Все новости

Она осталась королевой соула

Илья Легостаев — о жизни и творчестве Ареты Франклин

Восемнадцать премий Grammy, первая женщина в Зале славы рок-н-ролла, миллионные тиражи пластинок и звание королевы соула. Арете Франклин, вне всяких сомнений, выпала жизнь куда менее ординарная, чем та, на которую могла бы рассчитывать темнокожая девочка родом из Америки времен Второй мировой войны.

Полюбить музыку соул можно уже за то, что она гарантирует вам приключения. Голоса настоящих соул-див не позволяют расслабиться. Они обжигают страстью и иногда оказывают прямо-таки физическое воздействие. Все как на американских горках.

Жизнь и карьера Ареты Франклин тоже напоминают захватывающий аттракцион из взлетов и падений. Она начала карьеру еще подростком, но даже в статусе опытной певицы допускала стратегические ошибки. Она добилась многого, но могла получить еще больше. В ее жизни было немало любви, но она всегда была готова принести ее в жертву работе.

В 1956 году прихожан баптистской церкви в Детройте ждал сногсшибательный сюрприз. В финале проповеди 14-летняя девочка по имени Арета исполнила госпел, и от силы ее голоса у присутствующих перехватывало дыхание. Предсказать этому дитя большое музыкальное будущее не составляло никакого труда. Впрочем, "дитя" в данном случае выражение, конечно, образное. К 14 годам у юной Ареты было досье, способное и сейчас удивить требовательные таблоиды.

Отец — харизматичный проповедник, мать — пианистка и певица. Весьма непростой брак родителей, ранняя смерть матери от сердечного приступа, "гастрольные" путешествия с отцом, в которых папа страстно проповедовал, а дочка не менее страстно пела

В 17 лет будущая дива, оставив уже двоих своих детей на попечение родственников, рванула в Нью-Йорк.

Демозаписи Ареты не могли не произвести впечатление, девушке поступило несколько предложений, и в итоге певица подписала контракт с Columbia. Казалось, что для юной особы это предел мечтаний и, возможно, так оно и было. По крайней мере, на первых порах.

У Франклин появилась возможность записываться на лучших студиях, с ней работали опытные продюсеры, певица занималась с хореографом и готовила концертное шоу. И вскоре музыкальная машина пришла в действие. Регулярно выходили альбомы, Арета много гастролировала, некоторые записи, например, Rock-a-bye Your Baby with a Dixie Melody отметились в чартах, на девушку обратила внимания музыкальная пресса.

Тем не менее назвать тот этап карьеры Ареты скоростным локомотивом вряд ли можно.

У менеджеров лейбла были свои взгляды на репертуар и продвижение Ареты Франклин.

Из нее хотели сделать универсальную поп-артистку, а в такие дебри, как блюз и госпел, предпочитали не заходить

Для самой Ареты все это, вероятно, было похоже на прогулку в незнакомом лесу без компаса под пение критиков о том, что альбомы вымученные и скучные. Называть эти шесть лет с Columbia потерянным временем, конечно же, не совсем правильно. Но певица заслуживала большего и получила его, когда подписала контракт с Atlantic.

Новые боссы смело взяли курс на ритм-энд-блюз, снабдили Арету отличными музыкантами, среди которых был Эрик Клэптон, и ждали большого успеха. Ожидания эти едва не стали напрасными.

При работе над первым же альбомом между Тедом Уайтом, мужем и менеджером певицы, и одним из музыкантов возникла нелепая ссора с потасовкой, в результате чего всех выгнали из студии.

Арета оказалась на грани крушения всех надежд, но спасла ее единственная записанная песня I Never Loved a Man (the Way I Love You).

Композиция привлекла внимание, и вскоре альбом был записан.

Так в жизни Ареты появился первый суперуспешный альбом, который стал началом ее золотой эры.

Как минимум десять следующих пластинок провели в чартах завидное количество времени. Запахло миллионами и международным успехом. А еще появилась своего рода изюминка, то есть песня, которая могла бы стать еще и заявлением

Такая нашлась в репертуаре Отиса Реддинга. Кавер-версия на его Respect в исполнении Ареты стала неформальным феминистским хитом.

Нужно признать, что такая социальная задача была певице вполне по плечу. Феминистский лозунг We can do it! можно назвать девизом Ареты. Она рожала детей, не сильно церемонилась с их отцами, делала то, что сама считала главным, и ради музыки как смысла жизни могла жертвовать чем угодно.

Respect произвела настоящий фурор, а певица получила две первых Grammy, специальную награду из рук самого Мартина Лютера Кинга и попала на обложку журнала Time.

Многим может показаться, что после всех этих невероятных успехов темные полосы в карьере просто исключены. Но слабым местом Ареты всегда оставался репертуар.

В 70-х певица активно записывается и гастролирует, но постепенно интерес публики остывает. У Ареты все меньше оригинальных хитов и все больше кавер-версий. Иногда они звучат даже лучше оригиналов, однако репродукциям не суждено стать подлинниками

 

Новый виток ее карьеры был связан с кино. Певицы всегда рискуют, когда соглашаются сниматься в фильмах. Как правило, актрисы из них не очень, да и сами фильмы чаще получаются проходными. Но Арете очень повезло, когда она присоединилась к команде фильма "Братья блюз". Она оказалась на своем месте, а сама картина стала классикой сразу после премьеры.

В 1980 году от пуль грабителей погибает ее отец, и справится с этим певице, как всегда, помогает упорная работа.

В 1987 году певица стала первой женщиной, оказавшейся в Зале славы рок-н-ролла, что, впрочем, не позволило ей "забронзоветь". Она охотно записывала дуэты с артистами помоложе: от Джорджа Майкла до Мерайи Кэри и Кристины Агиллеры, при этом пела на инаугурации Барака Обамы, выступала в Лондоне перед королевой Елизаветой.

Когда в 2010 году Арета отменила серию концертов из-за болезни, никто не придал этому фатального значения. Многим казалось, что 68 по нынешним временам — не такой уж преклонный возраст для артиста. Однако отмены следовали одна за одной, и вскоре стало известно, что певица борется с раком.

Ее последнее выступление состоялось в Нью-Йорке 7 ноября 2017 года на большом концерте в честь 25-летия фонда Элтона Джона по борьбе со СПИДом. Соул-королева сильно потеряла в весе, и все намекало на то, что она прощается с публикой.

Но даже в таком состоянии она оставалась королевой соула.

Арета из тех артистов, что заставили почти весь мир крутиться вокруг себя, а еще сумели при помощи музыки подарить много счастья миллионам поклонников. Как и обычные люди, суперзвезды не способны жить вечно, но могут оставить голос и музыку, которые не боятся времени. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru