"Человек, генерировавший идеи". Как Наталия Филева изменила отрасль авиаперевозок в России
Александр Фридлянд — о том, какой он запомнил женщину, во многом изменившую российскую отрасль авиаперевозок и трагически погибшую накануне
Я знаю Наталию еще с тех времен, когда она в нашем университете защищала кандидатскую диссертацию, где-то на рубеже 1990-х и 2000-х годов. Она была очень творческим человеком, и задачи, которые она ставила перед собой и своими сотрудниками, были нетривиальными. Надо сказать, что Филевы, как высококлассные отраслевые профессионалы, всегда стремились быть успешными, лучшими.
Мне многократно довелось с ней общаться, потому что она была человеком, который генерировал идеи и умел ценить идеи других. Была открыта для их обсуждения с другими специалистами, представляли ли они науку или производство. При этом она была прагматично нацелена на повышение эффективности авиатранспортной отрасли. Она была замечательным человеком и по профессиональным, и по своим человеческим качествам.
Ищущий и эффективный человек
Когда мы говорим про бизнес Наталии и Владислава Филевых, то надо иметь в виду, что это далеко не одна авиакомпания "Сибирь", а группа компаний S7. В нее входят две авиакомпании ("Сибирь" и "Глобус"), а также лучший в стране инженерный холдинг S7. На трех базах (Толмачево, Домодедово и Минеральные Воды) он занимается техническим обслуживанием и ремонтом авиатехники, а также авиационного оборудования и агрегатов.
Развивается много инфраструктурных проектов, связанных с авиационным бизнесом, появился также авиакосмический бизнес — проект "Морской старт" — плавучий космодром для запуска ракет из акватории Тихого океана.
Группа авиаперевозчиков S7 — это второй по масштабам авиаперевозчик в стране, уступающий по объемам только "Аэрофлоту". Среди частных авиакомпаний S7 Group — на первом месте. Это — лидер.
Подобный размах бизнес-интересов и достижений говорит о том, что как Наталия, так и Владислав Филевы — личности творческие, ищущие, эффективные. Мне трудно их разделить, так как действовали они очень гармонично, практически идеально дополняя друг друга, но при этом оставаясь очень разными. Их эффективность и связана с тем, что они разные. Каждый из них в той или иной сфере бизнеса уникален как управленец и генератор идей, и, дополняя друг друга, они неизменно получали великолепный эффект.
Когда они развивали свою авиакомпанию на старте, то это была одна из многих западно-сибирских компаний, базирующаяся в Новосибирске. Пожалуй, у них было на старте немного больше Ту-154М, чем у остальных региональных перевозчиков. Однако они проделали огромный путь от небольшой провинциальной авиакомпании до успешного лидера отрасли. Это произошло при непосредственном лидерстве Филевых.
Испытание кризисом
Был период во второй половине 2000-х годов, когда на фоне достигнутых менеджментом серьезных темпов роста и в условиях нестабильности на авиатранспортном и финансовом рынках авиакомпания оказалась в сложной финансовой ситуации. Крупный пакет акций авиакомпании был вынужденно заложен в банке. Выход из кризиса потребовал от Филевых высочайшего профессионализма и человеческого мужества. И здесь их творческий характер позволил не только выйти на новый восходящий этап развития авиабизнеса, но и сформировать его новую философию и бизнес-модель. Глубокое понимание специфики рисков российского авиатранспортного бизнеса, особенно в кризисные периоды, и накопленный собственный опыт привели к построению новой посткризисной модели бизнеса, где темпы развития базировались на крепком финансовом каркасе и с его учетом ограничивались в целях обеспечения эффективности и устойчивости.
Наталия Филева щедро делилась с коллегами по отрасли своими знаниями, и если бы некоторые авиационные руководители внимательно к ним в свое время прислушались, то такие авиакомпании как "Трансаэро" и "Вимавиа" существовали бы до сих пор. В этом отношении Наталия и Владислав Филевы выходили с важнейшими идеями и Наталии, конечно же, будет очень не хватать.
В начале 2000-х годов у многих была уверенность, что самый прибыльный и перспективный авиационный бизнес — это чартерные перевозки (в основной массе — за границу). Однако после кризисов в российской экономике и нашей отрасли стало понятно, что в периоды нестабильности первыми теряются объемы перевозок именно на рынке чартеров. В то же время рынок регулярных рейсов, намного менее прибыльный, чем чартеры, является в такие периоды более стабильным. Филевы это поняли и реализовали одними из первых в отрасли, сделав ставку на регулярное авиасообщение.
Защита интересов авиатранспортной отрасли
Наталия Филева занималась серьезной лоббистской (в позитивном значении этого определения) работой в интересах всей отрасли, а не одной своей компании. Она возглавляла подкомиссию по вопросам авиации в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Там прорабатывались многие важные для отрасли проблемы и вопросы, готовились и апробировались законодательные предложения в интересах авиационного бизнеса и его потребителей.
Она умела концентрировать вокруг себя лучших отраслевых специалистов. Будучи настоящим отраслевым профессионалом и доброжелательным умным организатором, она умела находить и привлекать к работе других инициативных и творческих людей для нахождения и обоснования путей решения насущных вопросов развития авиатранспортной отрасли. Это была очень масштабная и важная работа. Сейчас непонятно, кто сможет заменить ее на этом месте.