7 ФЕВ, 10:36

Джокер, до свидания: Готэм по версии Харли Квинн в "Хищных птицах"

ХОДОВА Тамара
Кинокритик

Тамара Ходова — о нерешительной эмансипации Голливуда с помощью комиксов

Кто такая Харли Квинн? Для русскоязычной аудитории не так очевидно, что ее имя — это игра со словом "арлекин" (по-английски — harleyquin). А кто такой арлекин? По версии самой Харви — это слуга, который веселит и ублажает и абсолютно ничего собой не представляет без своего хозяина. В фильме "Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн" ей (и не только ей) предстоит понять, что она является не приложением к мужчине, а вполне хороша сама по себе. В этом и будет состоять ее эмансипация, о которой в адаптированном русском названии почему-то решили не упоминать.

Технически "Хищные птицы" — это спин-офф неоднозначного фильма "Отряд самоубийц" Дэвида Эйра, где Харли покидает отряд своего возлюбленного Джокера и отправляется в одиночное путешествие, хотя одиноким оно будет недолго. Закадровый голос героини с сильным бруклинским акцентом (в дубляже вы его, конечно, не услышите) сжато рассказывает нам предысторию: окончила Гарвард, пару раз неудачно влюблялась, устроилась в Лечебницу Элизабет Аркхем для душевнобольных преступников, влюбилась в своего пациента (Джокера), помогла ему сбежать и стала мозгом всех его безумных и незаконных операций. Потом она ему надоела, и они расстались.

Теперь она свободна и одинока, но что делать со своим новым социальным статусом, пока не очень понятно. Как-то раз после очередной пьяной ночи в баре она решает взорвать городской химический завод, где начался их роман, тем самым давая всему преступному миру понять, что она окончательно рассталась с шутником и балагуром Джеем и больше не находится под его защитой. Тогда весь город начинает на нее охоту — практически у каждого есть причина возненавидеть Харли, в том числе и у жеманного маньяка Романа, или Ромика, как ласково называет его Квинн, в исполнении Юэна Макгрегора. Вместе со своим напарником (неузнаваемый Крис Мессина) он обычно занимается тем, что тусит в клубах и отрезает людям лица.

Взрыв химического завода — один из многих импульсивных и необдуманных поступков Квинн. Она не очень склонна к рационализации и планированию. Настолько не склонна, что начинаешь задумываться, насколько она могла руководить делами Джокера, если не планирует свой день дальше покупки сэндвича с яйцом. Квинн вообще ненадежный рассказчик: повествование скачет с места на место или, точнее, от героини к героине. Постепенно в ее путаной истории возникает Черная Канарейка (Джерни Смоллетт), находящаяся в такой же зависимости от Романа, как Харли — от Джокера; загадочная мстительница с дурацким прозвищем Охотница (Мэри Элизабет Уинстэд); опытный детектив Рене Монтойя (Рози Перес), чьи заслуги постоянно присваивают мужчины; и начинающая преступница из неблагополучной семьи Кассандра Кейн. Все их сюжетные линии должны прийти к общему знаменателю в воодушевляющем финале, где они, такие непохожие друг на друга, объединяются в борьбе против мужчин, желающих им смерти. Символическое объединение действительно происходит, но не настолько ладно, как хотелось бы.

Режиссер Кэти Янь, дебютировавшая в 2018 году с драматической комедией “Мертвые свиньи”, хочет придать структуре фильма хаотичность сознания Харли Квин, которое в своей видимой беспорядочности все-таки подчиняется своей внутренней логике. Но несмотря на красоту задумки, ей не до конца удается обуздать своенравную героиню. В “Хищных птицах” много сюжетных дыр и глупых, лучше даже сказать наивных моментов

Взять хотя бы единоличный захват Квинн полицейского участка с помощью ружья, стреляющего блестками и краской. Экшен-сцены при этом поставлены очень красиво и эффектно, хотя и не без огромной доли художественной условности, на которую, в общем-то, постоянно приходится спихивать неправдоподобность сюжета большинства боевиков.

В противоположность угрюмому Готэму Кристофера Нолана в "Темном рыцаре", суровому городу Эйра в "Отряде самоубийц" и параноидальному и неприятному миру Тодда Филлипса в "Джокере" Готэм по версии Харли Квинн — цветастый, искрящийся и гораздо более приятный глазу. Она как бы распространяет свою индивидуальность на все вокруг, и стиль героини проявляется практически в каждой детали окружающего ее мира. Спасибо за это художнику-постановщику К.К. Барретту, работавшему над такими фильмами, как "Быть Джоном Малковичем", "Трудности перевода" и "Мария Антуанетта". 

“Хищные птицы” — визуально изобретателен, оригинален и становится глотком свежего воздуха после удушливого занудства мужчин. Использование анимации — тоже остроумная находка, отсылающая картину к ее прародителю комиксу

Сложно представить лучшую Харли Квинн, чем Марго Робби. Она настолько сливается со своим персонажем, что они кажутся единым целым. И от того обиднее, что ни режиссер, ни сценарист Кристина Ходсон в фильме, посвященном одной героине, не хотят копать глубже и по-настоящему рассказать нам о ней. Действия Квинн в "Хищных птицах" диктуются внешними обстоятельствами, а не ее внутренней волей, и мы так и не узнаем, кто она на самом деле, чего она хочет и почему. Хотя ее индивидуальность, так красиво обрамляющая визуальную составляющую фильма, и есть самое интригующее, что в нем есть.

Она не воспринимает происходящее всерьез и, несмотря на внешнюю игривость, то и дело метко проходится по разным стереотипам, будь то голливудские детективы, где копы ничего не могут сделать, пока их не отстранят, или карикатурность и предсказуемость Романа в качестве злодея, компенсирующего детские комплексы. Но почему остроумия сценаристов не хватает для того, чтобы увидеть удручающую стереотипность своего же мышления? Это очередная супергеройская картина, следующая традиционным законам этого жанра и не придумывающая ничего ни в сюжетном, ни в идейном смысле.

Фильм несколько раз ломает четвертую стену, но этого недостаточно для того, чтобы сделать его оригинальным. Также как и сам факт того, что всех героев меняют на героинь, не достаточен для того, чтобы стать источником вдохновения для женщин, которые его смотрят

Американские критики называют фильм "Хищные птицы" не иначе как empowering, то есть расширяющим права и возможности женщин. Я долго и упорно пыталась понять, как он расширяет мои права и каким образом вдохновляет меня быть сильной, независимой и эмансипированной. Но за внешней бравадой скрывается его абсолютная безыдейность. Да, мне приятно, что на экране стало больше женских персонажей и теперь они не приложения к мужчинам, а самостоятельные единицы, но мы уже давно прошли тот этап, когда этого было достаточно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru