Протекторат над Юго-Восточной Азией. Зачем Китаю учения в акватории Южно-Китайского моря
Евгений Соловьев — о том, как может измениться расстановка сил в регионе
Сценарий военно-морских учений Китай и десяти стран — членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) был похож на миротворческую операцию: столкнулись танкер и паром, нужна срочная эвакуация пострадавших. Здесь не было ни армады авианесущих группировок, ни мощи подводного флота, производящего ракетные или торпедные стрельбы. Элитные морские пехотинцы не занимали высоты и не освобождали заложников, а боевые дельфины не охраняли важнейшие объекты инфраструктуры.
Любители экшена, конечно, махнут рукой: что это за учения, когда в маневрах принимают участие всего лишь чуть больше тысячи военнослужащих, да восемь кораблей. Но для Китая и стран АСЕАН это не столь важно сейчас.
Намного важнее тот факт, что страны Юго-Восточной Азии впервые провели военно-морские учения с "третьей" стороной. И причем именно с Китаем, отношения с которым в последние годы у государств региона были даже не прохладные, а скорее напряженные.
Кроме того, нужно учитывать факт, что Пекину удалось опередить США в договоренностях по проведению маневров с АСЕАН. Это, безусловно, можно назвать серьезным внешнеполитическим успехом КНР, которая всячески стремится понизить в Юго-Восточной Азии влияние Соединенных Штатов и ряда других государств и взять на себя роль главного партнера Ассоциации.
Да и время и место проведения учений, скорее всего, выбрано не случайно — буквально через пару дней после того, как в Сингапуре завершилось совещание глав оборонных ведомств формата "СМОА плюс". В нем приняли участие министры из АСЕАН, а также России, Австралии, Индии, Китая, Новой Зеландии, Республики Корея, США и Японии.
Место маневров — прибрежный район южной китайской провинции Гуандун, территориальные воды Китая, но уже акватория Южно-Китайского моря, где сегодня сталкиваются интересы многих держав.
Десять плюс один
Доверие к Пекину было серьезно подорвано из-за недавних инцидентов в спорной акватории Южно-Китайского моря (ЮКМ).
В 2014–2016 годах спор перерос чуть ли в горячий конфликт между Вьетнамом и Китаем, когда сторожевые корабли и катера таранили друг друга и даже обстреливали из пушек, хорошо что только водных. Но постепенно — к концу нынешнего года — ситуация между странами успокоилась, несмотря на сохраняющийся рост антикитайских настроений. И на военно-политическом уровне наступило затишье и даже потепление.
Филиппины пошли другим путем. Они обратились в арбитраж, образованный Постоянной палатой третейского суда в Гааге, где пытались доказать свое право на часть акватории ЮКМ в качестве эксклюзивной экономической зоны. И в 2016 году суд удовлетворил все 15 пунктов поданного иска. Арбитраж отверг аргумент Пекина о якобы исторических доказательствах принадлежности территорий в ЮКМ.
В итоге ситуация разрешилась очень спокойно и просто: на Филиппинах пришел к власти новый президент Родриго Дутерте, резко поменявший тональность во внешней политике, сменив ориентиры с традиционного партнера — США — на Китай и Россию.
Старший научный сотрудник сингапурской Школы публичной политики Ли Куан Ю Александр Королев считает, что сближение КНР и АСЕАН происходит по двум главным причинам.
"Среди стран Юго-Восточной Азии очень много тревог и волнений, отсутствие уверенности в былой мощи американцев. И сейчас работает логика баланса сил: государства региона раньше, в основном, концентрировались вокруг США с их инвестициями, военной силой. А сейчас поднимается Китай, который уже стал крупнейшим партнером для всех этих государств", — рассказал эксперт.
Но из всей этой цепочки, по его мнению, выпадает только Сингапур, который в последние годы, напротив, усиливает проамериканские позиции. "Хотя есть сомнения в долгосрочности этого процесса", — допускает Королев.
По его словам, "с одной стороны, США — союзник для Сингапура, но в самой республике нет согласия по этому поводу. Определенная часть политической элиты более ориентирована на Соединенные Штаты, но нет единого мнения, стоит ли портить отношения с Китаем, чтобы быть ближе к Вашингтону".
Расшифровали код
Участники учений практически впервые применили на практике принятый еще в 2014 году Код по избежанию столкновений на море (Code for Unplanned Encounters at Sea). Тогда на международной конференции в Китае соглашение подписали восемь стран — членов АСЕАН (кроме Камбоджи и Лаоса), а также государства партнеры, в том числе Россия, Австралия, КНР, США, Япония.
Речь идет о наборе специальных команд, процедур, маневров для того, чтобы корабли этих стран могли безопасно перемещаться в Южно-Китайском море. С другой стороны, это не помогло во время недавнего инцидента около архипелага Спратли (Наньша).
Тогда эсминец ВМС США "Декатур" (USS Decatur, DDG-73) при проведении операции "по обеспечению свободы навигации" в Южно-Китайском море прошел на расстоянии 12 морских миль от искусственных островов в акватории архипелага, созданных Китаем.
Потом, как отметил представитель Тихоокеанского флота ВМС США Чарльз Браун, китайский эсминец "Луян" приблизился к американскому кораблю, совершив "небезопасный и непрофессиональный маневр". В Пекине после этого обвинили Вашингтон в игнорировании общепринятых норм международного права, посягательстве на суверенитет Китая под видом обеспечения свободы навигации в Южно-Китайском море.
Перспективы
Как бы ни хотелось Китаю установить свой протекторат над Юго-Восточной Азией, позиции США здесь пока еще крепкие.
Как раз по итогам заседания "СМОА плюс" глава Минобороны Сингапура объявил, что США предложили АСЕАН провести учения уже в будущем году.
И уже получено принципиальное согласие всех сторон.
Правда, министр отказался пока назвать место проведения маневров, а также их сценарий.
Эксперты предполагают, что этот вопрос будет очень непростым, чтобы не вызвать критики со стороны Пекина.
Если страны Юго-Восточной Азии действительно настроены на многостороннее военное сотрудничество, то, наверное, и другим государствам — партнерам по диалогу, среди которых и Россия, стоит серьезно задуматься о наращивании взаимодействия по этой линии.