Проверка дисциплины. Почему Китай подозревает экс-главу Интерпола в коррупции
Андрей Кириллов — о деле Мэн Хунвэя
Скандалом месяца можно назвать историю с "исчезновением" президента Интерпола Мэн Хунвэя. Теперь — уже бывшего президента. 5 октября французские СМИ написали о том, что "президент Интерпола Мэн Хунвэй уже неделю не выходит на связь после отъезда в Китай 29 сентября".
Прокуратура города Лиона (центральная часть Франции) инициировала расследование в связи с пропажей без вести президента Интерпола. При этом между делом отмечалось, что раньше Мэн был, мол, заместителем министра общественной безопасности КНР. То, что он является гражданином Китая, также как-то затушевывалось. А Интерпол информировал об исчезновении Мэна очень и очень осторожно.
Международная полицейская организация считает, что делом о пропаже без вести ее президента Мэн Хунвэя должны заниматься власти Франции и Китая, и не намерена в дальнейшем делать каких-либо комментариев на данный счет, отмечается в ответе Интерпола на соответствующий запрос ТАСС.
"Интерполу известно о сообщениях СМИ в связи с предполагаемым исчезновением президента Интерпола Мэн Хунвэя. Это вопрос относится к компетенции соответствующих органов во Франции и Китае", — говорится в заявлении. Интерпол также напомнил, что основной его деятельностью руководит не президент, а генеральный секретарь. "Генеральный секретарь является штатным должностным лицом организации, отвечающим за повседневную деятельность Интерпола", — говорилось в письменном ответе.
"Штаб-квартира генерального секретариата Интерпола больше не будет делать каких-либо комментариев", — обрубил возможность дальнейших расспросов представитель организации.
Наиболее осведомленной о судьбе исчезнувшего в Поднебесной человека оказалась гонконгская газета "Саут Чайна морнинг пост", первой рассказавшая, что Мэн был задержан практически сразу, как вступил в аэропорту на китайскую землю.
Напомню, что Мэн Хунвэй был избран на должность президента Интерпола в 2016 году. Он сменил на посту француженку Мирей Баллестрази, став первым китайцем в этом кресле. При этом простое знакомство с биографической справкой Мэн Хунвэя в китайском поисковике Baidu позволило удостовериться, что господин Мэн на тот момент по-прежнему являлся замминистра МОБ — весьма влиятельного в Китае ведомства. Естественно, что точно так же он оставался гражданином КНР и даже членом Коммунистической партии Китая.
Ускользнувшая деталь
В гонконгских соцсетях между тем появился скриншот переписки Мэна с женой непосредственно перед задержанием. Сначала он написал: "Жди моего звонка". Потом прислал эмодзи — изображение ножа.
Между тем та же "Саут Чайна морнинг пост" оперативно оповестила в своей электронной версии, что Мэн Хунвэй находится под следствием в КНР. Вызван на допрос.
Интерпол отправил запрос властям КНР с целью уточнить информацию о местонахождении президента организации.
"Генеральный секретариат Интерпола с нетерпением ждет официального ответа от китайских властей, чтобы развеять беспокойство о состоянии президента", — говорилось в заявлении генерального секретаря организации Юргена Штока.
А в Китае вокруг ситуации с Мэн Хунвэем царила полная тишина. Судя по сайту Baidu, он оставался замминистра МОБ. Как правило, в случае изменения официального статуса какого-либо лица Baidu в течение 10−15 минут правит соответствующие справочные материалы. Даже в праздники и выходные дни.
В справке говорилось, что Мэн Хунвэй, по национальности ханец (то есть собственно китаец), родился в 1953 году в Харбине, в 1975 году вступил в Коммунистическую партию Китая, закончил юридический факультет Пекинского университета.
Только одно могло насторожить — упоминание в маленькой сноске о том, что с апреля 2018 года Мэн Хунвэй больше не является членом партийного комитета министерства. Казалось бы, обычное дело: человек работает за рубежом, ясно, что не может присутствовать на заседаниях парткома. Но почему его не вывели из этого органа в том же 2016 году, когда он стал президентом Интерпола? Или в 2017-м?
Это обстоятельство непосвященным ни о чем не говорит, но для знакомых с китайскими партийными ритуалами такая "деталь" — почти приговор.
Обвинение в коррупции
Газета "Паризьен" на своем сайте поведала, ссылаясь на "совпадающие данные, полученные из целого ряда источников", что, "возможно", в вину Мэн Хунвэю будет поставлено "незаконное содействие в получении контрактов на услуги одной из компаний, действующих в сфере борьбы против киберпреступности".
Газета предположила со ссылкой на "целый ряд надежных источников во Франции", что речь идет об отстранении от власти Мэн Хунвэя "под предлогом проведения кампании по борьбе с коррупцией в Китае".
Наконец, на сайте Центральной комиссии Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины (ЦКПД) появилось извещение о том, что "Мэн Хунвэй, заместитель министра общественной безопасности КНР, подозревается в нарушении закона".
Заметьте, о его должности президента Интерпола уже не упоминалось. На все обращения с просьбой пояснить это краткое сообщение представитель пресс-службы МОБ отвечал: "Нет информации".
Однако вскоре сам Мэн Хунвэй направил в генеральный секретариат Интерпола заявление об отставке, которое вступило в силу немедленно. Согласно уставу и регламенту, исполнять обязанности главы Интерпола стал старший вице-президент Ким Чен Ян, представитель Южной Кореи.
"Нового президента изберет 87-я сессия Генеральной ассамблеи, которая состоится 18−21 ноября 2018 года в Дубае. Он будет находиться в должности на оставшиеся два года его мандата (до 2020 года)", — говорится в сообщении организации.
Между тем "Саут Чайна морнинг пост" сообщила, хотя и в форме экспертного мнения, что решение о задержании экс-президента Интерпола в Китае принималось на самом высоком уровне. Чиновник, считает издание, мог быть замешан в гораздо более серьезном деле, чем просто в причастности к коррупции.
"Думаю, стряслось что-то срочное", — приводит газета мнение живущего в Пекине обозревателя Чжан Лифана. "Вот почему власти прибегли к безотлагательным действиям, рискуя потерять лицо на международной арене. Если бы Мэн не был замешан в чем-то большем, чем простое коррупционное дело, не было бы нужды прибегать к таким мерам", — убежден он.
И тем не менее пока официально речь идет о коррупции.
"Член Госсовета КНР, глава партийного комитета Министерства общественной безопасности КНР Чжао Кэчжи во время заседания парткома ведомства утром 8 октября сообщил, что Мэн Хунвэй подозревается в получении взяток и совершении других преступлений. В его отношении ведется проверка Государственного надзорного комитета", — говорится в заявлении МОБ. Однако в этом документе снова появляется немаловажная деталь.
Партком ведомства принял решение создать специальную рабочую группу, которая проведет расследование в отношении подозреваемых в коррупции сообщников Мэн Хунвэя.
"Заседание министерства потребовало глубоко изучить случаи взяточничества со стороны Мэн Хунвэя. Подозрения в нарушении закона нанесли тяжкий вред делу партии и органов общественной безопасности. Необходимо извлечь серьезный урок и сделать необходимые выводы", — указывается в сообщении.
Перед законом все равны
Мэн был назначен заместителем министра общественной безопасности в 2004 году. В то время главой МОБ был Чжоу Юнкан.
В 1996–1998 годах он был генеральным директором Китайской национальной нефтегазовой корпорации, крупнейшей энергетической компании КНР, затем — министром земельных и природных ресурсов, главой парткома провинции Сычуань, с декабря 2002-го по 2007-й — министром общественной безопасности КНР.
В 2007–2012 годы — секретарем Политико-юридической комиссии ЦК КПК, в ведении которой находились суды, тюрьмы и органы безопасности КНР. Его называли лидером могущественной "нефтяной группы". В конце карьеры — член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.
Считается, что Чжоу Юнкан "погорел" на покровительстве другому перспективному члену китайского руководства — бывшему министру коммерции и губернатору провинции Ляонин, секретарю горкома КПК мегаполиса Чунцин Бо Силаю.
Бо упорно ломился в самые верхние эшелоны власти, пользуясь поддержкой некоторой части партийцев, которых он привлекал своей "революционной" риторикой и якобы решительной борьбой с преступностью. Если бы к этому добавить "нефтяные" деньги и силу органов общественной безопасности…
Не вдаваясь в подробности, напомним: и Чжоу Юнкан, и Бо Силай ныне отбывают пожизненное заключение. Так сказать, sic transit, коррупционеры вычищены из партии и до конца своей жизни будут смотреть на небо сквозь прочную решетку.
Но может быть, корешки остались? Например, благодарные выдвиженцы? Их сообщники?
Однако не будем торопиться с выводами.
Расследование дела Мэн Хунвэя, пишет "Чайна дейли", чьи предполагаемые нарушения закона включали получение взяток, показывает твердую решимость Китая бороться с коррупцией. Если в ходе расследования будет установлено, что Мэн нарушал и партийные нормы, то он будет подвергнут также наказанию в партии", — пишет издание, ссылаясь на мнение местных аналитиков. Это означает, что Мэн Хунвэй будет сначала исключен из рядов КПК, затем пойдет под суд по уголовному делу и, наконец, получит соответствующий его деяниям приговор.
Кстати, в постановлении совещания Министерства общественной безопасности прямо говорится, что "продолжающийся негативный эффект Чжоу Юнкана должен быть полностью вычищен". Чжоу Юнкана сначала обвиняли в получении взяток. Потом добавили злоупотребление властью и разглашение государственных секретов.
"Что касается будущего сотрудничества Китая с международными организациями, то КНР продолжит сотрудничество с Интерполом и будет в дальнейшем оказывать организации всю необходимую поддержку в борьбе с преступностью", — заверил представитель МИД КНР Лу Кан.