МОСКВА, 25 июля. /ИТАР-ТАСС/. Стратегическая атомная подводная лодка проекта 955 "Владимир Мономах" завершит программу государственных испытаний в море 26 июля. Об этом в интервью ИТАР-ТАСС сообщил генеральный директор ОАО "ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит.
"Заводские ходовые испытания корабль завершил 5 июля, на 26 июля запланировано завершение государственных испытаний, затем - дополнительные выходы и ревизия, окончательная отделка корабля", - сказал он.
Вильнит напомнил, что эта вторая серийная АПЛ проекта "Борей" пройдет все виды испытаний и будет сдана флоту до конца 2014 года.
"После передачи Военно-морскому флоту "Юрия Долгорукого" в 2012 году корабли сдаются с темпом один крейсер в год, как это и положено", - отметил генеральный директор.
По его словам, проект "Борей" оправдал все возложенные на него ожидания. При этом предприятия, которые участвуют в создании подводных ракетоносцев, долгое время выполняли большое количество опытно-конструкторских работ. "Сейчас же вся кооперация перешла в стадию серийного производства, и, как следствие, уменьшается время, необходимое для строительства и испытания кораблей", - добавил Вильнит.
Ранее сообщалось, что в сентябре подлодке предстоит первый в этом году запуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава".
Облик модульных подлодок определит ВМФ РФ совместно с промышленностью
По словам Вильнита, в ближайшее время промышленность предложит флоту облик и характеристики перспективных подводных кораблей модульного типа. "Сейчас ВМФ предварительно определился с тем, что должны быть корабли, строящиеся по модульному типу", - сказал он. Вильнит подчеркнул, что в этом направлении ЦКБ "Рубин" взаимодействует с Главкоматом ВМФ РФ "самым тесным образом".
Говоря о том, как будут выглядеть подлодки пятого поколения, Вильнит отметил, что они "по-прежнему будет иметь гидродинамически совершенный наружный корпус, но облик, конечно, будет существенно отличаться от третьего-четвертого поколений за счет новых технических решений".
По его словам, унификация отдельных систем атомоходов различных типов имела место еще при разработке подлодок 3-го поколения. "Конечно, принцип проектирования по единой базовой модели, когда нос и корма одинаковые, а в середину можно вставлять различную функциональную боевую нагрузку, влечет за собой массу преимуществ", - сказал гендиректор конструкторского бюро. Прежде всего, это удешевление строительства, потому что создается единый корабль, только с определенными модификациями, и удешевление всех аспектов его эксплуатации.
"Но другое дело, как приспособить под единый облик разные задачи, которые возлагаются на различные типы кораблей", - добавил Вильнит.
Приостановлен российско-итальянский проект малой субмарины S-1000
Глава "ЦКБ "Рубин" отметил, что работа России и Италии по созданию подводной лодки малого водоизмещения S-1000 приостановлена на неопределенное время. "К нашему сожалению, из-за известной политической ситуации реализация этого проекта пока приостановлена", - сказал он.
Совместный проект по разработке малой неатомной подлодки был запущен итальянской фирмой "Финкантьери" и ЦКБ МТ "Рубин" в 2004 году. S-1000 рассчитана на эксплуатацию в тропических условиях, среди островов, главным образом на мелководье. В основе концепции - высокая боевая эффективность, простота в эксплуатации и невысокая стоимость. Экипаж лодки - 16 человек плюс 6 бойцов спецподразделений. Длина - 56,2 м, внешний диаметр прочного корпуса - 5,5 м, водоизмещение в подводном положении - около 1100 тонн, максимальная глубина погружения - свыше 250 м, максимальная скорость хода - свыше 14 узлов.
Система госгарантий упростила работу с контрагентами
По словам Вильнита, система предоставления государственных гарантий предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК) значительно упростила возможности привлечения внебюджетных источников финансирования.
В 2012 и 2013 годах были изданы распоряжения председателя правительства РФ Дмитрия Медведева о предоставлении ЦКБ "Рубин" государственных гарантий по кредитам, привлекаемым предприятием на срок до пяти лет. "При действующей системе кредитования "Рубину", как и другим головным исполнителям, стало проще работать с контрагентами. Теперь мы не зависим от того, когда нам Минобороны перечислит деньги, мы просто по мере необходимости, когда возникает потребность оплатить работу контрагентов, берем в банке средства в том лимите, который нам утвержден", - отметил Вильнит.
По его словам, отпала необходимость дожидаться целевого выделения из бюджета. Такая работа очень удобна для головного исполнителя, добавил он. "Отмечу, что финансовое положение "Рубина" устойчиво, у нашего предприятия хорошая кредитная история. Уполномоченные государством банки, как мы увидели, готовы с нами сотрудничать и предлагали процент ниже, чем многим другим предприятиям ОСК", - сказал Вильнит.
Однако не у всех предприятий ОСК положение столь же стабильно, и без механизма госгарантий они вообще не могли бы привлекать средства в банках, не говоря уже о том, что госгарантии обеспечивают снижение процентной ставки, добавил он.
Интерес стран Юго-Восточной Азии стимулирует мировой экспорт подлодок
По прогнозам главы "ЦКБ "Рубин", объем мирового рынка подводных лодок в ближайшие десять лет будет увеличиваться в ценовом выражении. "Растущие интересы стран Юго-Восточной Азии стимулируют спрос на подводные лодки в этом регионе. Аналогичная ситуация складывается и в районе Персидского залива, где динамика во многом определяется растущими возможностями ВМС Ирана", - сказал он. Наблюдается очевидная закономерность - усиление ВМС одной из стран региона ведет к росту спроса на корабли со стороны соседних стран, добавил Вильнит.
Кроме того, в Латинской Америке в ближайшие годы развитие рынка будет определяться необходимостью замены подводных лодок, закупленных в 70-х годах прошлого века. "Вряд ли хоть одна страна сможет отказаться от наличия подлодок в составе ВМС, один раз убедившись в возможностях этого типа кораблей", - сказал гендиректор конструкторского бюро.
Россия, по его словам, является одним из крупнейших игроков на рынке экспортных неатомных подводных лодок. "В настоящее время можно говорить и о тенденции к росту нашей доли и расширению географии поставок. По-прежнему пользуются хорошим спросом лодки проекта 636. Достаточно успешно, хоть и не так быстро, как хотелось, продвигается проект неатомной подводной лодки 4-го поколения "Лада", который является базой для экспортного варианта "Амур-1650", - перечислил Вильнит.
Неатомные подлодки проекта "Лада"
По словам Вильнита, головная неатомная подводная лодка проекта 677 "Санкт-Петербург" (шифр "Лада") после завершения опытной эксплуатации останется в составе Северного флота.
Индия подала заявку на ремонт двух подводных лодок проекта "Палтус"
Вильнит сообщил, что индийская сторона подала заявку в ФС ВТС России на ремонт и продление сроков эксплуатации двух подводных лодок проекта 877ЭКМ (шифр "Палтус"). Сейчас, по его словам, готовится выезд делегации Центра судоремонта "Звездочка" совместно с представителями "Рубина" в Индию, которая проведет предварительную дефектацию (экспертизу) первого корабля.
"Представители "Рубина" встречались после смены кабинета с рядом высокопоставленных военных, и те с большим энтузиазмом смотрят на новое правительство в части решения вопросов материально-технического обеспечения", - сказал гендиректор ЦКБ "Рубин", говоря о взаимодействии российской и индийской сторон после смены правительства Индии.