Чайка предложил регистрировать НКО "иностранными агентами" на основании решения судов
"Признаки политической деятельности и подтвержденное документацией НКО иностранное финансирование выявлены у 215 некоммерческих организаций", - заявил генпрокурор
МОСКВА, 29 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Генеральный прокурор России Юрий Чайка предлагает регистрировать некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа, "иностранными агентами" на основании решения судов, а не только по заявлению самих НКО.
"Признаки политической деятельности и подтвержденное документацией НКО иностранное финансирование выявлены у 215 некоммерческих организаций. По состоянию на конец прошлого года прокурорами установлено 24 НКО, прямо подпадающих под действие законодательства об иностранных агентах", - сказал Чайка, выступая в Совете федерации.
По мнению генпрокурора, "все точки должен расставить законопроект, расширяющий полномочия Минюста и Генпрокуратуры, позволяющие включать НКО в список "иностранных агентов" не только на основании заявления, но и на основании судебного решения".
В статусе "иностранного агента"
Закон об НКО - "иностранных агентах" был принят летом 2012 года. Согласно ему, некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, обязаны принимать статус "иностранных агентов", они будут включены в специальный реестр. Однако фактически вступление в реестр является добровольным, на настоящий момент в нем значится лишь одна организация.
В России как "иностранный агент" зарегистрирована только одна НКО - некоммерческое партнерство "Содействие развитию конкуренции в странах СНГ" получило данный статус в июне 2013 года. Весной 2013 года прокуратура признала "иностранными агентами" "Голос", "Мемориал" и "Общественный вердикт", представители организаций обжаловали действия надзорного ведомства в суде.
За нарушение требований закона предусмотрены серьезные санкции. За непредставление или несвоевременное представление некоммерческой организацией, имеющей статус иностранного агента, необходимой информации в курирующий ее госорган сумма штрафа составит от 10 тыс. до 30 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 тыс. до 300 тыс. руб. - для юридических. В случае, если НКО - "иностранный агент" продолжает работать, несмотря на решение о приостановке деятельности организации, наказание определено в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для организаторов работы НКО, для ее участников - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
"Злостное уклонение" от предоставления документов для включения в реестр карается штрафом в размере до 300 тыс. руб., либо обязательными работами на срок до 480 часов, "либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок".
Конституционный суд: закон не противоречит Конституции
Нормы закона неоднократно подвергались критике со стороны правозащитных организаций.
О необходимости скорректировать закон неоднократно заявлял Совет по развитию гражданского общества и правам человека. Совет предлагал заменить в законе термин "иностранный агент" на "организация, получающая средства от иностранных источников".
Замначальника аналитического управления аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Виктор Михайлов в свою очередь отмечал, что многие понятия закона несут в себе неопределенность, например, вид и размер зарубежного финансирования. Не менее расплывчатым и неточным является понятие "участие в политической деятельности". По мнению эксперта, положения закона позволяют отнести к политической практически любую общественную деятельность.
8 апреля Конституционный суд РФ постановил, что закон об НКО - "иностранных агентах" не противоречит Конституции, но штрафы по нему должны быть изменены.
В своем постановлении Конституционный суд отметил, что любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент" отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишены конституционно-правовых оснований. Согласно вердикту КС, такой термин не несет негативного смысла и не дискредитирует организацию. Выделение таких НКО, по мнению КС, направлено на соблюдение значимых публичных интересов и соблюдение государственного интереса.