16 июля, 09:00
Мнение

Геология для будущего: открывая новую страницу сотрудничества стран БРИКС

Евгений Петров — об ископаемых ресурсах стран — участниц объединения и их роли в мировом рынке
Юрий Смитюк/ ТАСС

Стремительное развитие глобальной экономики, внедрение новых цифровых технологий, рост населения планеты диктуют необходимость менять подход к ресурсному и энергетическому обеспечению страны.

В настоящее время ископаемое топливо обеспечивает примерно 84% мирового и 88% российского энергопотребления. По прогнозам Организации Объединенных Наций (ООН) и других источников, к 2050 году рост мирового потребления энергии составит примерно 30%, даже принимая во внимание оптимистичные тренды энергосбережения. Несмотря на прогнозируемый рост производства энергии посредством возобновляемых источников (ВИЭ) (с 86 ЭДж в 2022 году до 220 ЭДж в 2050-м), ископаемые виды топлива сохранят свою высокую значимость в мировом энергобалансе. На их долю будет приходиться примерно 64% мировой энергии в 2050 году. Ключевыми регионами роста энергопотребления станут Южная Америка, Африка и развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, например, потребление электроэнергии в Индии увеличится на 90%.

Несмотря на снижение доли, но с учетом 30% роста потребления энергии, объем добычи и потребления ископаемого топлива к 2050 году должен возрасти примерно на 10%.

На пути к глобальному энергетическому балансу

Ряд полезных ископаемых, таких как нефть, газ и уголь, в ближайшем будущем сохранят свою востребованность, так же как и медь, алюминий, железная руда, никель и платина, в силу экономических и технологических факторов. Вместе с этим растет спрос на литий, кобальт, редкоземельные металлы и другие виды стратегических минералов.

По прогнозам Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, к 2050 году планируется увеличение производства наземной ветроэнергетики в 10 раз, офшорной — в 43 раза и солнечной — в 17 раз. Но даже беспрецедентное увеличение производства энергии из новых возобновляемых источников — в 7,5 раз за 30 лет (к 2050 году) — позволит компенсировать возросшие потребности лишь на 36%, учитывая атомную и гидроэнергетику.

Достижение глобального энергетического баланса невозможно без углеводородного сырья, которое как минимум до середины нынешнего века будет определять тенденции энергопотребления, а значит, и основные тренды развития человеческой цивилизации. С другой стороны, очевидно, что внедрение ВИЭ продолжит рост, что приведет к значительному увеличению мирового спроса на критические минералы и редкоземельные металлы.

В мире редкоземельных элементов (РЗЭ) добывается ежегодно всего около 140 тыс. т — это совсем немного по сравнению с добычей углеводородов, измеряемых миллионами тонн и кубометров. Но именно критическое минеральное сырье, как его называют в Европейской экономической комиссии ООН, и РЗЭ являются необходимой основой производства высокотехнологичной продукции XXI века. Потребность в этих элементах стремительно растет, составляя около 10% в год, а через несколько лет прогнозируется рост по некоторым из них в 40 раз.

Во избежание барьеров, таких как дефицит ресурсов, труднодоступность добычи и удорожание стоимости, на пути энергетического развития требуется объединение знаний, опыта и технологий на международном уровне.

Богатство минерально-сырьевой базы БРИКС

Российская Федерация в 2024 году переняла функции председательства в БРИКС, основным лейтмотивом которого стало "Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности".

Главный тезис фокусирует внимание на энергичном стремлении всех стран-участниц к продуктивному диалогу, который основан на взаимном уважении, принципах равноправия и суверенного выбора пути развития каждого государства.

Страны БРИКС имеют богатую минерально-сырьевую базу, которая может давать ресурсы для экономики и стать основой технологических преобразований за их пределами. Для развития минерально-сырьевых баз и увеличения проводимых геологоразведочных работ мы хотим предложить нашим коллегам — геологическим службам стран БРИКС — объединить усилия и создать новую площадку для диалога и сотрудничества в области геологии и рационального использования минеральных ресурсов.

Россия обладает одной из крупнейших минерально-сырьевых баз в мире, занимая первое место по запасам газа, алмазов, никеля, золота. Второе — по кобальту, вольфраму, титану, серебру и металлам платиновой группы. Третье — по запасам лития, меди, угля, свинца, олова, бора. А по запасам урана и редкоземельных металлов Россия находится на четвертом месте и на пятом месте — по извлекаемым запасам нефти и конденсата. В нашей стране есть практически все виды минерального сырья: это 229 видов твердых полезных ископаемых, нефть, газ и газовый конденсат. По разведанным запасам некоторых видов сырья мы входим в число мировых лидеров. Наша минерально-сырьевая база уникальна и включает практически все виды редких металлов, в том числе литий, бериллий, ниобий, тантал, титан, цирконий, редкоземельные элементы, скандий, ванадий и др. Однако добыча редких металлов с получением готовой товарной продукции ведется на единичных месторождениях. Перспективы рентабельной добычи, как и во многих странах мира, связаны с развитием собственных технологий геологоразведки, добычи и переработки имеющихся запасов минерального сырья.

Медь также является одним из ключевых металлов будущего. Например, свыше 10% мировых запасов меди приходится на Африку, где в промышленных концентрациях руды содержат также кобальт, цинк, уран, кадмий, германий, радий, свинец, серебро, золото, платину, палладий.

На Африканском континенте сосредоточено большое количество запасов критического минерального сырья и редкоземельных элементов. Он занимает ведущее место по запасам металлов платиновой группы, хромовых, марганцевых руд, кобальта, золота, алмазов, бокситов, фосфоритов. Значительны африканские запасы флюорита, руд циркония, урана, тантала, бериллия, титана, никеля, меди, ванадия, лития, сурьмы, драгоценных камней. По ряду позиций доля Африки превышает 30% мировых ресурсов: до 35% по хрому, более 40% по бокситам, 50% по кобальту и марганцу, 90% по металлам платиновой группы. Велика роль Африки в мировой добыче хрома и марганца. Так, добыча хрома в ЮАР в 2022 году составила 44% мировой. По разведанным запасам хромовых руд с ЮАР сравним только Казахстан (36% и 41% мировых запасов соответственно). На Африку приходится более 60% мировой добычи марганца, около 30% мировых бокситов и свыше 75% кобальта (68% добывается в Демократической республике Конго).

Стоит отметить, что основные риски устойчивого развития мировой экономики заключаются в исчерпаемости ископаемого топлива и дисбалансе запасов критического минерального сырья и технологий, необходимых для успешного осуществления энергоперехода. С другой стороны, минерально-сырьевые комплексы стран БРИКС дополняют друг друга и по добыче критических минералов, и по производству, и одно из возможных направлений сотрудничества в этой области — расширение взаимной торговли минерально-сырьевыми товарами и металлами с целью обеспечения непрерывности поставок и стабильности цен.

Так, например, ЮАР и Бразилия существенно расширили экспорт минеральных товаров за счет сотрудничества внутри БРИКС, а Китай стал самым крупным покупателем критических минералов и редкоземельных элементов и обеспечил себе непрерывность поставок из других стран объединения. Простой анализ показывает, что вступление новых членов в БРИКС обеспечит 72% мировых запасов редкоземельных металлов.

“Геологическая платформа БРИКС”

В условиях новой экономики для укрепления устойчивости национального развития и обеспечения технологического прогресса из года в год возрастает значение геологоразведки и добычи полезных ископаемых.

В период председательства России в БРИКС в 2024 году мы проводим круглый стол "Перспективы сотрудничества стран БРИКС в области изучения, разработки и рационального использования минеральных ресурсов" с участием руководителей геологических служб стран объединения. Это первая встреча такого формата, которая, несомненно, будет способствовать практической реализации наших планов по сотрудничеству.

Чтобы наше взаимодействие носило регулярный характер, российская сторона выдвинула инициативу формирования постоянно действующего механизма многостороннего взаимодействия — "Геологической платформы БРИКС", которая позволит укрепить сотрудничество участников объединения в сфере недропользования, в частности в области региональных геологических исследований, новых технологий в геологии, классификации ресурсов. Мы планируем, что платформа станет площадкой для организации взаимодействия и широкого круга дискуссий экспертов и других заинтересованных сторон (геологических агентств/служб, недропользователей и ученых) по ключевым вопросам развития технологий в геологической отрасли, обмена знаниями, опытом и реализации совместных программ и проектов. Платформа также станет основой для практического взаимодействия стран БРИКС, разработки совместных программ в области геологии и горного дела, будет способствовать активизации обмена знаниями, методологиями, опытом, формированию и реализации программ геологического изучения недр. Важным смыслом, который мы закладываем в платформу, станет поддержка достижений сотрудничества в области геологии и устойчивого управления минеральными ресурсами.

В ближайшей перспективе мы должны определить направления межгосударственного сотрудничества, в которых будут заинтересованы все участники. При этом необходимо отметить, что степень вовлеченности будет определяться национальными приоритетами каждой страны.

Перед нами стоят общие вызовы — это исчерпаемость и труднодоступность ресурсов, вопросы кадрового обеспечения отрасли и инвестирования геологоразведочных работ. Но благодаря выработанному механизму взаимодействия и продуктивной совместной работе мы сможем достичь взаимопонимания по приоритетным темам и открыть новое направление сотрудничества БРИКС в области геологии и рационального недропользования. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru