26 октября 2020, 06:00
Мнение

"Качество детства" и права ребенка. Анна Кузнецова — о новом проекте

Анна Кузнецова рассказывает, как новая информационная система способна улучшить жизнь семей с детьми

Когда мы говорим о соблюдении прав детей и семей с детьми, обычно исходим из конкретных ситуаций, отдельных нарушений. Идем от частного к общему. Собираем картину из отдельных фрагментов, как пазл. А для этого нужно составить полное представление, как соблюдаются те или иные права детей в различных регионах. Не только права конкретного ребенка, а всех детей с учетом возрастных и иных особенностей. Эта информация важна для принятия грамотных управленческих решений. От которых, в свою очередь, зависит эффективность принимаемых мер, качество детской политики и, как следствие, реальная помощь ребенку, семье.

Разноречивая информация

В России около 20 ведомств занимаются вопросами семьи и детства. Но нет единого центра, который отвечал бы за координацию их действий, защиту интересов семей с детьми и повышение качества жизни несовершеннолетних граждан. Из-за этого порой возникает несогласованность в подходах к решению ключевых вопросов.

Но пока нет даже единого подхода к учету статистических данных, затрагивающих интересы детей, поставить точный диагноз вряд ли возможно. К примеру, по данным Следственного комитета РФ, количество самоубийств среди несовершеннолетних за четыре года увеличилось на 2,4% и составило в 2019 году 737 случаев. Однако, по данным Росстата, произошло снижение на 10%, в прошлом году ведомством зафиксировано 372 таких факта.

Расхождений немало: отличаются показатели по числу детей-инвалидов, случаев отобрания детей. Разные методики подсчета иногда не позволяли оценить реальное положение дел. Впрочем, на данном направлении удалось добиться положительных сдвигов: есть договоренность с Росстатом об унификации данных статистики для более точной оценки соблюдения прав детей в разных сферах — таких как образование, здравоохранение. Вместе с тем уполномоченные по правам ребенка регулярно сталкивались с проблемой отсутствия сведений, позволяющих выполнить комплексную оценку условий реализации прав и законных интересов несовершеннолетних в той или иной сфере детства.

Как получить более-менее объективную картину реализации прав детей? Готового рецепта, как оказалось, нет. Пришлось искать решение самостоятельно. Инициативу проявляет тот, кто заинтересован. Поэтому институт уполномоченных по правам ребенка занялся разработкой такого инструмента.

Многомерная модель

Работу над созданием проекта "Качество детства" мы начали около года назад. "Качество детства" представляет собой автоматизированную информационную систему с использованием технологий искусственного интеллекта. Эта система позволяет оперативно собирать, сопоставлять, объединять и анализировать разрозненные статистические данные министерств и ведомств. А еще — помогает отслеживать динамику процессов и делать прогноз развития ситуации как на региональном, так и на федеральном уровне.

Модель "Качества детства" — многомерная. Она учитывает множество критериев и включает около 500 показателей реализации прав несовершеннолетних, которые разделены по 11 направлениям. Среди них — права на охрану здоровья, образование, социальное обеспечение, доступ к безопасности и информационную безопасность и другие. Используются не только данные статистики, но результаты проводимых при нашем участии опросов родителей и детей. Устойчивая обратная связь с родительским сообществом давно стала непременным условием наших мониторингов качества и доступности инфраструктуры детства.

Уже проанализированы доступность и качество дошкольного и школьного образования. В настоящее время проводится мониторинг детских домов-интернатов, детально изучаются нарушения прав детей-сирот. Подробный анализ будет проведен и по другим направлениям.

"Качество детства" позволит не только узнать, как соблюдаются те или иные права детей, но и определить болевые точки. Узнать, где назревают проблемы, чтобы оперативно принять меры для устранения их причин. А затем проконтролировать, насколько эффективными эти действия оказались и к какому результату привели. Понять, насколько восстановлены нарушенные права детей в той или иной сфере в отдельно взятом регионе.

Можно провести аналогию с медициной. Прежде чем назначить лечение, нужно поставить точный диагноз. А для этого необходим комплексный анализ всех симптомов, которые наблюдаются у пациента, и результатов многих исследований. Ведь один и тот же симптом может указывать на различные причины. И лечение, назначенное без тщательного изучения всех сопутствующих факторов, вряд ли приведет к выздоровлению.

Проект "Качество детства" задумывали как инструмент в помощь детским омбудсменам. Но затем стало понятно, что он может оказаться ценным и полезным как для глав регионов, так и для тех ведомств, которые занимаются реализацией государственной политики в сфере детства.

К примеру, если в субъекте Российской Федерации отмечаются низкие показатели реализации права на доступность дошкольного образования, необходим детальный анализ параметров, из-за которых сложилась такая ситуация. Эти показатели определяются с учетом множества факторов, среди которых — фактическое наличие мест в детских садах (в том числе частных), численность детей, которым предоставлено место в дошкольном учреждении, стоящих в очереди и не охваченных образовательными услугами, а также время, которое требуется родителям, чтобы отвести ребенка в детский сад, и другие.

На первый взгляд, при низких показателях реализации права на доступность дошкольного образования напрашивается решение открывать новые дошкольные учреждения. Однако на самом деле могут потребоваться другие решения проблемы, при поисках которых нужен гибкий подход. Что, если мест в детских садах действительно не хватает, но не в городах региона, а в селах, где есть по десять — пятнадцать малышей? Строить для них детский сад вряд ли станут. Значит, нужно продумывать другие варианты.

Это только один пример. А есть и другие, более многомерные показатели, которые рассчитываются на основе более чем ста параметров, включая мнение родителей детей по тому или иному вопросу.

Задачи проекта

Проект "Качество детства" нужен не для создания рейтингов регионов. Классик заметил: в России две беды… Применительно к теме детства можно сказать: это "рабочие группы" и "дорожные карты", когда ими подменяют конечный результат. "Качество детства" — это механизм поиска эффективных решений проблем в сфере детства. Его задача — во-первых, увидеть проблемные места, на которых следует заострить внимание заинтересованных структур для принятия необходимых мер. Сделать выводы о тех или иных тенденциях в сфере детства. Во-вторых, проследить развитие ситуации, чтобы выяснить: насколько принимаемые меры эффективны и как восполняется ли тот или иной пробел. В-третьих, понять, какие меры наиболее действенны. "Дорожными картами" тут не поможешь. Предложить успешный опыт устранения проблем в сфере детства другим регионам. Сформировать предложения, направленные на укрепление благополучия семьи и формирование единой государственной политики. Все вместе приводит нас к ключевой цели проекта — улучшению качества жизни семей с детьми.

"Качество детства" — только в начале пути. Оценить эффективность проекта будет возможно лишь после нескольких лет практического применения. Но мы не боимся идти вперед, понимая, насколько разрабатываемый нами механизм важен и нужен для семей с детьми и будущих поколений. В такой огромной стране, как Россия, дети должны иметь равные права, условия и возможности. Ресурс для движения к этой цели заложили поправки в конституцию, защищающие интересы семьи и ребенка.