САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Максим Ничипоренко/. Судья Конституционного (КС) суда РФ Владимир Ярославцев выступил с критикой вынесенного на прошлой неделе решения КС, которое признало закон об НКО - "иностранных агентах" соответствующим Основному закону страны. Соответствующее особое мнение опубликовано на сайте КС.
Решение КС
На прошлой неделе КС постановил, что закон не противоречит Конституции, но штрафы по нему должны быть изменены. В постановлении КС отметил, в частности, что любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент" отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишены конституционно-правовых оснований, такой термин не несет негативного смысла и не дискредитирует организацию. Выделение таких НКО, по мнению КС, направлено на соблюдение значимых публичных интересов и соблюдение государственного интереса.
КС руководствовался тем, что оспариваемые нормы не предполагают вмешательства государства в определение организациями приоритетов деятельности, устанавливают уведомительный порядок регистрации, не препятствуют финансированию из зарубежных или российских источников и исходят из презумпции законности деятельности НКО. При этом КС указал, что размер штрафов, предусмотренный законом для физических и юридических лиц, противоречит Конституции, поскольку не позволяет назначать наказание ниже низшего предела. В связи с этим суд считает, что в Кодекс об административных правонарушениях должны быть внесены соответствующие изменения.
Мнение судьи Ярославцева
"Полагаем, что законодательная конструкция некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, предполагает негативную оценку такой организации со стороны государства, рассчитана на формирование отрицательного отношения к осуществляемой ею политической деятельности и тем самым может восприниматься как проявление недоверия или желания дискредитировать такую некоммерческую организацию и (или) цели ее деятельности", - указал Ярославцев в своем особом мнении.
Также Ярославцев согласился с мнением заявителей по делу, считающих, что в термине "политическая деятельность" содержится неопределенность. "Практика применения этого законоположения показывает, что правоприменительные органы руководствуются широким понятием термина "политическая деятельность", которое включает в себя различные виды общественной деятельности", - указал он.
Также он считает, что норма нарушает принципы свободы объединения и свободы выражения мнения, поскольку они не могут быть полноценно реализованы без возможности для объединений свободно привлекать средства из не запрещенных законом источников. Кроме того, обратил внимание Ярославцев, закон позволяет признать НКО "иностранным агентом" даже в том случае, если она является получателем санкционированного государством гранта. Ярославцев считает, что что закон об НКО противоречит и ряду других конституционных принципов.
Закон об НКО - "иностранных агентах"
Закон об НКО - "иностранных агентах" был принят летом 2012 года.
Согласно ему, некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, обязаны принимать статус "иностранных агентов", они будут включены в специальный реестр. За нарушение требований закона грозят серьезные санкции. Так, за непредставление или несвоевременное представление некоммерческой организацией, имеющей статус "иностранного агента", необходимой информации в курирующий ее госорган, сумма штрафа составит от 10 тыс до 30 тыс рублей для должностных лиц и от 100 тыс до 300 тыс рублей - для юридических.
Если же НКО - "иностранный агент" продолжает работать, несмотря на решение о приостановке ее деятельности, наказание определено в размере от 30 тыс до 50 тыс рублей для организаторов работы НКО, для ее участников - от 3 тыс до 5 тыс рублей. "Злостное уклонение" от предоставления документов для включения в реестр карается штрафом в размере до 300 тыс рублей либо обязательными работами на срок до 480 часов, "либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок".
Во время рассмотрения законопроекта об НКО - "иностранных агентах", а также по фактам его применения его нормы неоднократно подвергались критике со стороны правозащитных организаций. Так, о необходимости скорректировать закон, в частности, содержащиеся в нем определения, неоднократно заявлял Совет по развитию гражданского общества и правам человека. Совет в том числе предлагал заменить в законе термин "иностранный агент" на "организация, получающая средства от иностранных источников".