Владимир Путин и конец новоосманского проекта
Президент России поставил точку в политической биографии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана
Президент России Владимир Путин поставил точку в политической биографии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. После нескольких слов лидера в ходе пресс-конференции 18 декабря стало очевидно, чего лишилась политическая Анкара из-за нападения на русский самолет в небе Сирии - она лишилась своего политического проекта.
По словам Путина, прежде Россия не только считала Турцию близким партнером, но и поступала как партнер. В частности, незадолго до инцидента со сбитым самолетом согласилась поддержать турок в неких "очень чувствительных" для той вопросах, "не вписывающихся в контекст международного права по тем решениям, которые турецкой стороной предлагались". Но турки ответили на это роковым пуском ракеты по российскому бомбардировщику в небе Сирии. И очень похоже на то, что одновременно выстрелили в собственный политический проект.
Архитектором нынешней внешней политики Анкары иногда совершенно справедливо называют нынешнего премьер-министра Ахмета Давутоглу. Если Эрдоган – идеолог, теоретик некоего замешанного на прогрессирующем исламизме "турецкого мира", то Давутоглу по праву может считаться "главным конструктором" внешнеполитической линии страны. Он является автором модели воссоздания бывшей Оттоманской Порты в новых условиях, в идеале которой - строительство великой тюркской общности под эгидой Анкары и с мощной Турцией в качестве метрополии. По сути, речь шла о восстановлении страны в качестве мировой державы - страны, имеющей собственную систему влияния на мир.
Эта политика не могла не затронуть ближайших и не совсем соседей Турции, большая часть которых до 1918 года входила в состав Османской империи. Часть, например, сирийских территорий турки и сегодня считают своими. А их население – турецким. Особое отношение у Анкары к туркоманам (сирийские туркмены). Этот тюркский народ с XI века проживает на территории Сирии. И именно туркоманы стали одной из причин атаки на российский самолет. Турция предупредила все заинтересованные стороны, что считает их земли зоной под своим исключительным контролем и рассчитывает предоставить им в том числе и "военно-воздушный зонтик".
Нужно добавить, что сегодня у тандема Эрдоган – Давутоглу сложилась редкая по перспективности внутриполитическая ситуация: выборы выиграны, их партия контролирует парламент, правительство, СМИ и в значительной мере – армию. Просторы для реализации концепций во внешней политике открываются широкие.
Первоначально к турецким амбициям и США, и Россия отнеслись нейтрально. Зона влияния Китая - дальше. И Турция поставила все на сирийский конфликт.
И именно здесь начались проблемы, прежде всего с Москвой, которая заняла в этом вопросе противоположную позицию. И как апофеоз - сбитый российский самолет.
Как заявил доктор Давутоглу, Турция имела право принять "все виды мер" против нарушения своих границ. Этого права никто не отрицает. Однако представляется, что в данных конкретных условиях эти "все виды мер" были заранее подготовлены, проработаны и решены.
Ответная реакция России оказалась жесткой. Как сформулировал президент Путин: "Они что, думали, что мы оттуда убежим, что ли? Нет, конечно, Россия – не та страна. Мы свое присутствие увеличили, количество боевой авиации увеличено… Если раньше Турция там еще летала и постоянно нарушала воздушное пространство Сирии, теперь пускай полетают!"
Но эти слова означают нечто большее, чем просто введение бесполетной зоны над Сирией для турецких самолетов. Получилось, что безумная атака на самолет обнулила все предыдущие договоренности и убила негласное, но благожелательное согласие России на осуществление геополитического проекта Эрдогана – Давутоглу. Путь к политической экспансии Турции на Ближнем Востоке и далее теперь фактически заблокирован, а все предыдущие успехи Анкары перечеркнуты.
Таким образом, с новоосманским проектом придется проститься. Турки расстреляли его сами. Вместе с российским самолетом.
И это означает политическое самоубийство как Эрдогана, так и Давутоглу. Но прежде всего – турецкого президента. Ему не хватило мужества ни принести извинений, ни уволить Давутоглу – а ведь именно его отставка могла бы сохранить Эрдогану политическое будущее.
Он – это надо признать – по-турецки действительно извиняется, когда раз за разом демонстрирует лояльность Москве. Но этого мало. В данном случае действует формулировка героини популярного фильма: "Ошибки надо не признавать, их надо смывать. Кровью!". Хотя бы политической.