22 НОЯ, 13:34

Цена билета. Зачем Марокко высокоскоростные поезда?

МАМЕД-ЗАДЕ Первин
Руководитель представительства ТАСС в Королевстве Марокко

Первин Мамед-заде — о том, поможет ли новая железнодорожная магистраль развивать туризм и экономику в регионе

В Марокко открылась высокоскоростная железнодорожная магистраль. Она соединила два крупных экономических центра — главный город севера страны Танжер и финансовую столицу Касабланку. Отныне расстояние между ними можно преодолеть всего за 2 часа 10 минут вместо прежних 4 часов 45 минут. При этом большую часть пути состав сможет ехать со скоростью 320 км/ч. Но не все в Марокко с восторгом восприняли событие.

Церемонию запуска поезда в Танжере открыли король Мухаммед VI и президент Франции Эмманюэль Макрон. Они и стали первыми пассажирами — съездили на поезде в административную столицу Марокко — Рабат.

Многие в Марокко называют начало работы магистрали "знаковым, историческим событием, подчеркивающим эффективность экономического курса страны, а также тесный характер сотрудничества между Рабатом и Парижем".

Бурак

Предполагается, что открытый участок железной дороги станет в недалеком будущем частью разветвленной транспортной сети, которая соединит не только все крупнейшие города королевства, но и, быть может, распространится на регион Арабского Магриба.

В связи с этим весьма символично название высокоскоростного поезда — "Бурак", которое придумал сам Мухаммед VI.

В исламской мифологии так зовут почитаемое правоверными крылатое животное, изображаемое, как правило, в виде лошади с головой человека.

Считается, что именно на нем пророк Мухаммед совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим, а затем посетил небо и райские кущи.

Кроме того, слово "бурак" переводится с арабского языка как "сверкающий", "сияющий" или "молниеносный", что отсылает к скорости, стремительности и быстрому перемещению в пространстве.

Так, для миллионов марокканцев современный высокоскоростной поезд должен стать своего рода символом развития экономики, на всех парах устремившейся в инновационное будущее.

Противники

Еще на стадии инженерного проектирования и на начальном этапе строительства в Марокко вспыхнули ожесточенные споры между сторонниками и противниками магистрали. Последние усомнились в целесообразности выделения огромных денег. Зачем, если в королевстве давно и успешно функционирует обычная железная дорога, связавшая основные регионы, не считая южные провинции и горные районы?

Критики проекта, объединившиеся в сообщество Stop TGV ("Стоп высокоскоростному поезду"), упрекнули власти в желании "создать красивую витрину за счет игнорирования других, более важных для общества проблем".

Они, в частности, призывали правительство потратить средства не на дорогостоящий высокоскоростной поезд, чья рентабельность вызывает большие вопросы, а на расширение уже существующих железнодорожных путей, прокладку автотрасс в отдаленных провинциях или поддержку образовательных программ.

Кто-то даже подсчитал, что за деньги, вложенные в проект, в королевстве можно было бы построить 25 тыс. школ в деревнях или проложить 16 тыс. км дорог в сельской местности.

Кроме того, скептиками всячески подсвечивалась политическая подоплека огромного для марокканских реалий контракта. Дескать, Рабат согласился на не самую приоритетную сделку для поддержания на необходимом уровне тесных отношений с Парижем, которому важно сохранять зримое присутствие в зоне своих традиционных интересов в Североафриканском регионе.

Польза

Впрочем, в стане сторонников железнодорожного проекта также не скупятся на аргументы.

По их мнению, запуск нового поезда непременно усилит связи и увеличит объемы товарооборота между наиболее развитыми регионами Марокко, выросшими соответственно вокруг Танжера и Касабланки. А также даст новый импульс развитию туризма, гостиничного бизнеса и других перспективных направлений экономической деятельности.

Вдобавок к этому, уверяли они, высокоскоростной поезд "Бурак" значительно повысит мобильность населения и укрепит безопасность дорожного движения.

Попутно делались реверансы в сторону экологов: чиновники заверили, что запуск ВЖМ позволит избежать выброса в атмосферу Марокко 20 тыс. тонн углекислого газа в год.

Одновременно с этим сторонники не скрывают большую значимость проекта для улучшения международного имиджа Марокко: запуск высокоскоростной железнодорожной магистрали мирового уровня, считают они, поможет подтвердить статус королевства как модернизирующейся, стабильно развивающейся страны XXI века, способной реализовывать высокотехнологичные планы и привлекать большие деньги зарубежных инвесторов.

Позиция правительства

Несмотря на волну критики, правительство заняло твердую позицию и за семь лет реализовало масштабный проект.

Любопытно, что кардинально сменить гнев на милость пришлось даже умеренным исламистам из Партии справедливости и развития (ПСР), которые осенью 2011 года одержали убедительную победу на парламентских выборах и после перешли из оппозиции в кабинет министров.

Как утверждали лидеры ПСР, после прихода в исполнительную власть им стали известны выгодные для Марокко условия финансирования проекта, обошедшегося в общей сложности более чем в 2 млрд евро.

Около половины от всей суммы предоставила Франция, а оставшиеся средства выделило марокканское правительство и фонды, связанные с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Кувейтом.

В Национальном управлении железных дорог (НУЖД) Марокко утверждают, что запущенная по маршруту Танжер — Касабланка магистраль стала одной из самых дешевых в мире.

Километр пути обошелся примерно в 8,5 млн евро, в то время как в Европе такое же расстояние обходится в 15−20 млн евро. И это при том, что в Марокко инженерам-строителям пришлось иметь дело с многочисленными природными препятствиями в виде грунта плохого качества, затопляемых районов и ветреных зон, а также прокладывать трассу в обход болотистых районов и рек.

В итоге все возникшие трудности были с честью преодолены, что, впрочем, сказалось на сроках сдачи работ — открытие высокоскоростной магистрали состоялось на три года позже, чем планировалось в момент начала строительства (осенью 2011 года).

И все же официальные лица сегодня стремятся акцентировать внимание общественности на выгодных сторонах проекта, позволившего Марокко, по меткому выражению руководства НУЖД, "первой из африканских стран вступить в клуб мировых наций, заполучивших собственную высокоскоростную железнодорожную магистраль".

Сомнения

Между тем к рентабельности проекта остаются вопросы. Ряд экономистов считают, что в ближайшие годы магистраль не принесет прибыли. В том числе из-за щадящей ценовой политики.

Так, стоимость билетов по маршруту Танжер — Касабланка будет варьироваться от 13 до 33 евро в зависимости от класса поездки и времени отправления поезда. Что, надо признать, вполне по карману представителям среднего класса королевства.

Делая цены доступными, по крайней мере на первых порах, власти стремятся следовать в фарватере ими же заявленного курса.

Его не раз озвучивали в национальном железнодорожном управлении, и звучит он так: "Магистраль предназначена не для богатых клиентов или для иностранцев, она сделана и задумана марокканцами для марокканцев".

Согласно обнародованным планам, после трех лет эксплуатации высокоскоростным поездом ежегодно будут пользоваться около 6 млн пассажиров.

Если проект окупится и правительство снова сумеет найти инвесторов, то ветка Танжер — Касабланка станет частью будущей крупной высокоскоростной железнодорожной сети длиной 1500 км, которая ориентировочно к 2035 году должна будет включить в себя две магистрали — "Атлантическую" (Танжер — Касабланка — Марракеш — Агадир) и "Магрибинскую" (Рабат — Фес — Уджда).

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги