История нефтяного рынка полна непредсказуемых взлетов и падений. За неполных два столетия он переживал не раз периоды безудержного оптимизма и сменявшей его депрессии. Последнее сильное ухудшение настроений на нефтяном рынке случилось в период с середины 2014 года до января 2016 года. За это время фьючерсы на нефть сорта Brent подешевели почти в четыре раза: с отметки $115 до ценового уровня менее чем $30 за баррель. В течение двух последующих лет они подорожали почти в три раза, ненадолго превысив $85. К концу 2018 года мы вновь наблюдаем на нефтяном рынке среднесрочный спад, обусловленный на редкость сложным переплетением международных экономических и геополитических интересов. Попробуем разобраться в текущей ситуации и зайдем для этого на товарную биржу.
Среди широкого перечня традиционных биржевых торговых инструментов очень важное место занимает сегмент срочных контрактов на биржевые товары. В России по аналогии с англоязычным словом такие контракты называют фьючерсами на commodities.
Они представляют собой поставочные, или же расчетные, контракты на наиболее важные и массовые виды сырья, используемого в пищевом и промышленном производстве. Всего на различных товарных биржах торгуются фьючерсы примерно на 100 стандартизованных биржевых товаров.
Перечислим лишь их основные группы:
Фьючерсы
- нефть и нефтепродукты, а также природный газ;
- основные цветные металлы, в том числе благородные, а также сталь;
- отдельные "колониальные" пищевые продукты, такие как сахар, кофе, какао-бобы, апельсиновый сок и т.п.;
- базовые зерновые и масличные культуры, а также продукты их переработки, в том числе пшеница, кукуруза, рис, соя, бобы, пальмовое и соевое масло;
- живые животные, молоко и мясо, в том числе свинина, говядина;
- различное промышленное сырье, например хлопок, шерсть, каучук, пиломатериалы и др.
До начала текущего столетия товарные фьючерсы традиционно обращались на специализированных товарных биржах. Их историческая функция состояла в организации процесса заключения стандартизованных сделок с биржевыми товарами для их производителей и потребителей. Подобные сделки сопровождались отсрочкой окончательного расчета и фактической поставки, что создавало попутные возможности для спекулятивных операций.
Однако по мере развития интернет-технологий и в связи с тенденцией к глобализации эти инструменты оказались доступными как для институциональных инвесторов, так и для широкого круга биржевых спекулянтов.
Строго говоря, электронные фьючерсы на commodities в текущих реалиях являются в первую очередь спекулятивными инструментами. Подавляющее большинство открываемых позиций в контрактах на биржевые товары не завершается их реальной поставкой. Прибыль или убыток от разницы цен по ним фиксируется в срок от нескольких секунд до нескольких месяцев, но не позднее установленной заранее даты выхода из обращения.
Еще одна важная особенность товарных контрактов заключается в том, что их стоимость может довольно сильно колебаться под влиянием большого количества факторов, в том числе экономических, политических, климатических и сезонных.
Казалось бы, рынки металлов, энергоносителей и пищевого сырья уже давно являются зрелыми и устойчивыми. Однако цены на соответствующие фьючерсные контракты довольно часто отклоняются от влияния такого фундаментального фактора, как соотношение спроса и предложения на конкретный товар в мировом масштабе.
Это связано с тем, что максимальные торговые обороты во фьючерсных контрактах наблюдаются к моменту их истечения. Держатель выходящего из обращения фьючерса не имеет возможности переждать временное ухудшение ценовой конъюнктуры. Он зачастую вынужден закрывать и прибыльные, и убыточные позиции по текущим ценам к моменту исполнения контракта.
Кроме того, фьючерсные контракты являются маржинальным торговым инструментом. Это подразумевает возможность проведения торговых операций с достаточно большим "плечом" по отношению к имеющемуся капиталу.
Оборотной стороной такой возможности является принудительное закрытие торговых позиций брокером в случае возникновения по ним убытка, который сопровождается нехваткой денежных средств для поддержания необходимого уровня гарантийного обеспечения.
Поэтому ликвидные фьючерсные контракты обычно очень подвижны и волатильны. К слову, фьючерсы на наиболее популярные биржевые товары торгуются преимущественно в долларах США. И колебания курса являются дополнительным фактором, оказывающим влияние на котировки товарных фьючерсных контрактов.
Brent vs "техасская легкая"
Вполне очевидно, что различные товарные фьючерсы имеют собственную специфику. В частности, они характеризуются разной степенью популярности и ликвидности.
Пожалуй, пальму первенства в этом плане могут заслуженно поделить между собой фьючерсы на нефть и контракты на золото.
Понятно почему. Нефть продолжает оставаться важнейшим стратегическим ресурсом. Это справедливо и с экономической, и с оборонной точки зрения. В первую очередь стоимость углеводородных энергоносителей оказывает существенное влияние на величину производственных издержек в экономике развитых стран.
Кроме того, непереработанная нефть выступает важнейшим сырьем для широкого спектра химических производств. В связи с этим исторически сформировался сложный баланс противоположных интересов относительно цены на нефть между развитыми странами и развивающимися нефтедобывающими государствами. Этот баланс, как глобальный маятник, периодически отклоняется в ту или иную сторону.
По понятным причинам для российского инвестора и спекулянта максимальный практический интерес представляют фьючерсы на эталонную нефть сорта Brent.
С учетом традиционной зависимости отечественной экономики от притока так называемых нефтедолларов указанные контракты выступают одним из главных внешних бенчмарков для всего отечественного фондового рынка.
Это связано с тем, что экспортные цены на несколько российских региональных сортов нефти рассчитываются с привязкой к стоимости указанного североморского сорта.
Что же касается иностранных инвесторов, особенно американских, то для них традиционным ключевым индикатором рынка энергоносителей выступают контракты на нефть сорта WTI (West Texas Intermediate). Синонимом названия этого сорта является так называемая Light Sweet, или "техасская легкая" нефть.
Стоит отметить, что стоимость одного барреля эталонных сортов неодинакова. В настоящее время фьючерсы на нефть сорта Brent дороже заокеанских контрактов примерно на $11, или на 19%. Это соотношение не является постоянным.
В первом десятилетии текущего века североамериканская нефть стоила дороже североморского сорта. Непостоянство указанного спреда создает возможности для арбитражной торговли фьючерсами на два основных сорта черного золота. К слову, российские инвесторы и спекулянты имеют возможность торговать фьючерсами на нефть обоих ключевых сортов с помощью рублевого счета на срочном рынке Московской биржи.
Сырьевой уклон
Складывающийся глобальный расклад на нефтяном рынке не уступает по своей глубине и многомерности иным остросюжетным телесериалам.
К числу крупнейших нефтедобывающих государств в мире относятся Россия, США и Саудовская Аравия. А основные нефтедобывающие регионы мира соответственно — Северная Америка, центральная и северная части Евразии, а также так называемый Ближний Восток.
Большие запасы жидких углеводородов имеются и во многих других регионах мира. Однако в настоящее время цены на нефть решающим образом зависят от колебания объемов добычи в указанных районах.
Вполне логично, что нефтедобывающие государства заинтересованы в высоких ценах. Их зависимость от цен на черное золото усугубляется тем фактом, что экономика большинства нефтедобывающих стран относится к разряду развивающихся.
Иными словами, их природные богатства стали причиной сильного сырьевого уклона национальных экономик. Но эта закономерность не относится к развитым США. Слишком высокие цены на нефть создают проблемы для североамериканского промышленного производства.
Кроме того, вопрос о стоимости автомобильного топлива здесь традиционно имеет высокую политическую значимость. В результате этого складывается достаточно причудливое столкновение неоднозначных интересов крупнейших мировых нефтедобывающих стран в отношении приемлемого уровня нефтяных котировок.
В настоящее время США заинтересованы в среднем уровне цен на нефть порядка $50–70 за баррель сорта Brent или около $40–60 — за Light.
Не будем забывать о так называемой сланцевой революции в США, с которой связана необходимость поддержания относительно комфортных условий для собственного нефтяного сектора.
С другой стороны, внешняя политика США подразумевает усиление санкционного давления на ряд крупных нефтедобывающих государств (речь о России, Иране, Венесуэле).
Россия и Саудовская Аравия прямо заинтересованы в максимально высоких ценах на нефть, поскольку от этого зависит наполняемость бюджетов и хорошее самочувствие их национальных экономик.
Это же относится и к паре десятков других крупных нефтедобывающих государств. Однако они не имеют возможности оказывать весомое политическое и экономическое влияние на нефтяные цены и поэтому занимают пассивную позицию.
Еще один камень преткновения для мировых цен на нефть — сочетание "иранского" и "сирийского" факторов, которые угрожают стабильности поставок нефти на мировой рынок из Ближневосточного региона.
Рисковая ситуация усугубляется одновременным присутствием военных сил России, Ирана и западной коалиции на территории Сирии.
С другой стороны, официальный Тегеран уже неоднократно заявлял о возможности перекрытия прохода нефтяных танкеров через Ормузский пролив в ответ на недружественную политику США. Подобный сценарий означал бы невозможность поставок черного золота из Персидского залива, а это стало бы поводом для панического взлета нефтяных котировок.
Прогнозы
Надо признать, что среднесрочная атака США на нефтяные цены пока что оказалась успешной. За много месяцев до текущего момента Соединенные Штаты объявили о предстоящем возобновлении нефтяного эмбарго против Ирана.
Далее в США под предлогом необходимости компенсации выпадающих объемов добычи отменили запрет на экспорт сырой нефти и нарастили объемы суточной добычи до исторического максимума. Несколько крупных нефтедобывающих государств, включая Россию и Саудовскую Аравию, также увеличили текущие объемы добычи нефти под тем же предлогом.
Однако свежий пакет ограничительных мер против Ирана со стороны США неожиданно оказался компромиссным. Соединенные Штаты позволили ряду государств продолжить поставки нефти из Ирана. К ним относятся Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция. Немного позднее к этой группе присоединился Ирак.
Таким образом, в настоящее время мы имеем существенный прирост предложения углеводородного сырья на мировом рынке.
С учетом того, что в краткосрочном периоде невозможно регулировать объемы добычи нефти по технологическим причинам, сложившаяся ситуация сохранится на несколько месяцев.
Поэтому фьючерсы на нефть сорта Brent пока не имеют весомого потенциала для быстрого возврата к своему недавнему долгосрочному максимуму ($86 за баррель).
С другой стороны, от участников международного соглашения об ограничении уровня добычи нефти в формате ОПЕК+ ожидается принятие новых решений, которые позволят сдвинуть баланс мирового спроса и предложения в благоприятную для них сторону. Подобное решение может быть принято уже на ближайшем саммите ОПЕК, который состоится в начале декабря 2018 года.
С технической точки зрения, фьючерсы на нефть обоих эталонных сортов явно выглядят перепроданными в среднесрочном периоде. Поэтому в ближайшие недели от контрактов на нефть сорта Brent можно ожидать коррекционного восстановления в диапазоне $70–75 за баррель.
А потом – очередная схватка сырьевых "быков" и "медведей" за преобладающую среднесрочную тенденцию в нефтяных фьючерсах.