Смена курса. Какой будет политика Бразилии после избрания Болсонару
Дарья Юрьева — о внешнеполитическом позиционировании страны новым президентом, подражании Трампу, возможном вторжении в Венесуэлу и выходе из БРИКС
Ультраправый кандидат Жаир Болсонару одержал победу на президентских выборах в Бразилии. Отставной военный, который почти 30 лет был депутатом национального парламента, пришел к власти, обещая "изменить судьбу" крупнейшей южноамериканской страны. Его симпатия к периоду военной диктатуры в республике (1964–1985 гг.) и неполиткорректные высказывания в адрес меньшинств вызвали мощную волну протестов.
Однако число сторонников "бразильского Трампа", как Болсонару часто называют в прессе, оказалось достаточным для того, чтобы гарантировать этому политику избрание на высший пост. Многие избиратели признавались, что голосуют за него именно ради обещанных перемен. От нового правительства ждут, что оно существенно скорректирует курс как внутренней, так и внешней политики.
Избранный президент Бразилии выступает за принятие закона о свободном приобретении и ношении оружия, освобождение полиции от ответственности за превышение полномочий во время спецопераций, снижение налогов и приватизацию государственных активов.
Именно эти пункты предвыборной программы обеспечили ему победу на голосовании. Что касается внешней политики, то ей бразильские избиратели традиционно уделяют мало внимания при выборе того или иного кандидата. Поэтому по международным вопросам Болсонару до недавних пор ограничивался достаточно лаконичными заявлениями, оставляя большое пространство для догадок и спекуляций.
Ориентация на США
Единственное, что ни у кого не вызывает сомнений, — это симпатия избранного президента Бразилии к США и Дональду Трампу. "Я не ультраправый. Я поклонник Трампа. Он хочет сделать Америку великой, а я хочу сделать великой Бразилию", — говорил Болсонару.
Болсонару также не скупился на похвалы в адрес Израиля, Японии и Южной Кореи. А свой первый зарубежный визит, как сообщил один из ближайших соратников политика, он намерен совершить в Чили. Именно эту республику в штабе избранного президента считают самым успешным государством в Латинской Америке.
По всей видимости, сотрудничество с развивающимися государствами не будет приоритетом будущего правительства Бразилии. Когда Болсонару говорил о своих внешнеполитических планах сразу после своего избрания на пост президента, он пообещал работать над сближением с "наиболее развитыми" странами.
"Мы будем строить двусторонние отношения с государствами, которые с экономической и технологической точки зрения могут помочь в производстве бразильских товаров. Мы вернем нашей любимой Бразилии уважение международного сообщества", — заявил политик.
Кроме того, Болсонару отметил, что намерен строить внешнюю политику, не руководствуясь идеологией.
"Поэтому нам нужен хороший министр иностранных дел", — добавил он. Однако конкретных кандидатов на этот пост политик не назвал.
БРИКС и Россия
За все время предвыборной кампании Болсонару ни разу не обсуждал группу БРИКС — объединение, в которое входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР.
Россию избранный президент упомянул лишь однажды, когда говорил о нецелесообразности повышения налогов. "Если вы увеличите налоговое бремя для самых богатых, как во Франции сделало предыдущее правительство, и капитал ушел в Россию… Капитал убежит отсюда, налоговое бремя [и так] огромное", — сказал политик в интервью телеканалу "Эси-бэ-тэ" в середине октября.
Зато Болсонару не раз критически высказывался о другом участнике БРИКС — КНР. "Китай ничего не покупает у Бразилии. Он покупает саму Бразилию", — говорил он.
Такие заявления вызвали обеспокоенность по поводу дальнейшего участия Бразилии в объединении. С одной стороны, среди противников Болсонару популярна точка зрения, согласно которой он может вывести Бразилию из состава БРИКС.
С другой стороны, многие эксперты отмечают, что столь резкие шаги противоречат дипломатической традиции республики, которая всегда последовательно выступала за присутствие в различных многосторонних форумах.
Впрочем, не факт, что Болсонару разделяет этот принцип — во время предвыборной кампании он сообщил о намерении вывести Бразилию даже из ООН.
"Эта организация ни на что не годится. Это место, где собираются коммунисты и люди, у которых нет никаких обязательств перед Южной Америкой", — сказал политик. Правда, через несколько дней он признал, что оговорился.
На самом деле Болсонару собирается вывести Бразилию из состава Совета ООН по правам человека, тем более что ранее аналогичным образом поступил его кумир Трамп.
Вслед за главой Белого дома Болсонару обещал выйти и из Парижского соглашения по климату. Однако от этой идеи он быстро отказался.
Как бы то ни было, со своим отношением к БРИКС политику нужно будет определиться довольно быстро. Ведь очередной саммит группы в 2019 году по плану должен пройти именно в Бразилии.
Война или мир
Еще один аспект, который обещает стать ключевым во внешнеполитической повестке Болсонару, касается ситуации в Венесуэле.
Избранный президент Бразилии не раз негативно отзывался о действиях правительства соседней южноамериканской страны, переживающей серьезный социально-экономический кризис. По мнению Болсонару, в Венесуэле царят "хаос" и "разруха", а ее власти подавляют оппозицию "диктаторскими методами".
Главный вопрос, которым сейчас задаются эксперты, состоит в том, ограничится ли Бразилия осуждающей риторикой, или она будет готова поддержать конкретные действия, направленные на смену правительства в Боливарианской Республике.
В июле американские СМИ сообщили о том, что сотрудники администрации президента США Дональда Трампа проводили секретные встречи с мятежными военными из Венесуэлы, на которых обсуждали возможность свержения президента Николаса Мадуро.
По сведениям источников издания, контакты начались осенью 2017 года и продолжились в текущем году. Что касается Болсонару, на прошлой неделе, отвечая на вопрос о возможности военного вторжения Бразилии в Венесуэлу, он заявил, что "никто не хочет ни с кем воевать".
Однако в соцсетях в последние дни появились видеозаписи, на которых сын политика Эдуарду Болсонару якобы угрожал начать "миротворческую операцию" в соседней стране (подлинность этих материалов в избирательном штабе Болсонару не подтвердили и не опровергли — прим. ТАСС).
А в минувший понедельник бразильская газета "Фолья ди Сан-Паулу" со ссылкой на высокопоставленного чиновника из колумбийского правительства сообщила, что Богота предложила Болсонару начать военную интервенцию в Боливарианскую Республику.
МИД Колумбии эту информацию опроверг. Генерал запаса сухопутных войск Бразилии Аугусту Элену, которого Болсонару намерен назначить министром обороны страны, также заявил, что военная интервенция противоречила бы принципу невмешательства во внутренние дела других государств, а потому все разговоры о ее подготовке являются спекуляциями.
Впрочем, сам факт того, что тема возможного вооруженного вторжения в Венесуэлу в последние месяцы упоминается все чаще, уже является тревожным сигналом.