5 октября 2018, 10:17
Мнение

Мы все это уже слышали. О бесстыдном киномюзикле "Звезда родилась" с Леди Гагой

Было бы хорошо, да не было: режиссерский дебют четырежды номинанта на "Оскар" Брэдли Купера оказался его неосознанным признанием в собственных комплексах

В прокат выходит потенциально оскаровский фильм "Звезда родилась". Это дебют в режиссуре актера Брэдли Купера, он же в главной роли, а его любовный интерес играет поп-звезда нулевых Леди Гага, которая до этого появлялась в кино только в камео (фильмы "Мачете убивает" и "Город грехов 2"). Егор Беликов — о том, как выглядит кино, снятое человеком, который сильно мучается от кризиса среднего возраста.

Джексон Мэйн (Брэдли Купер) — очень душевный, классный, положительный, пусть и многовато пьет, успешный стадионный рокер (кстати, интересно, существует ли хоть один такой в реальности). У него есть борода, и безвестная певица Элли/Алли (Леди Гага), которую он встретит в маленьком баре почему-то на травести-концерте, скажет ему "да".

Дальше они быстро полюбят друг друга, она станет звездой, а он потихоньку потускнеет, хотя неясно, что его сделало известным изначально: музыка его не просто скучная, а очень скучная. Но об этом позднее.

Вообще нужно сразу обозначить, что события в этом фильме случаются не потому, что к ним что-то располагает, а потому что так было в уже неоднакратно успешно экранизированном сценарии, вот и все. Никто из причастных к проекту явно не стремился ничего менять. "Звезда родилась" — это ремейк, причем ремейк не первой воды на киселе, следите за руками:

  1. Сначала был фильм аж 1937 года с великой Джанет Гейнор (это первая актриса в истории, которая выиграла "Оскар", если что). Примерно тот же сюжет, только не про певцов, а про актера и официантку. Золотой век Голливуда, черно-белое кино, ах.

  2. Потом в 1954 вышел ремейк, играла Джуди Гарленд. Актер встречал певицу и делал ее звездой кинематографа. Забавно, что Гарленд почти совсем перестала после этого сниматься в кино и гастролировала с песнями из фильма.

  3. Наконец, двойной ремейк, фильм известен под названием "Рождение звезды", 1976 год. В главной роли та самая Барбра Стрейзанд. Сюжет уже финализировался, он точно такой же, как в тройном ремейке 2018 года выпуска.

К другим вводным. К сожалению, невозможно, говоря о фильме "Звезда родилась", не перейти на личности. Брэдли Куперу 43 года, он женат на супер- (даже почти гипер-) модели Ирине Шейк, отчаянно популярен, хотя в чем дело, сразу не поймешь. Вроде бы он играл и в беспредельно популярном "Мальчишнике в Вегасе", который до сих пор помогает продавать в российском прокате другие фильмы (локализаторы просто добавляют абсолютно к любому российскому названию "в Вегасе", и тогда релиз, как считают шаманы-маркетологи, собирает больше), а также, например, и в общепризнанно приятном фильме "Мой парень — псих" Дэвида О’Расселла, и еще — у Клинта Иствуда в неожиданно кассовом американо-патриотическом "Снайпере". То есть в целом разнообразный артист, но ничего уж такого вот необычайного.

И вот он решает дебютировать в режиссуре, причем дебют этот очень уж нерисковый, шанс провалиться, как и шанс создать из ряда вон выходящего фильма, здесь минимизированы. То есть, проще говоря, он больше боялся провалиться, чем отличиться.

Кроме того, что взят скрипящий, как потертое седло, сценарий, якобы неубиваемый переделками, на роли приглашены, соответственно, сам Купер (причем на главную роль, вот так нескромно) и суперзвезда даже больших, чем он масштабов, такая, которая собрала бы народ и сама, причем даже не на фильм в прокате, а, возможно, сразу на революцию.

Леди Гага, безусловно, прекрасно поет и хороша собой, хотя решение продюсеров ее пригласить должно было бы ее только посмешить. Напомним, раньше в этой роли была Стрейзанд. И, кстати, герой Джек почти сразу, познакомившись, начинает обсуждать с нею именно эту ее часть лица: она доверительно рассказывает, что продюсеры отказывали ей потому, что нос слишком большой, а он говорит, что нос прекрасен. Этого в целом оказывается достаточно, чтобы показать неземную любовь с первого взгляда, с первой ноздри. Впрочем, зачем они торопились? Дальше в сюжете, собственно, больших поворотов не будет.

Преображение героини Гаги из замухрышки в поп-королеву выглядит смехотворно, это фактически неумышленная автопародия. Весь якобы такой провокационный, ее образ растворяется, как тени поутру: и провокации нет, и музыка плохая.

Мы будто слышали все эти мелодии, да не будто, а точно слышали, они лишь незначительно видоизменены. Знаете, как та безвкусная песня по радио, которая играет и надоела уже тысячу лет, а поинтересуешься — окажется, что вышла этим летом

Сама Гага как раз выступала в маленьких клубах, и карьера ее построилась в общем-то чудом, примерно таким же невероятным, как встретить в пропитом баре в вечер для травести-артистов (то есть мужчин, переодетых в женщин) рок-суперзвезду. То есть понятно, что такое бывает раз в тысячу лет, и рождаются Бритни, Мадонны, Гаги, Пиафы. Но намного чаще — не рождаются, и такие истории неуспеха после просмотра фильма "Звезда родилась" представляются намного более любопытными. Проще говоря, это как кинокартина "50 оттенков серого", которая разбирает сложности жизни девушки в невозможной ситуации, где ее, безынициативную студентку, любит миллиардер с незначительными сексуальными причудами. И ведь всем же понятно, что такого не бывает, а если бы и бывало, то все проблемы разрешились бы значительно быстрее, чем писались три плохих книги и снималось три плохих их экранизации.

То же с дебютом Купера, вернемся к нему. Наверное, если бы потребовалось экранизировать кризис среднего возраста, то это и был бы фильм "Звезда родилась": Брэдли, нескромно выбрав на главную роль себя, столь же бесстыдно придумывает себе образ парня, которым он явно всегда хотел быть, парнем, которого все хотят, а он хочет только немного выпить и бабу. Жаль, что Купер, похоже, таков и есть: его бессильная режиссура лишь подтверждает опасения о его потаенных комплексах.

Нет, он даже делает робкие попытки показать другую сторону музыкальной индустрии: демонстрирует будоражащий мир под гигантской сценой, закулису, волнует зрителя Гагой, дрожащей от страха во время первого выхода на большую сцену. А дальше — вновь только пошлость, звенящая пошлость: и сразу-то у нее все получается, и Джексон Мэйн, парень явно небольшого ума (хотя, возможно, у Купера так получилось его сыграть не нарочно, а потому что по-другому у него не получается), слишком быстро начинает ревновать, потому что его подруга слава отвернулась от него и повернулась к ней.

Точно так же, как, например, "Ла-Ла Ленд" был фильмом обо всех и для каждого, "Звезда родилась" — это кино ни для кого, кроме авторов, и ни о ком больше, кроме как о них. Это кино о том, как Купер неоправданно верит в себя. Это кино о новой стратегии продвижения коммерческого проекта "Леди Гага". Наконец, это кино, конечно, дает ложную надежду, и жить с ней проще, но, с другой же стороны, это просто бессовестно, такое снимать. Его можно, конечно, полюбить грешной любовью, но нужно понимать, что ни к чему хорошему, прямо как главного героя, это не приведет. Уж простите за спойлер: все же этому сюжету, который на заре Голливуда выдумали наивные, простодушные, но тогда еще по-настоящему искренние сценаристы золотого века, уже миллион лет.

В прокате с 4 октября.