17 июля, 09:45
Мнение

На "Союзе" с "Салютом": как Светлана Савицкая стала первой женщиной в открытом космосе

Дмитрий Хазанов — о значении выхода в космос 40 лет назад
Светлана Савицкая на корабле "Союз Т-12". Владимир Джанибеков/ ТАСС
Светлана Савицкая на корабле "Союз Т-12"

40 лет назад, 17 июля 1984 года, стартовал космический корабль "Союз Т-12" с экипажем в составе Владимира Джанибекова, Светланы Савицкой и Игоря Волка. Это была одна из пяти экспедиций для работы на станции "Салют-7". После недолгой акклиматизации 25 июля Светлана Савицкая стала первой женщиной, осуществившей выход в открытый космос. Вместе с командиром Джанибековым они провели вне космического аппарата 3 часа 35 минут. Экипаж доказал способность человека не просто покинуть борт, но и работать в космосе.  

Без влияния Савицкого-старшего

Отцом Светланы Савицкой был один из ведущих советских асов, обладатель двух Золотых звезд Героя маршал авиации Евгений Савицкий.

Вот спрашивают меня о том, каким образом удалось воспитать дочь, Светлану, что она столь многого добилась. Случайность ли это? Нет, не случайность. И уж тем более не протекция. Скажу больше: мое служебное положение не помогало, а, напротив, нередко мешало Светлане добиваться поставленных ею целей. Мало кто хотел брать на себя ответственность за дочь маршала: а вдруг не ровен час покалечится или и того хуже, вообще свернет себе шею — расхлебывай, мол, потом! Да и я тоже не был в восторге от ее дерзких замыслов. И все же вопреки всему Светлана продолжала упорно идти своей дорогой, преодолевая одну за другой встававшие перед ней трудности
Из книги Евгения Савицкого "Полвека с небом"

Сама Светлана Савицкая не раз говорила, что летная деятельность отца никак не повлияла на принятое ею еще в школе решение связать свою жизнь с небом. Так началось ее обучение в Московском аэроклубе. В конце сентября 1965 года в возрасте 17 лет, после более чем годичных усиленных тренировок, она выполнила первые три рекордных парашютных прыжка в свободном падении из стратосферы (с высот 13 811 и 14 252 м, а с высоты 13 901 м — ночной). В группе из девяти женщин она была самой молодой.

После окончания московской средней школы №637 она поступила в Московский авиационный институт (МАИ). Параллельно с учебой Светлану Савицкую зачислили в так называемую рекордную команду ДОСААФ, которая занималась разработкой новых парашютов. Затем она приступила к занятиям авиационным спортом, летала на самолетах Як-18Т, Як-50 и других. Вскоре стала членом сборной Советского Союза по высшему пилотажу и в 1970 году завоевала звание абсолютной чемпионки мира среди женщин, установила 18 авиационных рекордов. За эти достижения ей было присвоено почетное звание "Заслуженный мастер спорта СССР". Получив в следующем году квалификацию летчика-инструктора, приступила к работе в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова.

После окончания МАИ Савицкая работала летчиком-инструктором и поступила в школу летчиков-испытателей, после чего в 1976 году начала работать в научно-производственном объединении "Взлет". За три года она освоила полеты на самолетах МиГ-21, МиГ-25, Су-7 и других, а затем на учебно-боевом истребителе МиГ-25ПУ установила четыре женских рекорда высоты и скорости (включая мировой рекорд скорости 22 июня 1975 года — 2683,44 км/ч).

Далеко не всегда вылеты проходили в штатном режиме. Однажды во время тренировочного полета на самолете МиГ-25ПУ, к освоению которого она только приступила, при посадке, практически уже на взлетно-посадочной полосе, случилась авария (по словам моих знакомых летчиков-испытателей, на посадочной полосе оставалась какая-то спецмашина, которой там быть не должно, от удара самолет-истребитель загорелся). Обошлось без жертв. Случилось это на глазах отца, Евгения Савицкого. Он частенько приезжал на тренировки. По словам очевидцев, Савицкий-старший подошел к дочери, топтавшейся невдалеке от искореженной, залитой пеной машины и, глядя в глаза, строго заключил: "За штурвал больше не сядешь!" Светлана скромно улыбнулась в ответ.

Не смогла она тогда сразу после случившегося сказать отцу, что подала заявку на прием в отряд космонавтов и уже прошла первый этап конкурсного отбора. Коллектив Московского машиностроительного завода "Скорость" им. А.С. Яковлева, где с мая 1978-го по июнь 1981-го Светлана Савицкая работала летчиком-испытателем, помог реализовать давнюю мечту — ее зачислили в отряд космонавтов.

Открытый космос

Свой первый космический полет как космонавт-исследователь длительностью 7 суток и почти 22 часа 52 минуты она совершила с 19 по 27 августа 1982 года. Согласно утвержденной программе, на корабле "Союз Т-7" вместе с командиром Леонидом Поповым и бортинженером Александром Серебровым они после старта пристыковались к орбитальной станции "Салют-7", провели запланированные научные эксперименты, после чего на ранее пристыкованном к станции корабле "Союз Т-5" благополучно вернулись на Землю. Савицкая стала второй в мире женщиной-космонавтом. За успешное выполнение полетного задания ей и другим членам экипажа присвоили звание Героя Советского Союза.

Повторный полет в космос Савицкой, в экипаже с Джанибековым и Волком, значим не только работой в открытом космосе, но и изучением самой станции. Выведенная на орбиту в апреле 1982 года "Салют-7" была последним словом конструкторской мысли своего времени, имела эксплуатационный ресурс пять лет — ни один орбитальный комплекс до этого не разрабатывался для использования в течение столь длительного срока. Успешно выполнив всю программу, включая работу в безвоздушном пространстве, космонавты благополучно вернулись на Землю.

Светлана  Савицкая во время выхода в открытый космос. Владимир Джанибеков/ ТАСС
Светлана Савицкая во время выхода в открытый космос

Чем же были важны эксперименты в открытом космосе? Дело в том, что в безвоздушном пространстве можно проводить работы, которые крайне сложно или даже невозможно воплотить при земном атмосферном давлении. Но при этом нужно быть предельно собранным, пунктуальным, контролировать каждое движение. Выходы в открытый космос опасны по множеству причин: разгерметизация, обрыв страховочного фала, повышенное облучение от Солнца без защиты атмосферой, возможность столкновения с космическим мусором (на высоте 300 км над Землей — типичная высота полета пилотируемых космических кораблей — скорость полета частиц примерно в 10 раз превышает скорость пули, любая песчинка может принести огромные проблемы). Джанибеков и Савицкая проводили испытания различных инструментов, предназначенных для работы с металлами в безвоздушном пространстве (в частности, универсального ручного инструмента, созданного Институтом электросварки им. Е.О. Патона), проверяли возможность варить, резать и паять в открытом космосе.

При этом Светлана Савицкая отмечала, что работа летчика-испытателя требует от человека не меньше собранности, технической и психологической подготовки, чем профессия космонавта. Пройдя в юности школу парашютизма, пилотажа на спортивных самолетах, она закалила характер, приобрела уверенность в силах и своих возможностях. Постоянные тренировки, соблюдение режима позволили успешно проходить и в более зрелом возрасте сложные медицинские комиссии.

Высший пилотаж на поршневых самолетах — физически очень тяжелая работа. С этого пилотажа можно идти куда угодно — у тебя все получится. Поэтому, если эти две работы сравнивать по сложности и тяжести, то до прихода в отряд космонавтов я занималась более тяжелой. Правда, здесь мне пришлось столкнуться с совершенно другой техникой. Но у меня инженерное образование
Из журнала "Солдаты России" — "Савицкие: семья влюбленных в небо"

Награды и дальнейшая деятельность

Светлана Савицкая является кавалером двух орденов Ленина, орденов "Знак Почета" и "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней, награждена медалью "За заслуги в освоении космоса", золотой медалью им. К.Э. Циолковского Академии наук СССР. Также она отмечена золотой медалью и 18 дипломами Международной авиационной федерации, специальной медалью за установление женского мирового рекорда пребывания в открытом космосе и другими знаками признания высокого летного мастерства и мужества. Савицкие — единственная в стране семья, где отец и дочь являются дважды Героями Советского Союза.

Муж полковника Светланы Савицкой Виктор Хатковский — летчик, инженер-конструктор Московского машиностроительного завода (ныне Авиационный комплекс) им. С.В. Ильюшина. Познакомились они еще в юности и вместе занимались пилотажным спортом. Их сын Константин, как и родители, с детства занимался спортом, после школы окончил МАИ, но работать в авиацию не пошел.

С середины 1980-х годов Светлана Савицкая активно занимается и общественно-политической деятельностью, преподавала в Московском авиационном институте. В 1988 году написала автобиографическую книгу "Вчера и всегда" о своем пути в авиации и космонавтике, о людях, которые помогли ей осуществить мечты. Является депутатом Государственной думы РФ.

В своих интервью Савицкая, отметившая в прошлом году 75-летний юбилей, подчеркивала: занимаясь сложными и ответственными работами, женщины не могут давать себе поблажек, должны делать все безупречно. Важно понимание, что своими ошибками ты закроешь дорогу следующим — мол, вот та не справилась и с этой так же будет.

К счастью, в нашей стране всегда имелось немало блестящих авиатрисс, которые могли поспорить с мужчинами в овладении вершинами летного мастерства.  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru