Я познакомился с творчеством Кобзона, когда был совсем мальчиком. У нас дома был скромный телевизор, который показывал всего две программы, и на одном из "Голубых огоньков" Иосиф Кобзон спел песню "А у нас во дворе". И сразу, конечно, его полюбили все.
Его пластинка с лирическими песнями была обязательным музыкальным атрибутом на домашних вечеринках. Их раскупали, слушали и коллекционировали. Моя семья не была исключением. И у моей мамы была пластинка Иосифа Кобзона. Я помню, когда был маленьким, пытался петь его песни, копировать образ и манеру пения.
Его голос знает каждый, он — из нашего детства.
Как ни странно, этот голос, даже с политической точки зрения, нивелировал все нелепости существования, типичные для Советского Союза. Иосиф Давыдович умел своим голосом превращать обычную жизнь в праздник и тем самым менять все вокруг. Он был символом эпохи, и песни Кобзона — это во многом и есть наша Родина. И если учесть, что все уходит в мир интеллектуальной собственности и виртуальной реальности, то где бы человек русский ни находился, если он услышит песню Кобзона, он вернется на свою Родину.
Самая его главная песня — песня из кинофильма "Семнадцать мгновений весны".
Она настолько наполнена гражданским смыслом, и, наверное, только баритон Иосифа Кобзона мог настолько ярко это выразить. Эту гражданственность и теплоту почти никому не удается соединить и передать так, как это делал Кобзон. И в этом его уникальность, масштабность.
Как никто другой он умел воплощать замысел композитора и делал это на сто процентов.
Последний раз мы виделись с Иосифом Давыдовичем на вечеринке, посвященной его дню рождения. Я пришел его поздравить и спел одну песню под рояль из его репертуара. Иосиф Давыдович рассказывал об истории создания этой песни: после смерти известного композитора Арно Бабаджаняна, Иосиф Давыдович отправился к поэту Роберту Рождественскому и попросил его написать стихи, в которых композитор разговаривает с того света, из зазеркалья, и обращается к своей любимой жене. Песня называлась "Между мной и тобой".
Иосиф Кобзон — человек большого сердца, и люди, которые с ним общались и жили, безмерно уважали и любили его. Он заражал жизнелюбием. Он всегда очень много шутил. У него был запас анекдотов и шуток на любой случай жизни.
А еще он всегда был примером для подражания, стойким и мужественным, особенно в последние годы. Он не расслабился и не ушел куда-то там "на лавочку" доживать, он до конца дней пытался сделать что-то приятное и важное для людей. Это приносило ему радость.
Он помогал людям, ходатайствовал за артистов, был неравнодушен и старался находить мост между правительством и людьми. Это была мощная фигура во всем, во всех начинаниях и поприщах.
К сожалению, мы работали с Иосифом Давыдовичем в разных жанрах, и он с нами никогда не выступал. Но в составе "Морального кодекса" был Кобзон-младший, и именно в тот период мы сблизились с семьей Иосифа Давыдовича. Я никогда не решался предложить ему дуэт, мне казалось, что я буду выскочкой, ведь он настолько самодостаточен.
Мне посчастливилось называть его старшим товарищем, он во многом послужил для меня примером. Он поддерживал меня своим присутствием на моих концертах.
Я пробовал перепевать несколько песен Кобзона и думаю, что буду еще перепевать. Но стоит отметить, что и он перепевал огромное количество советских хитов, а это отдельный и очень серьезный жанр. В его исполнении это наследие звучит особенно красиво. Для многих людей, которые никогда не были знакомы с Кобзоном, он навсегда останется хранителем этого наследия, неким возвышенным мифом, который еще будут изучать будущие поколения.
Его присутствие в мире давало какое-то удивительное спокойствие, и в профессиональном отношении я чувствовал, что у меня есть папа. Он стал учителем для меня и примером воли. И он на своем примере показал, что можно просто быть человеком и своим трудом добиться многого, прожить яркую и непростую жизнь.