Коронавирусный кризис в мировой экономике сменился циклическим
Михаил Ханов — о том, какие факторы будут влиять на курс рубля, нефтяные цены, а также перспективы мировых фондовых рынков в ближайшее время
Середина 2020 года стала временем восстановления мировой экономики после ее неожиданного резкого торможения, случившегося на фоне глобальной вспышки коронавируса COVID-19. Это восстановление все еще остается неуверенным, что находит свое отражение в нестабильной динамике ключевых фондовых рынков и цен на биржевые товары. Вместе с тем на мировые финансовые рынки оказывают влияние не только последствия коронавируса.
Надо признать, что указанный фактор постепенно становится всего лишь одним из тревожных компонентов современной картины мира. В более широком смысле можно констатировать тот факт, что глобальная экономика погрузилась во вполне закономерное состояние циклического кризиса, который происходит примерно раз в десятилетие. Мы еще помним весьма серьезные потрясения, случившиеся в 1998 и 2008 годах, которые все же закономерно сменялись периодами экономического роста. По-видимому, выход из очередного экономического спада будет происходить во вполне сопоставимые с предыдущими кризисами сроки.
Скорее всего, острая фаза текущего циклического кризиса уже завершилась к середине года. Беспрецедентные карантинные меры по всему миру способствовали тому, что он начался и развивался скоротечно. Теперь же, согласно экономической теории, нам предстоит пережить достаточно длительный период стагнации, постепенно перерастающей в оживление. В приложении к финансовым рынкам это означает, что сейчас пришло время избирательного подхода к инструментам инвестирования и спекуляций.
Конечно, на фондовом и сырьевом рынках почти всегда имеются "истории роста". Речь идет о том, что они пока еще не находятся в "бычьей фазе", которая нередко прощает участникам биржевых торгов многие ошибки. Образно говоря, свежий лед, по которому они ходят, пока еще опасно тонок.
Однако стоит перейти к конкретике. Рассмотрим основные тенденции на значимых для российских инвесторов и спекулянтов рынках. В этом плане максимальный интерес для них традиционно представляет среднесрочная динамика курса отечественной валюты, цены на нефть, а также перспективы локального фондового рынка и рынка акций США.
Ключевым фактором, который способен оказать сильное влияние на все указанные активы, представляются приближающиеся президентские выборы в США. Они назначены на 3 ноября 2020 года. С этим событием в значительной мере увязан и вопрос об одобрении нового крупного пакета мер по поддержке американской экономики. Такое решение будет означать продолжение косвенной накачки ликвидностью фондового рынка США, а также поспособствует росту цен на углеводородное сырье.
Логика развития событий говорит в пользу того, что новый пакет стимулирующих мер в США все же будет одобрен в течение нескольких ближайших недель. Однако этот вопрос превратился в предмет ожесточенного политического торга перед выборами. Поэтому он продвигается с большим скрипом. В начале октября президент Дональд Трамп заявил о том, что он планирует принять новый крупный пакет мер по поддержке экономики лишь после победы на выборах. Несколько позднее он высказался в пользу ряда адресных решений для помощи домохозяйствам, авиакомпаниям и малому бизнесу. Но еще через несколько дней стало известно о том, что в Белом доме готовится новая дорогостоящая программа экономических стимулов на сумму порядка $1,8 трлн.
Следующая новостная развилка для рынков на ближайший месяц заключается в том, кто же именно станет новым президентом США. Ответ на этот вопрос становится все менее очевиден. История указывает на то, что победа на президентских выборах представителя одной из двух основных партий не оказывает однозначного влияния на фондовый рынок США. Скорее всего, завершение предвыборной неопределенности не станет стимулом для сильного сдвига фондовых индексов за океаном. Но оно вполне способно стимулировать заметный переток средств между различными секторами рынка акций.
Трамп сохранит свой экономический курс...
Сохранение президентских полномочий за Дональдом Трампом еще на четыре года можно будет трактовать как относительно благополучный исход для финансовых рынков. Это станет позитивным сигналом с точки зрения сохранения сложившегося на них положения вещей. В таком случае мы будем наблюдать выход североамериканской экономики из нынешнего кризиса через дальнейшее развитие высокотехнологичного производства и IT-технологий.
К слову, Илон Маск и основанная им компания Tesla уже сейчас производят и продают больше автомобилей, чем такой российский гигант, как АвтоВАЗ. В третьем квартале 2020 года Tesla поставила своим покупателям 139,3 тыс. электромобилей. За тот же период продажи автомобилей марки Lada составили немногим менее 95,4 тыс. штук.
Вместе с тем высокотехнологичная отрасль США не ограничивается лишь одним указанным предприятием. Переизбрание Дональда Трампа будет означать сохранение хороших долгосрочных перспектив роста стоимости акций таких компаний, как Apple Inc. (AAPL), Microsoft Corporation, NVIDIA Corporation, Adobe Inc., Oracle Corporation, Alphabet Inc., Facebook Inc., Amazon и ряда других.
...а вот Байден его отменит
В случае же победы на президентских выборах Джозефа Байдена будет весьма велика вероятность сворачивания "трампономики" и попыток возврата США к уже хорошо отработанному курсу на глобализацию экономики в неоколониальном стиле. От этого в большей степени выиграют "старые" североамериканские транснациональные корпорации и представители традиционных секторов экономики Соединенных Штатов. Позитивной оборотной стороной этих процессов станет завершение развязанных президентом Трампом международных торговых конфликтов с Китаем и Евросоюзом.
Особый интерес представляет вопрос о том, продолжат ли демократы в случае своего успеха на выборах текущий курс на активный экспорт из США сланцевой нефти и газа. Не будем забывать, что углеводороды все еще остаются стратегическим сырьем. Вполне возможно, что их поставки на внешний рынок начнут сокращаться под предлогом экологических соображений и курса на декарбонизацию. Такой сценарий будет означать новую смену баланса на мировом нефтяном рынке, что немаловажно для российской экономики.
Еще одной приметой текущего времени выступает рост политической нестабильности по всему миру, которая находит свое выражение в довольно серьезной протестной активности по итогам плановых выборов. Оба кандидата на пост президента США уже заявляли о готовности оспорить результаты предстоящего голосования. Будем надеяться, что дело не дойдет до серьезного внутриполитического кризиса. Но определенные риски для фондовых рынков в связи с этим все же имеются.
Что же касается среднесрочной монетарной политики ФРС, то здесь присутствует некоторая определенность. Федрезерв неоднократно давал понять, что низкая процентная ставка по федеральным кредитным средствам (federal funds rate) останется на текущем низком уровне 0–0,25% еще долгое время. В то же время речь про переход ставки ФРС в область отрицательных значений пока не идет. Но в любом случае Федеральная резервная система будет использовать все имеющиеся у нее возможности для стабилизации экономики и финансовых рынков.
Общая ситуация в мире
Стоит сказать пару слов и про текущие макроэкономические показатели в США и в мире. Они по вполне очевидным причинам остаются слабыми. Например, падение ВВП США по итогам второго квартала 2020 года составило целых 31,4%. Однако указанная оценка не очень пугает инвесторов и спекулянтов, ведь ключевые индексы американского рынка снова вплотную подошли к своим недавним историческим максимумам. В то же время в СМИ публикуется достаточно много оценок, указывающих на то, что недавний острый экономический спад оказался не столь масштабным, как это казалось ранее.
Косвенным признаком завершения острой фазы текущего экономического кризиса представляется и довольно сильный спад стоимости фьючерсов на золото от августовского исторического максимума. К середине октября они торгуются примерно на 7,5% дешевле недавнего рекордного значения. Контракты на серебро также растеряли существенную долю своего среднесрочного прироста.
Здесь мы вполне логично подходим к текущему состоянию нефтяного рынка. Надо признать, что усилия ряда крупных нефтедобывающих государств в формате ОПЕК+ приносят ожидаемый результат. После радикального весеннего падения и последующего отскока фьючерсы на нефть сорта Brent стабилизировались в диапазоне $39–47 за баррель. Едва ли указанный уровень можно назвать комфортным для российских бюджета и экономики. Но в сравнении с весенними минимумами их стоит оценивать как вполне приемлемые на горизонте в несколько месяцев.
Отметим, что текущий сезон тропических ураганов и штормов в нефтеносном районе Мексиканского залива не оказал заметной поддержки ценам на черное золото. Между тем у метеорологов США уже закончились запланированные ранее имена для ураганов, поскольку в текущем году их оказалось слишком много. Добавим, что мы уже достаточно давно не наблюдали периодических взлетов нефтяных котировок, которые случаются на фоне действительно тревожных новостей. Обычно они приходят из Ближневосточного региона.
Не секрет, что поступления от продажи сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов являются основным источником притока иностранной валюты в Россию. Вполне закономерное в нынешних условиях ослабление курса рубля существенно сдерживается механизмом бюджетного правила. Тем не менее среднесрочное падение курса отечественной валюты "съедает" потенциальную прибыль, которую способны генерировать рублевые активы. Об этом весьма красноречиво свидетельствует просадка российского долларового фондового индекса РТС на 24,8% с конца 2019 года по состоянию на 12 октября. Впрочем, рублевый индекс Мосбиржи за тот же период также просел на 6,5%.
Как обычно, дополнительное давление на курс рубля и рублевых активов оказывает и такой специфический страновой риск, как угроза ужесточения внешних санкций в отношении России в связи с целым рядом предлогов. Однако для российского рынка акций в среднесрочной перспективе не исключен и относительно благополучный сценарий. Он может быть связан с некоторым улучшением ценовой конъюнктуры на нефтяном рынке и с вероятным коррекционным укреплением курса российской валюты. В целом же в текущих условиях при инвестировании на локальном рынке акций остается актуальным избирательный подход.