30 ИЮЛ, 15:55

Пустые хлопоты, или Зачем Зеленский отправил в Китай главу МИД Кулебу

НИЗАМУТДИНОВ Андрей
Обозреватель ТАСС

Андрей Низамутдинов — об итогах поездки министра иностранных дел Украины в КНР и попытках привлечь на свою сторону Индию

Визит украинского министра иностранных дел Дмитрия Кулебы в КНР, состоявшийся на минувшей неделе, стал первым после начала специальной военной операции (СВО), поэтому неизбежно привлек большое внимание обозревателей. От него ждали если не дипломатического прорыва, то хотя бы сигналов, которые позволили бы создать отчетливое представление о позициях и подходах Киева к урегулированию конфликта.

Увы, на выходе вместо кулебы — густой, наваристой похлебки — получился жидкий супчик, не приправленный ни сколько-нибудь значимым смыслом, ни даже внятной логикой.

Сдержанный прием

Нелишним будет напомнить, что после "евромайдана" отношения между Пекином и Киевом складывались не самым лучшим образом. Мало того что китайцы настороженно относятся к насильственной смене власти, как это произошло на Украине, они еще очень не любят, когда их пытаются обмануть. А именно такая история приключилась с покупкой китайским инвестором 56% акций компании "Мотор Сич" — одного из крупнейших производителей двигателей для авиатехники. Украинские власти эту сделку сперва заблокировали (еще при президенте Петре Порошенко), а затем, уже при Владимире Зеленском, предприятие и вовсе национализировали, вызвав праведный гнев китайской стороны. Если же добавить к этому превращение Украины в откровенного сателлита США (кстати, и сделка с "Мотор Сич" была сорвана именно по указанию американцев), то станет понятно, почему китайские руководители и сами в Киев не ездили, и украинцев к себе не звали.

После начала СВО Киев потратил немало усилий, чтобы склонить Китай на свою сторону, но без особого успеха. Китайцы не стали поддерживать "мирный план" Зеленского и участвовать в мероприятиях по его навязыванию России, а также воздержались от публичного осуждения действий Москвы. Вместо этого они предложили свой собственный план урегулирования, основанный на равноправном участии всех заинтересованных сторон. Но в Киеве и на стоящем за его спиной Западе продолжали настаивать на плане Зеленского, поэтому диалога не получалось.

Так что приглашение посетить Китай, направленное главой МИД КНР Ван И украинскому коллеге, действительно стало событием. Правда, переговоры решили провести не в Пекине, а в провинциальном Гуанчжоу, что сразу несколько понизило статус визита.

То ли готовы, то ли нет

Встреча китайского и украинского министров проходила на фоне заметно активизировавшихся в последнее время рассуждений о перспективах урегулирования конфликта на Украине. Этой активности способствовали и вояж венгерского премьера Виктора Орбана в Киев, Москву и Пекин, и сомнения по поводу исхода президентских выборов в США, связанные с покушением на Дональда Трампа и выходом Джо Байдена из предвыборной гонки. При этом противоречивые заявления, то и дело звучащие из Киева, не позволяли понять, готова ли Украина к переговорам, и если да, то на каких условиях.

Те, кто ожидал, что встреча в Гуанчжоу внесет в этот вопрос ясность, ошиблись — туман только сгустился. "Украина желает участвовать в диалоге и переговорах с Россией и готовится к ним", — привела слова украинского министра официальный представитель МИД КНР Мао Нин. В ответ украинский МИД распространил комментарий с собственной трактовкой: "Дмитрий Кулеба довел последовательную позицию Украины, которая заключается в готовности вести переговорный процесс с российской стороной на соответствующем этапе, если Россия будет готова вести переговоры добросовестно. <…> Сейчас такой готовности с российской стороны не наблюдается".

Некоторое время спустя высказался и сам Кулеба, правда, ясности его слова не добавили. "Никто не будет склонять нас к переговорам, потому что нас невозможно склонить. И мы сами будем принимать какие-либо решения", — заявил министр в интервью украинскому телеканалу TCH, отвечая на вопрос о том, склонял ли его к этому глава МИД КНР во время прошедшей встречи.

Планов громадье

Вообще-то кто кого и к чему склонял — это еще один большой вопрос. Судя по заявлениям украинского министра, сделанным до и после визита в Гуанчжоу, именно он сам и пытался склонить китайского коллегу к принятию "мирного плана" Зеленского как единственно правильного и возможного. "Нам нужно избежать конкуренции мирных планов", — заявил Кулеба до начала переговоров с Ван И. А уже после повторил эту мысль, назвав конкуренцию между "формулой мира" Зеленского и планом Китая и Бразилии "контрпродуктивной", и призвал "сфокусироваться на том, что объединяет, а не на том, что разъединяет".

Понятно, что объединяться Киев предлагает исключительно на его собственных позициях. Но попытка привлечь на эти позиции Пекин, похоже, оказалась безуспешной. Во всяком случае, Кулеба постарался уйти от ответа на вопрос о том, примет ли Китай участие во "втором "саммите мира", который Киев надеется организовать в конце ноября (от участия в провальном первом мероприятии, состоявшемся в середине июня в швейцарском Бюргенштоке, в Пекине отказались). "Давайте доживем до второго "саммита мира" и потом будем уже смотреть", — сказал министр в том же интервью ТСН.

"Я их не слушаю"

О том, что Китай намерен придерживаться собственной линии в попытках урегулирования конфликта на Украине, говорит и начавшаяся на днях зарубежная поездка спецпредставителя правительства КНР по делам Евразии Ли Хуэя, в рамках которой он планирует посетить Бразилию, ЮАР и Индонезию. По словам официального представителя МИД КНР Мао Нин, речь идет о "четвертом раунде челночной дипломатии по украинскому кризису", в ходе которого эмиссар Пекина обсудит перспективы урегулирования "с ключевыми представителями глобального Юга".

А Киев тем временем хочет попытаться склонить на свою сторону другого крупного игрока — Индию. По сообщениям индийских СМИ, в конце августа с коротким визитом на Украину может отправиться индийский премьер Нарендра Моди. Правда, "решение об уровне визита все еще не принято", то есть в Киев вместо Моди может поехать глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар или советник по национальной безопасности Аджит Довал. При этом индийские эксперты полагают, что премьер (или другой высокопоставленный чиновник) отправится в Киев не ради поддержки "формулы Зеленского", а предложит посредничество в урегулировании кризиса либо привезет собственный план урегулирования, положения которого ранее могли быть согласованы в ходе недавнего визита Моди в Россию.

В Москве виляниям Киева из стороны в сторону уделяют не слишком много внимания, отмечая, что звучащие из украинской столицы заявления о переговорах чересчур противоречивы и лишены какой-либо конкретики. "Я их не слушаю, честно говоря", — признался глава МИД России Сергей Лавров, отметив, что сегодня Зеленский и Кулеба могут сказать одно, а завтра — прямо противоположное.

Напротив, миротворческие усилия партнеров по БРИКС в России высоко ценят и готовы всячески поддерживать их инициативы по налаживанию переговоров. Разумеется, если они исходят из понимания первопричин конфликта и учитывают законные интересы и требования России, а не основаны лишь на "формуле Зеленского", которая, говоря словами российского министра иностранных дел, "тупиковая, утопичная, иллюзорная и никогда не материализуется".

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги