19-20 мая в Сочи прошел третий саммит Россия – АСЕАН, который по своей содержательной наполненности и эмоциональной атмосфере стал очень необычным. Прежде всего, он зафиксировал завершение важного этапа формирования доверительных отношений как на уровне "двухсторонки", так и на уровне многостороннего формата Россия − АСЕАН. Саммит также сформулировал повестку на будущее, которая может вывести отношения Москвы с этой региональной структурой на уровень стратегического партнерства.
По итогам саммита приняты Сочинская декларация, Комплексный план действий по развитию сотрудничества на 2016-2020 годы, а также представленный лидерам доклад группы видных деятелей Россия − АСЕАН.
"Китай в уме"
Помимо общих дискуссий, президент России Владимир Путин провел насыщенные переговоры с каждым из глав делегаций. Внимание лидеров 11 стран было сфокусировано на важной для всех теме развития практических связей − как на двустороннем уровне, так и между такими объединениями, как АСЕАН, ЕАЭС и ШОС. При этом российский президент упомянул политические и экономические интересы важного для всех, но отсутствующего в Сочи китайского игрока, государства − члена ШОС и важного во многих отношениях партнера АСЕАН.
Напомним, что еще до саммита с ювелирной точностью была отфиксирована российская позиция касательно территориального спора в Южно-Китайском море, где пересекаются интересы Китая и членов АСЕАН. Москва сделала акцент на том, что региональные государства должны сами урегулировать возникшие между ними противоречия. Эта позиция удовлетворяет все стороны, кроме США, настойчиво предлагающих свои "посреднические" условия АСЕАН в обостряющемся конфликте с Пекином.
Российская позиция не случайна, ибо сегодня наша страна предстает в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в новом, отличном от советского времени образе – не в качестве военной сверхдержавы, а как государство, последовательно выступающее с мирными инициативами, соответствующими целям и интересам АСЕАН. Речь о построении новой архитектуры безопасности в регионе и развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Новые тренды
Новым трендом политического и экономического взаимодействия России и АСЕАН становится и заявленная на саммите координация в ООН, АТЭС и "группе 20". Это дает России шанс получения так необходимой ей сегодня поддержки в ключевых международных и региональных организациях и объединениях.
В ходе саммита отмечено еще одно важное направление взаимодействия − начало этапа проработки и реализации проектов зон свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом, Сингапуром, Камбоджей, Таиландом и Индонезией, а также процесса сопряжения и интеграции между ЕАЭС и странами АСЕАН в целом. Углубление сотрудничества с государствами АСЕАН, большинство из которых оформили членство в Транстихоокеанском партнерстве, приближает Россию к осмыслению необходимости вступления и в это экономическое объединение. Однако все это будет зависеть и от взаимодействия с нашими партнерами по АТР, прежде всего от Китая и США, а также от возможных резких поворотов в развитии геополитической ситуации в мире и в регионе. Думается, примеры Турции и Украины, когда были поломаны привычные схемы партнерства, достаточно в этой связи убедительны.