Рост скачиваний и выход на IPO? Какую выгоду может извлечь Дуров из "французского дела"
Денис Кусков — о том, что арест создателя сулит Telegram
В августе 2024 года Telegram исполнилось 11 лет, но этот август создателю мессенджера Павлу Дурову запомнится надолго совсем не поэтому. Сказать, что весь мир затаил дыхание после его задержания во Франции, думаю, будет преувеличением. Но в России за этой историей напряженно следят очень многие, ведь Дуров остается одним из самых талантливых и успешных IT-бизнесменов страны (хоть и покинул ее в 2014 году).
Кого касается?
За делом сооснователя соцсети "ВКонтакте" (ныне VK), разумеется, наблюдают и все те, кто причастен к разработке, распространению контента и развитию онлайн-бизнесов. Это первый случай, когда из-за претензий к модерации, а также затруднений при получении личных данных владелец мессенджера или соцсети был взят под стражу. Поэтому и самые яркие фигуры индустрии сегодня не остались в стороне: Илон Маск (владелец соцсети X, она же Twitter) высказался сразу и в довольно негативном ключе, Марк Цукерберг (ему принадлежит признанная в РФ экстремистской компания Meta, куда входят Facebook, Instagram — запрещены в России — и WhatsApp) также дал (пусть и несколько завуалированный) комментарий на эту тему.
Обычные пользователи мессенджера (число которых уже превысило отметку 950 млн), конечно, тоже следят за развитием событий. Многие из них после инициированного во Франции разбирательства опасаются, что Telegram либо закроют, либо доступ к их личным чатам получат третьи лица. Мне постоянно теперь поступают подобного рода вопросы.
Сразу отмечу: предполагаю более-менее благоприятное для Павла Дурова и для его детища развитие событий. В самом оптимистическом сценарии — выход на новые рынки. Тем более что бизнесмена уже освободили из-под ареста под залог €5 млн спустя 96 часов после задержания. Судебный надзор (необходимость отмечаться в полицейском участке) и запрет на выезд во Франции, судя по моим наблюдениям, ранее не являлись какими-то чрезвычайно жесткими мерами. Здесь, думаю, достаточно вспомнить об арестованном французскими правоохранителями бизнесмене Сулеймане Керимове, который пробыл под надзором в Ницце в общей сложности менее года в 2017–2018 годах.
Куда идет развитие?
Если говорить о положении Telegram на рынке, то весь 2024 год дела обстояли относительно спокойно. Так, в AppStore и GooglePlay разных стран мессенджер стабильно входил в топ скачиваемых приложений. По данным немецкой компании Statista, по состоянию на июль приложение обошло все прочие мессенджеры по количеству загрузок — более 48 млн в месяц.
Еще в феврале 2023 года сам Дуров объявил, что Telegram занял второе место (после WhatsApp) и обогнал Facebook Messenger. Но пока аналитики с ним не согласны. Та же Statista утверждает, что Telegram был в июле 2024-го только четвертым, уступив WhatsApp, WeChat и Facebook Messenger. Правда, разрыв с третьим местом действительно невелик.
Тем не менее за год Telegram увеличил количество пользователей на 36% — до 950 млн активных посетителей ежемесячно.
Какую статистику ни приводи, платформа братьев Дуровых (генератором ряда идей и создателем системы шифрования, которая и отвечает за закрытость переписок в Telegram, является старший брат Павла Николай — к нему, кстати, как выяснилось, у Франции также есть претензии) продолжала свое стремительное восхождение. По моим оценкам, во-первых, монетизация с использованием собственной блокчейн-криптовалюты TON прошла успешно. Во-вторых, значительные средства платформе принесли рекламные интеграции. В-третьих, для миллионов пользователей Telegram стал не только и не столько средством связи, сколько площадкой для потребления контента. В него заходят, чтобы почитать сообщения прессы или индивидуальных авторов, посмотреть фотографии из блогов селебрити. Каналы сделали Telegram непохожим на другие мессенджеры и фактически превратили в соцсеть.
При этом многие эксперты сходятся во мнении, что в этом году Павел Дуров активно готовился к IPO, то есть к первой публичной продаже акций. Он вел презентации, делился планами и даже дал два больших интервью.
Что же пошло не так?
Остается загадкой, каким образом служба безопасности Telegram — а в подобной компании она явно должна быть — проморгала подготовку к аресту. Можно предположить, что, несмотря на заявления во французских СМИ, ордер был выписан в последний момент. Например, уже после того, как частный самолет Дурова вылетел с территории Азербайджана. Специалисты вряд ли бы пропустили информацию, что против IT-предпринимателя в стране, где он получил в 2021 году гражданство (за особые заслуги, то есть за "вклад во влияние Франции") против него работает следственная машина. Версия, что Дуров, мол, бравировал и полетел туда специально, чтобы позлить французов, на мой взгляд, совершенно неубедительна.
Ранее он показывал себя весьма осторожным человеком. Неоднократно сообщал о попытках давления со стороны спецслужб разных стран. Да и в качестве причины, почему штаб-квартира компании размещена в ОАЭ, называл в том числе отсутствие давления со стороны властей Эмиратов.
Telegram действительно испытывал и продолжает испытывать проблемы в разных странах. В частности, решение о его временной или бессрочной блокировке выносило в общей сложности 31 государство. Например, в России мессенджер был запрещен с 2018 по 2020 год. Турция пригрозила Telegram блокировкой в августе этого года, а проблемы мессенджера в Бразилии длятся уже несколько лет.
Повторюсь, при этом до сих пор не было практики, когда бы к ответственности за размещенную в соцсети информацию привлекался бы владелец этой площадки. Получается, ни одна компания и ни одно приложение не могут чувствовать себя в безопасности, не опасаться за свое существование. Такое может произойти абсолютно с любым ресурсом.
Дуров получил обвинения по шести пунктам, куда входят отказ предоставить информацию по запросам уполномоченных органов, сговор с целью обеспечения незаконных транзакций, незаконный импорт средств криптовалюты, отмывание денег, соучастие в распространении хакерских программ, детской порнографии и наркотиков. Таким образом, часть из них касается регулирования собственной криптовалюты TON, а другая — размещенного в Telegram преступного контента третьими лицами.
Сам Павел Дуров обвинения пока не комментировал. Команда площадки опубликовала в официальном канале свой протест 25 августа. Адвокат Дурова Давид-Оливье Камински назвал эти пункты "полным абсурдом".
Вряд ли кто-то поспорит, что преступники могут пользоваться Telegram, как и другими мессенджерами, соцсетями и так далее. Они также переписываются и в операторских (мобильных) сетях. Никто не помешает им отправлять письма обычной почтой, но это же не значит, что главу почтового отделения необходимо тут же вести под суд.
Возможно, Павла Дурова, одного из самых ярых сегодня приверженцев свободы в интернете, выбрали отнюдь не случайно. Пойдет ли он на компромиссы? На мой взгляд, давить на него публично, чтобы получить ключи шифрования от переписок пользователей, не станут. Но посмотрим. Одним из вариантов разрешения ситуации может быть поиск сбалансированного подхода, при котором Telegram обяжут оперативно реагировать на требования органов государственной власти. В первую очередь это коснется удаления экстремистских каналов.
Чего бояться обычному пользователю?
Если же беспокоиться за то, что ключи шифрования окажутся в руках регуляторов и власти получат доступ к переписке (хотя, повторюсь, на мой взгляд, это наименее вероятный сценарий), то стоит помнить, что в подавляющей массе этот огромный массив личных данных вообще не интересен органам правопорядка. Не надо бояться, что ваша переписка с другом или мамой вдруг будет обсуждаться за соседним столиком в кафе.
Кстати, после задержания Павла Дурова заметно увеличилось количество жалоб на мошенничества, причем с появлением новых схем. Так, с пользователями Telegram связываются якобы представители технической службы и пытаются получить доступ к аккаунту. Ни в коем случае не стоит идти на контакт с ними.
Не стоит торопиться с выводами, надо дождаться хотя бы предварительных результатов расследования. Сейчас мы видим только то, что количество скачиваний мессенджера резко возросло в странах, где он не пользовался громадной популярностью, в том числе во Франции. Так что Дуров может даже воспользоваться ситуацией, получив дополнительную публичность, еще и выступив как жертва произвола над свободой слова. Мол, французы требовали ключи, но я не дал — теперь вы знаете, какой мессенджер наиболее надежен и стоит на страже ваших интересов. Тем самым он привлечет внимание новых подписчиков, а также рекламодателей и инвесторов. Останется только выбрать наиболее подходящий момент для IPO и отчитаться в своем канале о новых рекордах платформы.