14 ноября 2018, 10:55
Мнение

"Мимими" и ужасы. Как снимаются сцены с животными в кино

Николай Долгин — об улетевшей с замотанным клювом чайке из "Птиц" Хичкока и о штампе "ни одно животное при съемках не пострадало"

15 ноября в прокат выходит криминальная драма "Догмэн" о кротком собачьем парикмахере и его опасных отношениях с распоясавшимся экс-боксером.

Итальянцы уже выдвинули эту картину в качестве своего кандидата на "Оскар", а в Каннах приз за лучшую роль получил не только ее главный актер — дебютант Марчелло Фонте, но и песий ансамбль — им вручили так называемую "Золотую пальмовую собаку".

Кино с самого момента своего зарождения стремится запечатлеть самых разных обаятельных зверей, однако экранная слава им часто достается дорогой ценой.

Съемка братьев наших меньших имеет массу сложных нюансов — от технических до юридических и медицинских. К сожалению, история полнится примерами, когда погоня за эффектными кадрами стоила животным здоровья и даже жизни.

Прихотливые актеры

Возня с четвероногими (и не только) питомцами требует ангельского терпения и кучу времени, поэтому режиссеры обычно делегируют это не барское дело дополнительной съемочной группе. Как правило, у всех зверей-актеров есть дублеры, счет которых может идти на десятки.

Рекрутировать мохнатых, чешуйчатых и прочих исполнителей помогают специализированные компании, которые держат при себе чуть ли не целые зоопарки и готовы исполнить любой каприз, подогнав хоть тарантула, хоть крокодила. Несколько месяцев перед съемками животные оттачивают требуемые от них номера со специальными тренерами.

Например, в "Птицах" Хичкока за всю пернатую массовку отвечал дрессировщик Рэй Бервик. В сцене, где чайки дебоширят на детском дне рождения, им заматывали клювы. Когда одна из птиц ненароком улетела, Бервик велел остановить веселье и отправился ее искать, иначе бы та погибла от голода.

Съемки обычно проходят в гробовой тишине, чтобы не сбивать чутких зверей. Прежде чем получится дельный кадр, порой уходит 20−30 дублей, между которыми необходимо совершать перерывы, поскольку питомцам изнурительно работать под жарким светом прожекторов.

По признанию второго оператора Марка Варго, приложившего руку к "Мышиной охоте", тяжелее всего иметь дело с непослушными грызунами. Меньше всего трудностей создают собаки. Впрочем, съемочная группа фильма "Там, где живут чудовища" могла бы с ним поспорить. Они так намучались с псами, которые отказывались одновременно бежать и лаять, что не поленились отразить свои мытарства в короткометражке.

Съемочную площадку заранее дезинфицируют для зверей. В Голливуде за порядком обязательно следит представитель Американской ассоциации по защите прав животных (American Humane Association — AHA). В его праве свернуть производство, ежели ему чего не понравится. Он помогает разработать безопасный план съемки, а также проверяет финальную версию картины — отражает ли она, что он сам видел. Если все хорошо, то ассоциация сертифицирует фильм своим знаменитым штампом "ни одно животное при съемках не пострадало".

Разгул живодеров

Столь благостно дела обстояли не всегда. В первые десятилетия прошлого века никто не отстаивал интересы животных.

Больше других досталось лошадям: съемки погонь на колесницах в эпическом "Бен-Гуре" (1925) отправили на тот свет около 150 благородных скакунов. Популяризация вестернов также пагубно сказалась на конской популяции.

В 30-е годы была изобретена особая проволочная подсечка, из-за которой лошади зрелищно падали на бегу: получался жестокий аналог автомобильной аварии с живыми транспортными средствами. Многих лошадей эта инновация покалечила и убила. Последней каплей стал фильм "Джесси Джеймс" (1939), чьи создатели додумались согнать коня c 20-метрового обрыва в воду, после чего тот погиб.

Именно тогда AHA впервые взялась контролировать съемки животных и разработала правила по обращению с ними. Увы, в действительности пометка, что "никто не пострадал", ничего не гарантирует. Фильм сертифицируется ассоциацией, если выполнялись все их предписания.

Если при этом звери получили травмы или скончались, у картины все равно есть шансы получить право на заветную успокаивающую надпись. Например, при съемках "Пиратов Карибского моря" пиротехнические взрывы в океане отправили к морскому дьяволу сотню рыб и кальмаров, а AHA и бровью не повели.

Наконец, титр о "непострадавших животных" некоторые и вовсе используют без спроса ассоциации. В других странах специальных организаций по защите животных раньше толком не было, поэтому уповать оставалось на совесть режиссеров.

В "Уик-энде" Жана-Люка Годара свинье перерезали горло. В "Андрее Рублеве" Тарковского извели нескольких лошадей и подожгли корову. Оптимистично настроенные люди верят, что буренку защищала асбестовая накидка, благодаря чему она отделалась легким испугом, — однако на видео никакого асбеста не видно.

Периодически в сфере кино появляются авторы, которые считают, что смерть животных допустима для воплощения их высоких художественных замыслов. В "Олдбое" (2003) актеру Чхве Мин-сику пришлось съесть на камеру четырех живых осьминогов подряд. Будучи праведным буддистом, между дублями он извинялся перед несчастными головоногими моллюсками и молился за душу каждого, прежде чем их поглотить. Вряд ли их это утешило.

Иногда убийство животных оправдывается тем, что в реальности им и так грозит незавидная судьба вроде мясокомбината или еще чего похуже. Например, печально известного буйвола из "Апокалипсиса сегодня" филиппинцы в любом случае собирались принести в ритуальную жертву. Режиссер Фрэнсис Форд Коппола просто запечатлел это жуткое действо на камеру.

Новые времена

Развитие технологий упрощает ситуацию — теперь нет нужды понапрасну рисковать здоровьем зверей. Конечно, в кино всегда будет спрос на настоящих животных: тем же вестернам никак не обойтись без лошадей.

Однако опасные трюки сейчас можно создавать с помощью компьютерной графики — равно как и взаимодействия с грозными хищниками вроде тигра из "Жизни Пи". Компьютерная анимация, впрочем, дорога и не всегда реалистична. Частично решить эту проблему может технология захвата движения.

На людях она уже широко применяется. Куча инфракрасных камер считывает данные со световых маркеров, расположенных в стратегических точках на теле актера. На основе полученной информации создается 3D-модель персонажа, которая повторяет движения исполнителя.

Последние годы подобные эксперименты ведутся и с животными. Несмотря на наступление прогрессивных времен, кино по-прежнему таит опасность для зверей. По слухам, на площадке "Хоббита" из-за неподобающих условий погибло 27 представителей фауны.

Вспыхнул скандал и с недавним "Альфой" — для доисторической картины убили пять бизонов. Часто подобную информацию стараются всячески замять. Единственным орудием против произвола над животными остаются взрывы общественного негодования да бдительность соответствующих организаций.