность защитить входящую в нее страну очень красноречиво продемонстрировала во время событий в Казахстане зимой 2022 года. Поэтому в ожидании предстоящего саммита НАТО остается только надеяться, что Рубикон у Пашиняна еще не пройден.