В продажу поступила новая книга автора множества криптологических бестселлеров Дэна Брауна "Происхождение". Константин Мильчин — о том, что роднит американского писателя с Виктором Пелевиным и что отличает эту работу от предыдущих (спойлер — ничего).
После успеха "Кода да Винчи" каждая следующая книга Дэна Брауна становится бестселлером, а потом еще чаще всего и экранизируется. У нового романа тоже есть все шансы и на то, и на другое.
Все начинается как в классическом американском анекдоте: в одном месте встречаются священник, мулла и раввин. Их собрал вместе некто Кирш, миллиардер, сумасброд, гений и просто умница. Он совершил открытие, которое перевернет мир и отменит все религии.
Три священнослужителя в шоке. Они просят его никому не рассказывать об открытии, потому что последствия могут быть непредсказуемыми. Но Кирш останавливаться не собирается, он хочет обнародовать свое открытие в Бильбао, в легендарном Музее Гуггенхайма.
На церемонии соберется весь мировой научный и художественный бомонд, включая невесту испанского принца — куратора того самого музея Амбру Видаль и профессора истории искусств Гарвардского университета и специалиста по шифрам Роберта Лэнгдона. Звучит барабанная дробь, слышны фанфары.
Кирш начинает свою презентацию, но не успевает ее закончить: человек в парадном обмундировании адмирала испанского флота убивает его выстрелом из пистолета. Паника, истерика, политический кризис, киллер скрылся. Презентация прервана, никто так и не узнал, что именно хотел поведать миру Кирш и что именно так испугало церковников.
Лишь два с половиной человека могут запустить презентацию снова: это друзья Кирша — уже упомянутый профессор Лэнгдон и красавица Амбра Видаль. В качестве половинки фигурирует Уинстон, очеловеченный компьютер. Их задача — найти в Барселоне тайную штаб-квартиру Кирша и разгадать шифр из всего-навсего 47 символов. Это почти так же просто, как вспомнить пин-код от своей карты. На пути у героев стоят могущественные враги: испанские спецслужбы, заговорщики, религиозные фанатики.
Впрочем, где-то это все уже было. Профессор-криптограф и красивая молодая женщина пытаются в старинном городе разгадать загадку века, а им все время мешают. Ах да, в книге "Код да Винчи". И в книге "Тайный символ". И в книге "Инферно". Во всех книгах Дэна Брауна о Роберте Лэнгдоне так было, и всякий раз это приносило успех. Наверняка принесет и в этот раз.
Отметим любопытную тенденцию: это второй за полгода бестселлер, в котором следствие ведет компьютер. До этого был "iPhuck10" Виктора Пелевина, но о плагиате говорить не приходится: Пелевин вышел в конце сентября, Браун — в конце октября. Скорее речь идет о том, что два тонко чувствующих конъюнктуру автора поняли, что от них хотят читатели.
Но восхищает другое: действие романа происходит в основном в Каталонии, книга на английском вышла в самый пик кризиса в этом регионе, когда местные сепаратисты проводили референдум и пытались отделиться от Испании, а Барселона не сходила с экранов телевизоров. Так что же, Дэн Браун — предсказатель? Пророк и Нострадамус?
Вряд ли. Браун пишет про туристически привлекательные направления. В "Коде да Винчи" — Париж и Лондон, в "Ангелах и демонах" — Рим, в "Утраченном символе" — Вашингтон (неочевидное для русского туриста направление, но вполне очевидное для американского), в "Инферно" — Флоренция, Венеция и Стамбул.
Какие еще туристические города остались? Барселона приходит на ум первой. Да и кризис можно было предвидеть. Про референдум было известно достаточно давно, а потом требовалось просто скорректировать издательские планы. Маркетинг и никакого волшебства.
Так что Дэн Браун просто молодец. Его рецепт успеха известен: берем туристический путеводитель по городу (в данном случае Барселона, немножко Бильбао, Мадрида и Эскориала), вытаскиваем оттуда самые известные достопримечательности. Это и будет место действия.
Туда помещаем профессора Лэнгдона и красавицу. Окружаем их страшными противниками. Среди них должны быть фанатики, желательно религиозные, читатель такое любит. Важно помнить, что тот, кого ты считаешь другом, на самом деле может оказаться врагом, а враг — другом.
И еще должна быть глобальная идея. Ну, скажем, альтернативная история личной жизни Христа. Или происхождение человечества, какая разница вообще. Рецепт готов. А вместе с ним и роман.