Комсомолу — 100 лет, полный век, и нам, старшим, все кажется, что он с нами. И это правда. Ведь нам посчастливилось с рождения знать, что мальчишечья дружба не может быть корыстной, за какую-то выгоду, а вот вражда только такой и бывает. Что старшие всегда помогут тебе, к кому бы ты ни обращался. Что испытаниям, которые достаются другим, следует сочувствовать, быть рядом с тем, кому плохо и трудно.
Нравственные правила предлагала жизнь — малокомфортная с нынешней горы, несытая, а в годы войн так и вовсе бедственная. Но они формировались с поразительным самоотвержением. Конечно, громадную роль сыграл Николай Островский, слепой человек, преодолевший себя и одаривший новые поколения учебником жизни небывалой мощи — романом "Как закалялась сталь".
Эта книга, потрясающе достоверно рассказавшая, как люди жертвуют собой во имя упрочения свободной страны, стала не только памятником жертвенности, сколько жестким призывом: выбрать свою судьбу в форме служения людям и отечеству, а не прозябания за чужими спинами. Кстати, в противоположной стороне долины, где строил свою железную дорогу Павка Корчагин — Николай Островский, умирая от болезни, писал свои печальные стихи чудесный поэт Бальмонт, призвавший свою музу к прямо противоположной миссии — унынию и непротивлению.
Вот то слово: противление. Оно, правда, не было в моде, употреблялось совсем в другом контексте, но суть комсомола состояла, по-моему, именно в противлении, в преодолении, в готовности жертвовать собой во имя свободы и расцвета народной жизни, где не сотни тысяч, а сотни миллионов имеют равные права, равные возможности и равные обязанности.
Островский успел воспитать целую генерацию новых патриотов во всех республиках.
Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, молодогвардейцы и тысячи-тысячи забываемых, увы, имен — это ученики, воспитанники, единомышленники Николая Островского.
И их незабвенная самоотверженность не осталась непризванной после войны. Кто восстановил разрушенную страну? Комсомол! Кто построил удивительные сибирские электростанции в 60−70-е годы? Комсомол! Кто прочертил своими руками БАМ?
Мне довелось дважды побывать в Новом Уренгое, когда там только открыли величайшее газовое месторождение.
Горжусь фактом моей биографии: там меня пригласили участвовать в сварке последнего шва на магистрали, ведущей в Европу. За что? За то, что всесоюзный комсомольский журнал "Смена", который я редактировал, построил одну за другой две библиотеки — для молодых строителей, а потом для их детей, и вся большая наша страна прислала для них книги.
Поколения молодежи тех лет хотела приносить пользу государству. И это совпадало, по счастью с пользой Родине. Потому что Родина о пользе для всех.
Я не хочу противопоставлять прошлое своего поколения, поколений комсомола, предшествующих нам, — мы-то не воевали, не строили новой страны, как Николай Островский, — новым временам.
Но не могу не размышлять, почему громадный потенциал молодежи застрял сегодня среди компов и гаджетов, засел в квартирах и общаться-то предпочитает на расстоянии.
У меня растут три правнука, и я, честно говоря, озабочен их будущим, хотя родители изо всех сил трудятся ради них. Их жизнь во многом похожа на телевизионные картинки. Ребята, не только наши, накормлены, красиво одеты, наблюдаемы врачами. Они малы, и еще рано, пожалуй, говорить об их будущем.
Да и возможности прирастают чуть ли не каждый день, тут тебе и спорт во всех вариантах, и "Сириус", раздвигающийся по всей стране. Но тревога не покидает.
Причина проста: у новых генераций нет объединяющей всех идеи. Нет большого замысла, касающегося не отдельной личности, а всех подряд — и талантливых, и вовсе не одаренных, со старшей родней, которая не бросит, и без всяких связей.
Жалко, что крупные объекты теперь строятся по другим принципам, без вовлечения молодежных масс. А поколениям, по-моему, нужны и цели поколенческие. Даже межпоколенческие.
Комсомол сумел стать явлением многонациональным, международным, и, я думаю, снова настала пора воссоединять молодежь разных стран мира.
Так что празднование 100-летия комсомола — это не только и не столько прекрасные воспоминания о собственной молодости. Это и мысли о громадных патриотических, личностных, профессиональных ресурсах, которыми всегда была богата наша держава.