9 ЯНВ, 12:10

Краш-тест для ЕС. Должна ли Европа бояться Трампа

ЛЕБЕДЕВ Иван
Руководитель представительства ТАСС в Венгрии

Иван Лебедев — об опасениях европейцев в связи с предстоящей сменой власти в США и рекомендациях, как им поладить с новым-старым американским лидером

Призрак бродит по Европе — призрак Дональда Трампа. В Лондоне и Париже, Берлине и Варшаве, Брюсселе и Будапеште считают дни, оставшиеся до 20 января, когда лидер республиканцев, победивший на ноябрьских выборах, вернется в Белый дом. И если премьер-министр Венгрии Виктор Орбан связывает с этим большие надежды, то почти все его европейские коллеги ждут реинкарнации 45-го в 47-го президента США с нескрываемой тревогой.

Газета Politico предупреждает, что всех ждет "Трампагеддон".

Что политика, что бизнес

Все хорошо помнят первый срок президентства Трампа, наполненный политическими скандалами, разрывом межгосударственных соглашений, выходом США из международных организаций и ультиматумами в адрес своих союзников. Придя к власти в 2017 году, он разрушил то, что строил Барак Обама. Спустя четыре года Джо Байден восстановил то, что разрушил Трамп. Теперь Трамп хочет взяться за старое и разрушить то, что восстановил Байден. А заодно поквитаться со своими обидчиками. Круговорот веществ в американской политике.

Трамп уже успел напугать европейцев перспективой повышения импортных тарифов. Судя по всему, угроза была воспринята более чем серьезно, поскольку даже глава Европейского центрального банка Кристин Лагард посоветовала увеличить закупки американских товаров, чтобы не доводить дело до трансатлантической торговой войны.

Считается, что Трамп придерживается такого же подхода к большой политике, как и к большому бизнесу. Иными словами, руководствуется не международными договорами и союзническими обязательствами, а стремлением заключать сделки повыгоднее для Америки и для себя лично. Причем желательно, чтобы политические дивиденды можно было конвертировать в финансовые, а то зачем на это тратить время.

Европу это часто ставит в тупик. Дания, похоже, не знает, как реагировать на предложение Трампа о покупке Гренландии — то ли воспринимать как шутку, то ли готовиться к обороне ледового острова размером с четыре Франции. Там уже побывал американский десант во главе с президентским сыном Дональдом-младшим. В Копенгагене на всякий случай заявили, что автономная территория не продается.

Примерно так же — только уже во всех европейских столицах — было воспринято заявление Трампа о необходимости увеличить расходы на оборону стран НАТО с 2% до 5% ВВП. Даже Орбан дал понять, что считает такую идею просто опасной. По его словам, оборонные расходы в 2% дались Венгрии потом и кровью и их дальнейший рост может стать для страны совершенно убийственным.

Командная работа

Говорят, что короля играет свита. Трамп быстро собирает свою команду, и она уже начинает подавать голос. В частности, как сообщает британская Financial Times, окружение республиканца настаивает на выходе США из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сразу же после инаугурации 20 января. Кстати, Трамп пытался сделать это и в 2020 году под предлогом зависимости ВОЗ от Китая и отсутствия в ней необходимых преобразований, но его решение было пересмотрено Байденом.

По американским законам до вступления в должность избранный президент не может действовать от имени Соединенных Штатов, и все его назначенцы до утверждения в Сенате, как правило, тоже ведут себя крайне осторожно. Сейчас кандидаты на министерские посты предусмотрительно хранят молчание. Новость о выходе из ВОЗ не в счет, она поступила от неназванных источников.

Однако есть и другого рода исключения. Предприниматель-миллиардер Илон Маск, которому прочат высокую должность в будущей администрации, продолжает активно комментировать едва ли не все международные события и по части отсутствия политкорректности запросто может поспорить с самим Трампом. После теракта на рождественской ярмарке в Магдебурге он назвал в соцсетях канцлера Германии Олафа Шольца "некомпетентным дураком" и призвал его немедленно уйти в отставку. А чуть позже посоветовал немцам голосовать на выборах за "Альтернативу для Германии", которая считается у себя в стране правопопулистской партией.

Публично одернул Маска вице-канцлер, министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек, являющийся кандидатом в канцлеры от партии "зеленых": "Руки прочь от нашей демократии!"

Начало диалога между командой Трампа и Берлином получилось, на мой взгляд, многообещающим. Впрочем, не исключено, что после досрочных парламентских выборов в Германии, намеченных на 23 февраля, продолжать его будут уже другие люди.

Наведение мостов

Пережив шок от американских выборов, европейские лидеры тем не менее ринулись налаживать связи с Трампом. Все они, включая председателя Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, сразу же поздравили его по телефону с победой, а генсек НАТО Марк Рютте через пару недель побывал у него в поместье Мар-а-Лаго в штате Флорида. В декабре туда в очередной раз наведался Орбан, а в начале января — премьер-министр Италии Джорджа Мелони, которая по своим политическим взглядам немного ближе к республиканцу, чем большинство ее коллег из Евросоюза.

Декабрьский визит Трампа в Париж на открытие отреставрированного собора Нотр-Дам, очевидно, был использован президентом Франции Эмманюэлем Макроном для того, чтобы не только самому встретиться с ним в Елисейском дворце, но и устроить там смотрины Владимиру Зеленскому.

Первая общая дискуссия лидеров Евросоюза по поводу Трампа состоялась буквально через два дня после американских выборов на неформальной встрече в Будапеште. Публично ее участники отделались общими словами о готовности укреплять отношения с США, а на условиях конфиденциальности сообщили, что министрам иностранных дел всех 27 стран ЕС дано поручение разработать рекомендации о взаимодействии с новой администрацией. Следующая такая дискуссия — уже с учетом наработок МИД — запланирована на неформальный саммит ЕС в Бельгии 3 февраля.

Вскоре после этого, 10–11 февраля, Макрон будет принимать в парижском Большом дворце — культурном и выставочном центре на берегу Сены — Саммит действий в области искусственного интеллекта. Ожидается, что вместе с главами государств и правительств других стран на эту встречу приедет Трамп. Уверен, что там появится и Маск — его стартап xAI уже привлек инвестиции в размере более $6 млрд и ведет жесткую конкуренцию с компанией OpenAI в области развития ИИ. Так что, видимо, у кого-то из европейских лидеров будет возможность пересечься там и с новым американским президентом, и с людьми из его окружения.     

Будет ли тарифная война?

Свою лепту в разработку общей стратегии ЕС пытаются внести эксперты, и с их стороны недостатка в рекомендациях не наблюдается. Однако алармистские настроения заметны и в этой среде.

"Причины для паники очевидны, — считает директор Европейского совета по международным отношениям Марк Леонард. — Трамп может быть непредсказуемым и непостоянным, но нет никаких сомнений в том, что его политические инстинкты и заявленные планы пошатнут основы безопасности, экономики и политического порядка в Европе".

По мнению Леонарда, "у европейцев есть все основания опасаться, что предложенный Трампом "мирный план" для Украины лишит эту страну территориальной целостности, приведет к ее демилитаризации и навсегда закроет ей путь в НАТО". Кроме того, Америка может сократить свое участие в обеспечении безопасности Европы и поддержать на Ближнем Востоке экспансионистские планы Израиля "вплоть до изгнания палестинцев из сектора Газа и с Западного берега и их переселения в Египет и Иорданию".

"Экономические сценарии еще страшнее, — продолжил эксперт. — Трамп говорил о введении универсального импортного тарифа в размере 10–20% и тарифа в 60% на товары из Китая. Такая политика рискует спровоцировать глобальную торговую войну, когда правительства введут ответные меры против США".

По словам Леонарда, "европейские лидеры находятся на грани паники и испытывают искушение поспешить в Вашингтон, чтобы заключить двусторонние соглашения, как это делали многие во время первого президентского срока Трампа". Это приведет к подрыву европейского единства, а его необходимо сохранить, чтобы составить "конкретный план защиты Европы как от давления в области безопасности, так и от экономического давления", подчеркнул глава Европейского совета по международным отношениям.

Как поладить с Трампом

Но есть и другие — причем абсолютно неожиданные — оценки. Директор Института разработки европейской политики при Университете Боккони в Италии Дэниел Грос считает, что при умелом подходе к торговым переговорам ЕС может получить для себя наибольшую выгоду от импортных тарифов, предложенных Трампом.

"В то время как ситуация на Украине выглядит безрадостной, перспективы в области торговли гораздо более оптимистичны", — отмечает специалист, напоминая, что ЕС является крупнейшим в мире экспортером. На долю экспорта приходится примерно 25% его ВВП, что значительно выше, чем у США (по последним данным, в 2023 году экспорт составлял 11% ВВП). При этом Соединенные Штаты остаются самым большим рынком для европейских товаров, а американские импортные тарифы действительно ниже европейских — конечно, в среднем не на 50%, как утверждает Трамп, но все-таки ниже.

Вопрос заключается лишь в том, как ЕС должен реагировать на возможное повышение импортных тарифов США. "Экономический анализ показывает, что ответ тарифами на тарифы приносит больше вреда, чем пользы", — пишет Грос. По его мнению, Евросоюз должен подумать о снижении некоторых тарифов. В частности, можно было бы уменьшить импортную пошлину на автомобили, в том числе электромобили, с нынешних 10% до 2,5%, как у американцев, или даже полностью отменить ее.

"Поддержание относительно спокойных торговых отношений между ЕС и США должно стать приоритетом для европейских политиков на ближайшие четыре года", — подчеркивает эксперт. В этом случае тарифная война может остаться уделом Соединенных Штатов и Китая.

Считается, что любой кризис наряду со сложностями создает новые возможности. Посмотрим, как воспользуется ими Европа.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги