16 декабря, 15:55
Мнение

Переходное или постоянное: сможет ли решить проблемы Сирии новое правительство

Сергей Балмасов — о том, чего стоит ждать от Дамаска после смены власти
Мария Ныркова/ ТАСС

Неделю назад в Сирии заработало новое правительство. По заявлениям, оно намерено объединить страну, провести реформы, получить многомиллиардные инвестиции на восстановление экономики и провести выборы. Однако осуществить задуманное будет очень непросто.  

Первые шаги новой власти

8 декабря оппозиция захватила власть в Сирии. 9 декабря руководство страной взяло "переходное" Правительство спасения Сирии во главе с Мохаммедом аль-Баширом. Эта структура была сформирована в ноябре 2017 года на северо-западе страны в провинции Идлиб исламистами под руководством запрещенной в РФ организации "Хайат Тахрир аш-Шам" (HTS), созданной на основе также запрещенной в России "Аль-Каиды".

Несмотря на то что турецкие власти объявили HTS террористической организацией, есть мнение, что они же помешали властям Башара Асада восстановить контроль над Идлибом, хотя Анкара отрицает это.

Между тем, как пояснил лидер HTS Абу Мохаммад аль-Джулани, "сирийские госучреждения до завершения политического перехода будут временно находиться в ведении работавшего при Асаде премьер-министра Сирии Мохаммада Гази аль-Джалали". 10 декабря новое правительство приостановило действие прежней Конституции страны и парламента. В ближайшие три месяца оно должно подготовить изменения основного закона Сирии. 

Для последующего проведения разноуровневых "свободных выборов" новые сирийские власти намерены добиться в Сирии в ближайшие 18 месяцев "безопасной, нейтральной и спокойной обстановки".  

Запланированные реформы

Для осуществления подобных замыслов правительство аль-Башира намерено провести реформы. В частности, речь идет о начале борьбы с бюрократической неэффективностью и коррупцией, якобы унаследованной от предыдущего правительства, проведении оптимизации государственных служб, сокращении государственных органов и "фантомных" должностей. Уточняется, что сокращение раздутого госаппарата должно обеспечить остающихся госслужащих официально установленной минимальной зарплатой в размере $100, когда как на момент падения Башара Асада в среднем она составляла 25$ в месяц. Для борьбы с бюрократией новые власти также намерены провести цифровизацию услуг подобно тому, как они уже это сделали в Идлибе.

Впрочем, выполнение планов нового правительства зависит от преодоления Сирией экономической разрухи, оставленной 13-летней гражданской войной. Очевидно, ущерб колоссальный, а "свободных" средств для восстановления у Сирии нет. Сколь возможно точные цифры экономических потерь еще предстоит определить, но еще в 2016 году Башар Асад заявлял, что ущерб Сирии превысил $200 млрд, а оппозиция двумя годами ранее говорила о $300 млрд. По состоянию на 2021 год отмечалось, что они могут составить $1,2 трлн.

В частности, министр экономики страны Бэзил Абдул Азиз планирует провести реформы, предполагающие "отказ от модели, при которой экономику контролирует государство", в пользу "более сильной модели свободного рынка с либерализацией контроля за импортом и экспортом". "Регистрации в Торговых палатах Дамаска будет достаточно для импорта товаров, и ранее требовавшиеся разрешения Центрального банка Сирии больше не понадобятся", — отметил Азиз. 

Предполагается, что эти преобразования позволят добиться скорейшего получения иностранных инвестиций для проведения "реконструкции" экономики. Именно это новое правительство объявило приоритетным направлением своей деятельности.

Думаю, оно может рассчитывать на получение помощи со стороны государств, которые первыми поспешили восстановить дипломатические отношения с Дамаском. С их же помощью, очевидно, новые сирийские власти рассчитывают получить легитимность. Это Турция и прежде всего арабские страны — Египет, Ирак, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Бахрейн и Оман. Судя по всему, последует и Катар, который можно отнести к наиболее вероятным спонсорам нового сирийского правительства.

Единственным европейским государством, вновь открывшим посольство в Дамаске, пока стала Италия. Готовится повторить эти действия Франция. Можно предполагать, что последуют в ближайшее время и остальные страны — члены Евросоюза.

Однако, чтобы иностранные доноры стали вкладывать средства в восстановление страны, сирийские власти должны установить безопасность на всей ее территории. Это, в свою очередь, будет во многом зависеть от их способности наладить диалог с другими вооруженными группировками и представителями этноконфессиональных меньшинств. 

Монополизация власти   

Поскольку HTS, похоже, намеревается монополизировать власть — в состав правительства включаются только "свои" люди из Идлиба, — диалог может не задаться. Другие влиятельные оппозиционные структуры, участвовавшие в свержении Асада, вопреки обещаниям взаимодействовать, пока остаются за бортом. Среди них, кстати, Сирийская национальная армия, неоднократно конфликтовавшая с HTS.

Новое правительство пытается заместить своими ставленниками даже низовые должности во власти, включая дорожных полицейских в Дамаске.

"Засилье" идлибцев во власти беспокоит сирийцев и по другой причине. Они опасаются внедрения ими жесткого шариатского правления, указывая на то, что ранее на северо-западе страны были попытки заставить женщин соблюдать дресс-код.  

Меж тем на притеснения еще до падения Асада, в том числе со стороны боевиков оппозиции, заявляли представители христиан. А с установлением новой власти факты угроз и притеснений, согласно разного рода сообщениям, заметно усилились. Хотя власти обещали не допустить этого, несмотря на то что "под зонтиком" HTS имеются откровенные джихадисты-радикалы. HTS и сам аль-Джулани, кстати, заявили об отказе от принадлежности к запрещенной в РФ "Аль-Каиде", но подобным образом поступили все же далеко не все радикальные исламисты.  

Вероятно, именно вопрос выполнения гарантий безопасности в отношении многочисленных этноконфессиональных меньшинств страны способен стать самым трудновыполнимым.

Новые власти пытались договориться с Турцией при посредничестве США о заключении мирного соглашения с сирийскими курдами, но неудачно. Одним из ключевых требований Анкары стала ликвидация на северо-востоке Сирии боевиков Курдской рабочей партии, одной из ведущих курдских сил.   

Неизвестное будущее

Серьезную интригу до недавнего времени составляла роль в будущем управлении страной самого аль-Джулани, пока 15 декабря он не заявил о намерении стать президентом.

В связи с этим возникают вопросы и относительно его возможного будущего курса. Например, Турция, контролирующая ряд оппозиционных группировок вроде Сирийской национальной армии, явно попытается выгодно для себя использовать свержение Асада и как минимум укрепить влияние в соседней стране. Думаю, не случайно 14 декабря Эрдоган открыто посетовал на несправедливость итогов Первой мировой войны, в результате чего его страна утратила сирийскую провинцию.

Однако любая существенная попытка усилить в Сирии турецкое влияние и тем более подчинить это государство Анкаре, думаю, вызовет мощное противодействие Запада и особенно арабских стран во главе с Саудовской Аравией. В этом случае Сирия рискует снова погрузиться в хаос противостояний.    

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru

Теги:
Сирия