2 ИЮН, 17:36 Обновлено 18:47

Козак считает, что обострение в Донбассе в начале года имеет рукотворный характер

Также отказ Киева от взаимодействия с Донбассом - причина того, почему переговоры шесть лет находятся в тупике, полагает замглавы администрации президента России

МОСКВА, 2 июня. /ТАСС/. Обострение в Донбассе в начале года имеет рукотворный характер и связано попытками Украины увязать политические вопросы с перемирием. Об этом заявил замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак в среду в интервью телеканалу "Россия-24".

"Украина пытается увязать политические вопросы с перемирием. И то обострение, которое произошло в январе, феврале, марте, очевидно, рукотворное. Оно имеет свои причины - и внутриполитические, и внешнеполитические". "Сегодня по тем наблюдениям, которые у нас есть, совершенно очевидно, что инициирование этих обстрелов происходит с подконтрольной Киеву территорий. Значит, это рукотворная история", - подчеркнул Козак.

Он отметил, что была достигнута договоренность о "прекращении всяческих недружественных действий" в Донбассе, однако в действительности этого не произошло, а украинская сторона заговорила о необходимости изменения "нормандского формата" (Россия, Украина, Германия, Франция) для урегулирования кризиса на Украине. "В феврале, видимо, решили обострить ситуацию для того, чтобы привлечь в "нормандский формат" США, Великобританию. А теперь в заявлении [президента Украины Владимира] Зеленского - весь ЕС", - отметил Козак.

Руководитель российской делегации на переговорах по Донбассу на уровне советников лидеров "нормандской четверки" также подчеркнул, что в тот же период времени было отмечено значительное падение популярности правящей в Украине партии. "Тогда же наблюдалось существенное падение рейтинга правящей политической партии и самого Зеленского. Поскольку обещания о мире не было выполнено, нужно было консолидировать украинских избирателей, украинских граждан. Вот и началось это обострение", - подчеркнул Козак.

Причина тупика в переговорах

Отказ Киева от взаимодействия с Донбассом - фундаментальная причина того, почему переговоры шесть лет находятся в тупике, полагает он.

"Киев не устраивает одно, что они должны взаимодействовать с представителями Донбасса. Это основная проблема, которую пытаемся решить и в контактной группе [по урегулированию ситуации в Донбассе]. Из-за этого все вопросы стоят, находятся в тупике и вопросы перемирия, и реализация этого механизма (в Донбассе с 27 июля 2020 года действуют дополнительные меры по контролю за перемирием, которые были согласованы участниками контактной группы - прим. ТАСС), который обеспечивает это перемирие, и политические вопросы, гуманитарные, экономические. <...> Это фундаментальная причина, почему шесть лет мы находимся в тупике", - заявил он.

Пересмотр минских соглашений

По его словам, Украина должна обратиться в Совет Безопасности ООН и провести переговоры с представителями Донбасса, если хочет поднять вопрос о пересмотре минских соглашений.

Он напомнил о заявлениях Зеленского и других украинских официальных лиц о желании пересмотреть минские соглашения. "Но если вы так считаете, хорошо, вносите официальное предложение", - сказал Дмитрий Козак.

"Надо идти в Совет Безопасности [ООН], инициировать пересмотр резолюции Совбеза ООН. Надо идти на Донбасс, потому что по минским соглашениям второй стороной, с которой нужно договариваться, являются представители Донбасса, и для того, чтобы пересмотреть их [минские соглашения], тоже придется с ними вести диалог", - сказал заместитель главы администрации президента России.

Дмитрий Козак отметил, что представители Украины, несмотря на заявления о своем желании пересмотреть минские соглашения, не ставят вопрос об этом официально на уровне Совбеза ООН. Он добавил, что на переговорах в "нормандском формате" и в контактной группе украинская сторона также заявляет о своей приверженности минским соглашениям. Противоречивые заявления Киева не способствуют укреплению доверия на переговорах об урегулировании конфликта в Донбассе, полагает замглавы администрации президента России. "У нас нет предмета для разговоров, потому что они все, ОБСЕ, Россия, представители Донбасса, придерживаются одной позиции, что мы урегулируем все вопросы мирным путем на основе минских соглашений", - подчеркнул Козак.

Минские соглашения 2015 года лежат в основе мирного урегулирования конфликта в Донбассе. Они предполагают не только прекращение огня, отвод вооружений, амнистию, возобновление экономических связей, но и проведение глубокой конституционной реформы на Украине, результатом которой должна стать децентрализация власти с учетом особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Киев в последнее время неоднократно заявлял о желании пересмотреть минские соглашения, в том числе в части возвращения Украине контроля над границей и проведения местных выборов. Между тем власти Донецкой и Луганской народных республик неоднократно отмечали, что "Минск-2" остается безальтернативной базой для продолжения поисков путей урегулирования на Украине и не подлежит каким-либо изменениям. Такой же точки зрения придерживается и Россия, выполняющая роль посредника на переговорах.

Позиции ФРГ и Франции

Козак выразил сожаление в связи с позицией коллег из ФРГ и Франции, которые на шестой год переговоров не могут определиться, кто является сторонами конфликта в Донбассе, хотя об этом четко сказано в минских соглашениях. "Мы не можем ответить на этот вопрос, это сложный политический вопрос. Нужно собрать саммит глав государств и правительств "нормандского формата", чтобы они сами определились", - привел он ответ западных коллег на заданный им во время последних контактов прямой вопрос на эту тему.

"И это на шестой год после заключения минских соглашений, после всех заявлений и, как минимум, трех саммитов глав государств, - с сожалением отметил Козак. - Совет Безопасности ООН одобрил эти меры [минские соглашения]. Все подтверждают, что мы привержены минским соглашениям. И на шестой год такое заявление - мы не в состоянии этого сделать. А это политсоветники глав государств, это представители МИД всех четырех государств - участников "нормандского формата" не могут ответить на простой и понятный вопрос, который черным по белому прописан и в минских соглашениях, и в свежем соглашении, которое было достигнуто в июле прошлого года о перемирии".

В этой связи замруководителя администрации президента РФ еще раз обратил внимание на то, что в минских соглашениях нет ни одного упоминания России как стороны конфликта. "Одно упоминание российско-украинской границы и то после урегулирования на 99%, после выборов (РФ должна передать Киеву контроль над границей в Донбассе - прим. ТАСС)", - подчеркнул он.

Открытый характер переговоров

По словам Козака, Россия добивается того, чтобы переговоры по урегулированию на востоке Украины и в контактной группе, и в "нормандском формате" носили максимально открытый характер. "Мы уже давно добиваемся того, чтобы и переговоры в контактной группе, и переговоры в "нормандском формате" были максимально открыты, чтобы общественность, прежде всего граждане Украины, которые являются основными бенефициарами этих переговоров и граждане России, Германии и Франции, которые тоже заинтересованы в урегулировании этого вопроса, являются непосредственными участниками, - чтобы они знали позицию всех стран. До сих пор нам не удается пробить эту позицию", - сказал он.

Он отметил, что в данном случае закрытость переговорного процесса идет ему во вред. "Дипломатические переговоры - это такие давние дипломатические традиции. Но они во вред переговорам: не стимулируют к дисциплине, к обязательности выполнения этих договоренностей. Словесное оформление всех переговоров, отсутствие письменной процедуры, ведения переговоров, внесение предложений, отсутствие публичности не позволяют оценить, о чем все-таки мы в течение шести лет с момента подписания минских соглашений, семи лет с момента создания "нормандского формата", о чем мы там говорим и не имеем никаких практически результатов", - пояснил Козак.

"Украинская сторона тоже занимает такую сродни известной болезни - раздвоение личности - позицию. С одной стороны, "мы за строгую конфиденциальность", но стоит только дверь закрыть, выходят за дверь и рассказывают всем, не зависимо от результатов переговоров, что "мы сегодня и в контактной группе в "нормандском формате", мы сегодня вместе с нашими коллегами с Германией и Францией и вместе с ОБСЕ противостояли неконструктивной позиции России, мы такие героические поступки совершали". И свою интерпретацию выдают, проливают на головы несчастных украинских граждан, которые в неведении находятся, что произошло на самом деле, что было, о чем кто говорил", - добавил он.

Основой урегулирования конфликта в Донбассе является комплекс мер по выполнению минских соглашений, подписанный участниками контактной группы 12 февраля 2015 года. Документ, помимо прекращения огня и отвода вооружений, предусматривает проведение на Украине глубокой конституционной реформы, результатом которой должна стать децентрализация власти с учетом особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а также проведение выборов в этом регионе.

Так называемый нормандский формат переговоров по Украине существует с июня 2014 года. Тогда в ходе празднования 70-летия высадки войск союзников в Нормандии лидеры России, Украины, Франции и Германии впервые обсудили урегулирование конфликта в Донбассе. С тех пор состоялся ряд телефонных бесед и встреч на высшем уровне, а также контактов министров иностранных дел.

Читать на tass.ru
Теги