Пост посредника. Кто задерживает формирование Конституционного комитета в Сирии?
Дмитрий Зеленин — о кандидатах на должность спецпосланника, возможных сроках и составе сирийского Конституционного комитета
Прощальный визит в Дамаск спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистуры не оправдал надежд, которые возлагали на него США и Запад.
Дамаск не дрогнул перед тирадами, прозвучавшими в его адрес из Вашингтона, Лондона и Парижа, и хладнокровно изложил итальянскому дипломату свою позицию по вопросу формирования Конституционного комитета Сирии (ККС).
Расчеты де Мистуры, что ему удастся до ухода в отставку в конце ноября провести первое заседание этого комитета в Женеве и увенчать таким достижением свою бесплодную деятельность, оказались напрасными.
Попытка приструнить Дамаск, возложив на него ответственность за срыв политического урегулирования, на последовавшем заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке также не имела успеха.
Тем не менее на стамбульском саммите лидеры России, Турции, Германии и Франции договорились, что ККС все-таки должен быть созван до конца текущего года.
Де Мистура остался без памятного подарка
Обозреватель Розана Бумонсеф обращает внимание на то, что ооновский эмиссар не был удостоен на прощание аудиенции у президента Сирии Башара Асада.
"Покидающему свой пост де Мистуре не досталась в подарок сабля из дамасской стали, потому что он досаждал Асаду четыре с половиной года, добиваясь от него уступок в пользу оппозиции", — указывает она.
Ситуация однако изменилась с тех пор, как в Женеве состоялись первые раунды непрямых переговоров между делегациями правительства и оппозиции. Башар Асад, как подчеркивает обозреватель, выглядит теперь победителем в войне и потому считает возможным вести диалог с оппонентами на более предпочтительных для Дамаска условиях.
Что касается США, то, по свидетельству Бумонсеф, в Вашингтоне согласились с тем, что повернуть назад ход событий в Сирии не удастся, хотя и пытаются по-прежнему поощрять чаяния оппозиции о разделе власти.
Бумонсеф отмечает, что представители госдепартамента США не затрагивают теперь вопрос о судьбе главы сирийского государства, от которого ранее они добивались непременного ухода со своего поста.
"Их требования сводятся к созданию в Сирии в результате политического процесса правительства национального единства с предоставлением в нем оппозиции весомого присутствия", — пишет Бумонсеф.
По мнению американских дипломатов, политический процесс не должен выглядеть как косметический ремонт нынешнего режима. Кроме того, такое правительство, как считают они, может быть сформировано только после вывода из Сирии всех проиранских сил с тем, чтобы из этой страны более не исходила угроза соседним государствам, в первую очередь — Израилю.
Торг вокруг конституции не уместен
Аналитик Нидаль Саби считает неверными утверждения Запада и оппозиции о том, что Дамаск уклоняется от политического урегулирования.
"Власти настроены на диалог с конструктивными силами, которые стремятся сделать Сирию более демократичной и справедливой, но не с теми, кто хочет разрушить существующее государство, используя поддержку со стороны Запада, — отметил он. — Эти оппозиционные круги замешаны в кровопролитии на сирийской земле и теперь, потерпев поражение, пытаются добиться своих целей через политические лазейки".
Поэтому, как рассказал эксперт, вице-премьер и министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем на встрече с де Мистурой четко обозначил, что "вопрос о конституции и все, что с этим связано, является суверенным правом сирийского народа, который сам определит будущее своей страны".
Слова главы внешнеполитического ведомства о том, что "политический процесс должен идти под руководством самих сирийцев и без внешнего вмешательства" Саби интерпретировал следующим образом. По его словам, в Дамаске считают, что вся работа ККС должна проходить под руководством сирийского правительства.
Решение о создании этого органа, который должен выработать рекомендации по внесению поправок в конституцию республики, было принято на состоявшемся 31 января в Сочи Конгрессе сирийского национального диалога.
Ранее де Мистура и страны-гаранты перемирия в Сирии (РФ, Турция и Иран) одобрили списки делегатов от правительства и оппозиционного Сирийского комитета по переговорам.
Всего, по плану, в комитет должны войти 150 человек (соответственно по 50 — от Дамаска, оппозиции и гражданских обществ).
Целью визита де Мистуры в Сирию было добиться от Дамаска согласия на составленный им список независимых участников ККС — от гражданских обществ, молодежных и женских союзов, творческой интеллигенции и региональных племенных объединений, которые войдут в состав Конституционного комитета.
По существу, итальянский дипломат предложил Муаллему два варианта: принять список или попасть на следующий день под жесткую критику в Совбезе ООН.
Примечательно, что постпред Сирии при ООН Башар Джаафари до этого много раз предупреждал де Мистуру, что у него не было полномочий составлять этот список.
Настойчивость де Мистуры в Дамаске расценили как игру в интересах оппозиционных кругов, связанных с Западом, и отвергли его список.
Как пояснил Саби, у Муаллема просто не было другой альтернативы, поскольку в таком случае делегаты от правительства оказались бы в меньшинстве в составе ККС и итоги военной победы были бы перечеркнуты. В результате оппозиция просто стала бы навязывать свои условия.
Ранее Муаллем неоднократно отмечал, что итогом работы ККС должен быть не пересмотр или выработка нового Основного закона, а выдвижение предложений относительно поправок к конституции 2012 года.
Эти рекомендации, по его словам, должны быть одобрены на новом Конгрессе национального диалога, который состоится в Сочи или Дамаске. Затем "сирийское правительство и депутаты парламента предпримут необходимые шаги, ориентируясь на действующее законодательство".
На встрече с де Мистурой глава сирийского МИД вполне рационально предложил, чтобы последнюю треть участников ККС согласовала "астанинская тройка" (Россия, Турция и Иран).
Иллюзии оппозиционеров
Базирующийся в Эр-Рияде Сирийский комитет по переговорам (СКП) почти одновременно с визитом де Мистуры в Дамаск направил свою делегацию в Москву. Его лидер Наср аль-Харири заранее оповестил мировые СМИ, что режим Асада пытается обеспечить себе "право вето" в Конституционном комитете и стремится получить там большинство голосов, что срывает усилия де Мистуры.
Как сообщил глава СКП, оппозиция примет участие в работе комитета по пересмотру конституции в Женеве, созыв которого, по его словам, прокладывает путь "началу политического перехода в Сирии и проведению выборов в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН".
Аль-Харири приветствовал также российско-турецкие договоренности по созданию демилитаризованной зоны в Идлибе, которые "положили конец военному сценарию в конфликте и вернули перспективу его урегулирования политическим путем".
Примечательно, что перед тем, как направится в Москву, оппозиционеры встретились со спецпосланником госсекретаря США Джеймсом Джеффри и, по словам официального представителя СКП Яхьи аль-Ариди, были воодушевлены "более активным подключением Вашингтона к сирийскому досье".
Со стороны аль-Ариди последовало заявление в духе того, что "создание ККС не подменяет переходного процесса".
Как отметил Нидаль Саби, оппозиция все еще питает напрасные иллюзии, что ей удастся вернуть урегулирование кризиса в старое "женевское русло" и заставить режим принять платформу 2014 или 2016 года. Однако, по его словам, для Дамаска, вопрос об учреждении переходного периода в Сирии — это уже перевернутая страница.
По итогам переговоров в Москве аль-Ариди заявил, что создание ККС полностью зависит от того, сумеет ли Россия обеспечить участие в нем правительства Асада.
Выступая на пресс-конференции по итогам четырехсторонней встречи в Стамбуле, президент России Владимир Путин назвал ключевой задачей организацию Конституционного комитета Сирии.
Он пояснил, что предстоит непростая работа по согласованию третьей части участников ККС — от общественных структур. По словам Путина, каждая из сторон будет стремиться к тому, чтобы "насытить эту часть теми людьми, которым они доверяют". Тем не менее, как сказал президент России, участники стамбульского саммита рассчитывают, что до конца текущего года состав Конституционного комитета будет полностью согласован и начнет работу.
Кто будет преемником де Мистуры?
Продвижение вперед политического урегулирования в Сирии будет во многом зависеть от того, кто займет пост нового спецпосланника генерального секретаря ООН.
По сведениям газеты "Аль-Ватан", арабские дипломатические источники называют среди наиболее вероятных кандидатов посла Норвегии в Китае Гейра Педерсена.
Опытному норвежскому дипломату отдается наибольшее предпочтение. Педерсен был постпредом Норвегии в ООН и спецпредставителем ООН в Ливане.
Правда, он не единственный кандидат. На эту позицию претендовали также экс-министр иностранных дел Алжира Рамтан Ламамра и спецпосланник ООН на Ближнем Востоке Николай Младенов. Но Вашингтон, да и Дамаск решительно отвергли их кандидатуры, по сведениям "Аль-Ватан".
Судя по всему, взаимопонимание, установившееся в Стамбуле между лидерами России, Турции, Германии и Франции, может содействовать подбору наиболее подходящей фигуры для миссии нового международного посредника по Сирии.