В Молдавии 20 октября, в ближайшее воскресенье, пройдут выборы президента и референдум о вступлении страны в ЕС. Первой о желании переизбраться заявила еще в прошлом году Майя Санду, предложив организовать и плебисцит, хотя совмещение было запрещено законом. Но правящая Партия действия и солидарности, которой действующий президент руководила до избрания, отменила его.
Одиннадцать "друзей" президента
Впервые на пост главы государства претендует сразу 11 кандидатов, 10 из которых — оппоненты Санду, жестко критикующие ее. Бывшие премьеры Василий Тарлев (2001–2008) и Ион Кику (2019–2020) отмечают провальное управление страной и коррупцию. Кику также обвиняет Санду в связях с Фондом Сороса и предлагает по примеру Грузии принять в стране закон об иноагентах.
Жалеют о поддержке в прошлом Санду ее бывший партнер по правящей проевропейской коалиции, экс-глава МВД Андрей Нэстасе, который снялся с выборов в ее пользу четыре года назад, и лидер "Нашей партии" Ренато Усатый, который на тех выборах занял третье место и поддержал ее во втором туре. Телеведущая Наталья Морарь еще недавно нещадно критиковала оппонентов Санду с телеэкранов, но и ее дружба с президентом сменилась враждой.
В диктаторских замашках Санду обвиняют бывший руководитель Гагаузии Ирина Влах и экс-глава МИД республики Тудор Ульяновский, который заявил, что полиция по указанию власти организовала слежку за его семьей. А лидер выступающей за объединение с Румынией Партии национального единства Октавиан Цыку утверждает, что президент окружила себя коррупционерами, которые разворовывают кредиты, предоставляемые Европейским союзом и США. Кандидат Виктория Фуртунэ, будучи прокурором, публично обвинила главу государства в попытке подчинить юстицию, после чего была уволена и теперь судится с властями. Пострадал и бывший генеральный прокурор страны Александр Стояногло — в 2019 году он победил в конкурсе, который провело с помощью экспертов ЕС правительство во главе с Санду на этот пост, но уже через два года был арестован по инициативе представителей правящей партии. Дело против него ожидаемо рассыпалось, Стояногло прошел все инстанции, в том числе Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который признал незаконным его увольнение. Экс-прокурор свой арест назвал местью за то, что отказался по требованию президента возбуждать уголовные дела против ее оппонентов.
Опала сыграла на руку Стояногло — по опросам, именно он имеет хорошие шансы на выход во второй тур выборов. Немалую роль здесь сыграла и работа на него структурированной машины Партии социалистов, лидер которой экс-президент Игорь Додон отказался баллотироваться, несмотря на самый высокий рейтинг среди несогласных с властью, предложив сделать бывшего генпрокурора единым кандидатом от оппозиции. Но переговоры не заладились — их участникам удалось договориться лишь о совместной поддержке противника Санду во втором туре (если таковой будет). Партия коммунистов, которая в парламенте формирует блок с социалистами, заявила о поддержке Тарлева: за время, когда он возглавлял правительство, несмотря на тяжелое наследие 1990-х годов, удалось практически без внешней помощи остановить деградацию экономики, обеспечить ее устойчивый рост, добиться пятикратного увеличения ВВП.
Обманутые надежды
По ряду опросов, Санду все же является фаворитом выборов — по данным, которые опубликовала на прошлой неделе (известная близостью к властям) общественная организация Watchdog Moldova, ее готовы поддержать 36% избирателей. Однако по исследованию кампании Intelect Group, у нее самый высокий антирейтинг — 53%, что, по мнению экспертов, делает победу во втором туре проблематичной из-за протестных настроений электората.
Уже в первый год правления Санду и ее партии цены понеслись вскачь, инфляция впервые после лихих 1990-х достигла 30% в годовом исчислении. Возмущенные люди вышли на протесты, застрельщиком которых выступила оппозиционная парламентская партия "Шор". Власти обвинили оппозицию в подготовке государственного переворота и связях с Москвой. В стране был введен режим чрезвычайного положения, полиция начала разгонять протесты, запретили трансляцию российского телевидения, которому навесили ярлык ведения "гибридной войны", без суда и следствия приостановили работу 14 молдавских телеканалов и свыше 50 изданий, которые предоставляли площадку оппозиции. По предложению правительства Конституционный суд запретил партию "Шор", против ее активистов возбудили уголовные дела, им запретили баллотироваться на выборах.
Кстати, лидер этой партии Илан Шор в начале 2024 года перебрался из Израиля в Москву, где провел съезд лояльных ему молдавских политиков, объединив их в оппозиционный блок "Победа". Однако ЦИК отказал в участии в выборах и референдуме блоку "Победа" и выдвинутому от него кандидату в президенты, депутату Василию Боле. Шор на это заявил, что поддержит другого кандидата, который разделяет идеи блока, не озвучив его имя.
Ставка на борьбу с Россией
Четыре года назад Санду одержала победу на выборах, сделав акцент на борьбе с бедностью и коррупцией, клятвенно пообещав сохранить статус русского языка. Это позволило получить голоса не только проевропейски настроенных избирателей на правом фланге, но и привлечь их на левом, где обычно голосуют за политиков, выступающих за дружбу с Россией. Повторить это не получится — после того, как власти рьяно поддержали Украину, несмотря на заложенный в конституции нейтралитет, присоединились к западным санкциям и назвали Россию главной угрозой в концепции национальной обороны, даже не скрывая, что сделано это было с подачи США и ЕС.
"На дипломатическом языке это означает, что мы чуть ли не объявляем России войну. Полная глупость. Но самое страшное в этой истории то, что в самом конце написано, что это личное мнение госпожи президента. Президент продвигает политику ненависти, политику войны, политику противостояния. Это недопустимые вещи для развития любого государства. Это однозначно будет отменено", — написал в своем Telegram-канале Стояногло.
Тем не менее такая политика позволила властям называть любую критику в свой адрес "гибридной атакой Москвы", "происками врагов государства". По инициативе президента был создан центр борьбы с дезинформацией "Патриот", работа которого направлена на борьбу с РФ, обвиняемой властями республики в информационных атаках, и с "изменниками родины", блокирующими курс на евроинтеграцию. В Молдавии появился аналог украинского центра "Миротворец", в который были внесены лидеры оппозиции, общественные деятели и журналисты, критикующие власть, а обслуживающие Санду и ее партию СМИ и специалисты по освоению грантов из НПО не стесняются требовать репрессий против инакомыслящих, которых записали в "агенты Кремля".
Однако антироссийская риторика не привела к падению популярности оппозиции, которая выступает за сотрудничество с Москвой. По опросу, проведенному компанией iData в августе 2024 года, 58,9% граждан выступают против вступления страны в НАТО, около 60% не поддерживают решение властей присоединиться к санкциям Запада, которые Тарлев назвал "выстрелом в ногу". По его словам, в Москве их не заметили, в отличие от Молдавии, где фермеры потеряли многомиллионные рынки сбыта, в стране в разы подскочили цены на энергоносители, молдавские трудовые мигранты в РФ столкнулись с проблемами в переводе денег. Бывший премьер, который неоднократно вел переговоры с "Газпромом", раскритиковал заявления властей об отказе закупать газ у России, отметив, что Молдавия по-прежнему зависит от принадлежащей российской компании "Интер РАО" Молдавской ГРЭС в Приднестровье, которая обеспечивает около 80% необходимой ей электроэнергии и получает российский газ. Он убежден, что власти закупают тот же российский газ, но уже через коррупционные схемы у европейских посредников.
"Синдром Горбачева"
Из-за антироссийской политики у Кишинева опасно обострились отношения с Приднестровьем и Гагаузией, с лидерами которых Санду отказалась встречаться. Да и в самой Молдавии в симпатиях между Россией и Западом общество разделено примерно пополам. Эти настроения заставили власти срочно задействовать главный козырь — начавшиеся переговоры о вступлении Молдавии и Украины в ЕС, которые преподносятся как невероятный успех президента. Перед выборами в Кишинев зачастили с визитами глава Еврокомиссии, канцлер Германии, премьер Польши, президент Румынии и другие европейские чиновники, открыто призывающие поддержать Санду.
"У меня сложилось впечатление, что наше руководство страдает "синдромом Горбачева", — чем больше его хвалили зарубежные лидеры, тем больше ругали граждане страны, которой он руководил", — заявил, выступая на телевидении, Тарлев. Он напомнил, как Джо Байден, будучи вице-президентом США, во время визита в Кишинев в 2011 году назвал Молдавию "историей успеха". "И чем закончилась эта "история успеха"? Из банков страны был украден $1 млрд. И вместо того, чтобы посадить виновников этого воровства на скамью подсудимых, правительство приняло решение, по которому бремя возвращения миллиарда возложено на народ. И это "история успеха"? Извините, мне такая история не нужна", — подчеркнул экс-премьер, отметив, что за годы правления Санду внешний долг Молдавии вырос с $2,17 млрд до $3,26 млрд. "Внешний долг удвоился, а уровень жизни резко упал. Все больше людей уезжают в поисках лучшей жизни из-за роста бедности и инфляции, что очень тревожно. Очевидно, что если мы сейчас не примем меры, то есть риск, что потеряем страну", — констатировал он.
Удар по нейтралитету
По предложению Санду результаты референдума намерены внести в конституцию — в преамбуле появится упоминание о необратимости европейского пути, хотя в главном документе страны четко прописано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Оппозиционные партии призвали своих сторонников бойкотировать плебисцит, выразив возмущение тем, что переговоры с Брюсселем еще не начались, а гражданам уже предлагается одобрить их итог. Они также указали, что по закону явка на референдуме составляет треть избирателей. "Значит, если на референдум по изменению конституции придет всего 33% избирателей, то это уже обеспечит его признание. И если половина из этих 33% поддержит вопрос, внесенный в бюллетень, то основной закон могут изменить голосами всего 17% от всего числа избирателей, то есть меньшинством от меньшинства. Это нечестно и несерьезно", — пояснил бывший глава ЦИК Молдавии Юрий Чокан в эфире телеканала TV8.
Бывший глава Конституционного суда (КС) республики Дмитрий Пулбере считает, что Санду и правящая партия хотят через плебисцит поставить на поток незаконную схему изменения основного закона страны. "Инициаторы референдума не объясняют избирателям суть изменений, спекулируя членством в ЕС. Но если он состоится, основной закон будут менять не конституционными законами, требующими поддержки 67 из 101 депутата, а простым большинством в 51 голос. Это позволит правящей партии, у которой есть большинство в парламенте, вносить в конституцию все нормы ЕС, за которые граждане Молдавии никогда не голосовали и с содержанием которых даже не знакомы", — подчеркнул Пулбере в эфире телеканала N4. По его словам, таким образом будет отменена статья о нейтралитете. Экс-глава КС добавил, что поддерживает связь с конституционными судьями соседней Румынии, которые отговаривают молдавских коллег принимать законы, глубинные издержки которых превышают выгоду от доступа к фондам ЕС.
Скандалы вокруг ЦИК
В ходе президентской гонки в Молдавии вокруг ЦИК разразилась серия скандалов — Тарлев отказался подписывать подготовленный комиссией кодекс электорального поведения, назвав его "профанацией демократии" со стороны Санду, которую, как он заявил, правящая партия в нарушение законов продвигает на второй срок. В выполнении заказов властей Центризбирком обвинили Партия коммунистов, Партия социалистов, блок оппозиционных партий "Победа" и другие оппозиционные формирования. Лидер проевропейской партии "Коалиция за единство и благосостояние", бывший посол республики в США Игорь Мунтяну после того, как был снят с предвыборной гонки, назвал ЦИК "сторожевым псом власти", отметив, что на фоне беззаконий Санду "невозможно слушать бредни посла ЕС в Кишиневе Яниса Мажейкса о том, как прекрасно выглядит демократия в Молдавии". В ответном заявлении ЦИК обвинил политиков в нападках.
По данным демографов Академии наук Молдавии, кризис экономики и безработица выгнали из республики за годы независимости около миллиона граждан — почти треть населения страны, для которых ЦИК принял решение открыть 234 участка в 37 странах. На прошлых выборах они массово голосовали за Санду, которая обещала вернуть их домой. Но за годы ее правления исход населения только вырос, из-за чего на встречах с избирателями в Италии действующий президент столкнулась с прохладным приемом. В сообщивших об этом молдавских СМИ говорится, что теперь голосование за рубежом может преподнести властям неприятные сюрпризы.
По решению ЦИК, в России, где трудится почти 400 тыс. молдаван, которые традиционно поддерживают пророссийски ориентированных политиков, будет всего два участка, хотя на прошлых выборах их было 17. Оппозиция раскритиковала это решение, его непрозрачность отметили в своем отчете и наблюдатели Международной миссии по наблюдению за выборами (МНВ) ENEMO. Также правящая партия провела через парламент закон о голосовании по почте в ряде западных стран, что, по мнению оппозиции, также позволит фальсифицировать итоги выборов.
Особенность нынешней президентской гонки в том, что большинство участников рассматривают ее как плацдарм предстоящей летом будущего года главной схватки за власть — выборов в парламент. Молдавия — парламентская республика, и полномочия главы государства, если он не опирается на правящее большинство в законодательном собрании, весьма ограниченны. Партия Санду, получив 53% голосов на выборах 2021 года, с треском проиграла в прошлом году местные выборы в 30 из 36 городов республики, в том числе в Кишиневе. Проигрыш схватки за парламент может стать фатальным для нее и президента.