Виновата шведская подлодка? Почему крушение парома "Эстония" будут расследовать еще раз
Евгений Антонов — о новой версии крупнейшего кораблекрушения на Балтике
Самое крупное кораблекрушение на Балтийском море в мирное время — катастрофа парома "Эстония" в 1994 году, в которой погибли 852 человека, — будет расследовано заново. Власти Эстонии, Финляндии и Швеции договорились об этом после того, как ознакомились с новыми обстоятельствами трагедии, обнаруженными съемочной группой телеканала Discovery, сказал эстонский премьер-министр Юри Ратас. Среди прочего следствию предстоит ответить на вопрос, могло ли стать причиной катастрофы столкновение парома со шведской подводной лодкой.
Шторм и визор
Построенный в ФРГ в 1979 году паром "Эстония" отправился из Таллина в свой последний рейс вечером 27 сентября 1994 года, взяв курс на Стокгольм. В 21:00 на море разразился сильный шторм, скорость ветра превышала 20 м/с, началась качка. Примерно в 1:30 ночи с судна было отправлено сообщение с просьбой о помощи. В условиях сильного шторма находившиеся поблизости паромы, а также суда береговой охраны Финляндии и шведские вертолеты смогли спасти лишь 137 человек из 989 находившихся на борту. Погибшие 852 пассажира и члена экипажа были гражданами 17 государств.
Созданная для расследования катастрофы комиссия установила, что около часа ночи из-за ударов встречных волн у парома не выдержали замки так называемой носовой аппарели (визора) — 50-тонной рампы, которая используется для схода на берег пассажиров, а также для заезда и выезда транспорта. Паром начал загребать воду, стал крениться вправо, в течение часа полностью лег на правый борт и ушел под воду в 35 километрах к юго-востоку от финского острова Утё, где опустился на глубину 70 метров.
Официальное расследование назвало наиболее вероятными причинами крушения тяжелые погодные условия на море, а также отрыв визора, что стало следствием конструктивных недостатков судна. В феврале 2009 года правительство Эстонии распустило комиссию по расследованию причин трагедии, но спустя 11 лет из-за находки документалистов канала Discovery создает ее заново.
Пробоина справа
Документальный фильм телеканала Discovery "Эстония": находка, которая меняет все" увидел свет 28 сентября, но говорить о себе лента заставила задолго до выхода. В течение дня 22 сентября эстонский премьер Юри Ратас нанес два блицвизита в Хельсинки и Стокгольм, где встретился со своими визави. Позднее выяснилось, что в ходе этих встреч обсуждалась ситуация с паромом. Утром 28 сентября премьеры трех стран выступили с совместным заявлением в связи с новыми обстоятельствами крушения парома "Эстония".
"Фильм содержит снятые в сентябре прошлого года кадры, запечатлевшие не замеченное ранее повреждение правого борта парома, — сказал Ратас. — На мой взгляд, это достаточно важная информация, истинность которой мы должны сначала установить, а затем найти ответы на все возможные вопросы".
В ходе работы над фильмом съемочной группе впервые удалось снять часть правого борта, на котором лежит паром. Это место ранее было недоступно для исследований, однако в результате смещения глины стало частично открытым. Именно здесь робот-водолаз обнаружил пробоину в корпусе высотой порядка 4 метров и шириной до 1,2 метра.
"Невозможно исключить, что повреждение сыграло свою роль в том, что судно затонуло", — заявил в фильме профессор Норвежского университета естественных и технических наук Йорген Амдал. Амдал полагает, что причиной пробоины стало повреждение, нанесенное судну извне. "Вопрос, который можно было бы себе задать, заключается в том, как это могло произойти, — говорит он. — Что стало причиной?"
Он считает, что повреждение было нанесено с силой, которая соответствует массе в 500–600 тонн. К такому результату могло бы привести столкновение с рыболовецким судном весом 1 тыс. тонн, которое идет со скоростью 4 узла (около 7 км/ч), либо с судном весом в 5 тыс. тонн на скорости в 1,9 узла, полагает специалист.
Неизвестный объект
Бывший генеральный прокурор Эстонии, глава комиссии по расследованию гибели парома "Эстония" в 2005–2009 годах Маргус Курм считает, что причиной катастрофы могло стать столкновение со шведской подводной лодкой.
"Крайне вероятно, что объект, с которым столкнулась "Эстония", действительно был подлодкой", — сказал он в интервью эстонской газете Postimees. "Вопрос в том, что эта подводная лодка делала на пути "Эстонии", — добавил он.
Маргус Курм утверждает также, что часть корпуса, где обнаружили пробоину, была видна и в 1994 году, когда начались первые исследования затонувшего парома. "Существует два варианта: во-первых, в 1994 году исследовать корпус парома не сочли нужным, — говорит он. — Второй вариант — повреждение зафиксировали, но не сообщили о нем общественности".
Курм не конкретизировал в интервью, когда у него появились эти подозрения и делился ли он ими с кем-то, когда возглавлял расследование гибели парома 11 лет назад.
О возможном столкновении парома перед крушением говорят и некоторые потерпевшие. Андерс Эриссон заявил в фильме, что после полуночи услышал "два очень сильных хлопка", а другой пассажир Карл Эрик Рейнтамм сказал, что судно шло по воде так, как будто пробиралось сквозь лед. Сразу после эвакуации с парома он заметил в воде белый объект длиной в несколько метров.
"Я никогда не служил в армии, я не имею представления, как выглядят подводные лодки в воде, — сказал он газете Postimees. — Было темно. Я понятия не имею, может ли подводная лодка выглядеть светлее, чем вода. Но паром явно на что-то наткнулся, чем еще можно объяснить звук, будто судно проезжает по льду?"
Министр финансов Эстонии, председатель входящей в правящую коалицию Консервативной народной партии Мартин Хельме предположил в своем Facebook, что власти Швеции скрыли истинные причины трагедии, поскольку, возможно, "речь шла о провале тайной операции и [столкнувшийся с паромом] крупный внешний объект был военным кораблем тех, кто ее проводил".
Новое расследование
Старший научный сотрудник Таллинского технического университета, инженер-кораблестроитель Кристьян Табри сомневается, что причиной кораблекрушения стала обнаруженная пробоина.
"Если бы там было отверстие, в которое втекло 600 тонн воды, сложно предположить, что кто-нибудь мог бы спастись", — заявил он в интервью порталу ERR.
По его мнению, пробоина возникла, когда паром упал на дно. "Судно весит 12 тыс. тонн, — сказал он. — Для образования такого отверстия необходимо около 500 тонн. Очевидно, что, если дно неровное, этого достаточно, чтобы появилась пробоина".
С этой версией согласен и другой бывший член комиссии по расследованию гибели парома "Эстония" профессор Яан Метсавеэр. Он считает, что пробоина, вероятно, появилась после столкновения парома с дном моря, но призывает изучить новые обстоятельства. "Почему это не обнаружили раньше, я сказать не могу", — отметил он.
Установить правду призвано новое расследование катастрофы, которое возглавит Эстония — под флагом этой страны ходил паром. Однако полноценное исследование затонувшего в международных водах в экономической зоне Финляндии корабля может оказаться непростой задачей.
В 1995 году Финляндия, Швеция и Эстония подписали договор, который запрещает погружение к останкам судна, чтобы не потревожить прах погибших. Режиссер созданного в Норвегии фильма о трагедии "Эстонии" Хендрик Эвертссон нарушил этот договор, после чего оказался фигурантом расследования в Швеции и вскоре предстанет перед судом.
Но глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу уверен, что исследование судна можно провести и в рамках существующего законодательства. "По моей оценке, провести техническое расследование, не нарушая покой захоронения, вполне возможно, — сказал он. — Договор не исключает проведение технического расследования".
Конкретный план действий по исследованию новых обстоятельств катастрофы Государственная канцелярия Эстонии должна представить правительству в ближайшее время.
Режиссер фильма Хендрик Эвертссон избегает предположений о том, что стало причиной пробоины в корпусе судна, но надеется, что новое расследование, которого так давно добивались родственники погибших, прольет свет на все обстоятельства трагедии.