24 ноября отмечается Международный день матери. Специально по просьбе ТАСС шеф-редактор группы компаний "Литрес" Екатерина Писарева выбрала несколько художественных книг, в которых автор размышляет на тему родительства, материнства, внутрисемейных отношениях и счастья своих детей.
Тема "мать и ее ребенок" всегда очень деликатная, трогательная, сентиментальная. Ребенок становится неотъемлемой частью жизни матери — сколько нон-фикшен книг посвящено выстраиванию между родителями и детьми здоровых уз. И сколько сложных семейных историй ежедневно оказываются на поверхности в художественной литературе. В момент, когда я собирала книги, в финальный список не вошли такие тексты, как легендарная повесть Галины Щербаковой "Вам и не снилось…" — советская история Ромео и Джульетты, в которой злую роль сыграла бесконечная, безумная и всепоглощающая любовь матери. Или же один из важных для меня романов — "Пианистка" нобелевской лауреатки Эльфриды Елинек, гениально экранизированный Михаэлем Ханеке. В этих книгах мать становится фурией, неким злым гением, неспособным жить в пространстве без своего ребенка, не желающим давать ему свободу и отпускать в вольное плавание. Я размышляла над горьким романом Уильяма Стайрона "Выбор Софи", в котором мать оказывается перед страшным нравственным выбором, и задумалась… А есть ли хорошие, светлые и добрые примеры матерей в литературе?
Я решила сфокусироваться на книгах, в которых образ матери глубже, тоньше, многограннее и интереснее. Например, такова мать из экранизированного романа "Шоколад" Джоанн Харрис, которую на экране воплотила Жюльет Бинош. Ее Вианн — удивительная женщина, способная самостоятельно и организовать волшебный шоколадный магазин, и противостоять толпе, и не изменять своим идеалам и принципам. Она чудесная мать, не только достойный пример для дочери, но и ее близкая подруга.
Какими могут быть отношения между родителями и детьми? На эту тему размышляет и американская писательница Селеста Инг в романе "И повсюду тлеют пожары". Главные героини — Элена Ричардсон и Мия Уоррен — очень разные, их подходы к жизни и к родительству диаметрально противоположны. Если Элена кажется образцовой матерью, очень внимательной, правильной, упорядоченной, привыкшей к планированию и системе, то фотохудожница Мия совсем другая — бунтарка, хиппи, невыросший ребенок. Она таскает дочку Перл за собой, кочует по городам и довольствуется своей свободой. Читателю предлагается взглянуть на изнанку материнства, на сложности, которые могут возникнуть в любой семье, на богатую и бедную жизнь, а еще на женщин, которые становятся матерями.
Доброй, невероятно кроткой и любящей матерью выглядит графиня Борятинская из "Сада" Марины Степновой. Сначала она сталкивается с поздним и неожиданным материнством, а затем становится единственной родительницей своенравной девочки Туси. Действие романа происходит в декорациях XIX века, но семейные проблемы читаются как остроактуальные. Как-то в интервью для "Афиши" мы с Мариной, автором "Сада", обсуждали, о чем же роман лично для нее: "Изначально я хотела, чтобы роман был о свободе и рамках, ее ограничивающих, но, когда появилась Маруся (дочь Степновой — прим. авт.), все изменилось. Родители довольно быстро понимают, что воспитание — это минное поле. Любой твой поступок, любое действие имеют последствия, оказывают влияние на жизнь твоего ребенка, но последствия эти такие отдаленные, что ты просто не понимаешь, как поступить правильно. Запретить? Вырастет неврастеник. Разрешить? Вырастет эгоист…"
В "Дневнике мамы первоклассника" российской писательницы Маши Трауб тоже много сомнений и страхов в своей правоте, но также много и нежности, любви, сострадания и понимания. Один год ребенка в младшей школе оказывается тем еще испытанием на прочность — не только школьника Васи, но и в первую очередь его родителей. Им, бедным, придется не раз проверить себя на стойкость, попытать счастья и попробовать быть лучшей версией себя. Кстати, еще у Трауб есть продолжение книги под названием "Второй раз в первый класс".
Невероятная супермать выведена в романе Эллисон Пирсон "И как ей это удается?" ("Я не знаю, как она делает это"), экранизированном с Сарой Джессикой Паркер в главной роли. Все вокруг только и задаются вопросом: как Катарина успевает быть идеальной матерью двоих детей, классной женой и успешным фондовым менеджером. Книга интересна тем, что читателям предлагается не только понаблюдать за тем, как героиня выстраивает свою материнскую жизнь, но и пытается балансировать на грани разумного. На страницах романа можно обнаружить размышления и страхи матери-перфекционистки, понимающей, что с появлением детей в жизни все только начинается и ее долг — быть суперженщиной, которой любая проблема по плечу.
И даже в волшебных сказках и романах в жанре "магический реализм" есть свои мамы. Так, например, можно вспомнить завораживающий роман "Сшитое сердце" французской писательницы Кароль Мартинез о традициях, передающихся из поколения в поколения, от матери к дочери. В семье Фраскиты Караско хранится магическая шкатулка, наделяющая владелицу уникальным даром портной. Но портной не обычной, а волшебной — кудеснице подвластны не только нитки и ткани, но и живой человеческий материал. Каждая из четырех дочерей Фраскиты тоже обладает поразительным даром: одна дочь светится, другая завораживает людей пением, третья убивает поцелуями, четвертая рассказывает истории, которые останавливают время.
В литературе действительно представлены разные типы матерей: страстных, креативных, сомневающихся, трусливых, отчаянных, нежных, отстраненных. Но всех их объединяет удивительное чувство любви к своему ребенку как к своему продолжению. И если для каких-то матерей, как у Елинек, "мать поклоняется ребенку как идолу, требуя одной только скромной платы взамен — всей его жизни целиком", то у других, как у Инг, "ребенок — не просто человек: для родителя ребенок — страна, некая Нарния, неизбывный простор, где встречаются и настоящее, которое проживаешь, и прошлое, которое помнишь, и будущее, по которому тоскуешь".