Четверо фигурантов "болотного дела" приговорены от условного срока до 3,5 года колонии
Гособвинение просило назначить подсудимым наказание от 3,3 года лишения свободы условно до четырех лет заключения
МОСКВА, 18 августа. /ИТАР-ТАСС/. Замоскворецкий суд Москвы приговорил четырех фигурантов уголовного дела о беспорядках на Болотной площади столицы 6 мая 2012 года к наказанию от условного до 3,5 года заключения, передает корр. ИТАР-ТАСС из зала суда.
Алексей Гаскаров приговором суда получил 3,5 года колонии общего режима, Илья Гущин - 2,5 года, Александр Марголин - 3,5 года, Елена Кохтарева приговорена условно к 3 годам и 3 месяцам.
Все подсудимые признаны виновными в применении насилия к полицейским и массовых беспорядках. Суд не нашел отягчающих обстоятельств в действиях обвиняемых. Изучив обстоятельства преступления, он назначил Гущину наказание ниже низшего предела, а Кохтаревой - условное с испытательным сроком три года.
Позиция суда
Судья Наталья Сусина отметила, что вина фигурантов дела подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств - показаниями свидетелей и потерпевших, а также материальными уликами.
В приговоре изложен мотив действий подсудимых - неприязнь к органам власти и их представителям, сознательное намерение организовать массовые беспорядки для достижения своих идеологических целей. "Подсудимые действовали, грубо нарушая общественный порядок, с применением насилия, игнорируя законные требования представителей власти", - говорится в приговоре.
Суд посчитал, что следствие правильно установило место и время преступления, а также верно квалифицировало его как участие в массовых беспорядках.
"Доводы подсудимых о том, что сотрудники полиции не представлялись, не подтверждается, так как представители правоохранительных органов действовали в форме и в соответствии с законом", - говорится в приговоре.
Судья также установила, что сотрудники полиции стремились избежать применения силы, призывая участников акции разойтись. "Участник и мероприятия, безусловно, должны были подчиняться требованиям сотрудников правоохранительных органов, однако требования сотрудников полиции участниками мероприятия игнорировались с целью создания давки и прорыва полицейской цепочки", - утверждается в приговоре в опровержение позиции защиты о провокации столкновений полицией.
Суд не установил противоправных действий со стороны правоохранительных органов. "Нет оснований считать провокацией перекрытие прохода на Болотную площадь через сквер у Малого Каменного моста безоружными сотрудниками полиции" - таким образом суд охарактеризовал заявления фигурантов дела, возлагавших вину за произошедшее на действия полиции.
По ходатайству прокуратуры исключен из обвинения пункт поджога, так как в ходе судебного следствия это не подтвердилось.
Ранее в ходе прений сторон гособвинение просило назначить подсудимым наказание от 3,3 года лишения свободы условно до четырех лет заключения.
Защита обжалует приговор
Защита обжалует вынесенный сегодня Замоскворецким судом Москвы обвинительный приговор в отношении четырех фигурантов по делу о беспорядках на Болотной площади столицы 6 мая 2012 года, сообщил ИТАР-ТАСС адвокат Сергей Панченко. "Мы не согласны с приговором, будем обжаловать в Мосгорсуде и не остановимся на этом, дойдем вплоть до ЕСПЧ", - сказал он.
В то же время осужденная на условный срок Елена Кохтарева заявила о том, что согласна с принятым решением и принимает назначенное наказание. "Я рада вынесенному приговору, суд учел мою позицию, считаю этот приговор в отношении себя справедливым", - сказала Кохтарева.
Позиция защиты
Защита Алексея Гаскарова и трех других фигурантов дела просила суд оправдать подзащитных. По мнению адвокатов, на Болотной площади не было массовых беспорядков, а насилие граждан против полицейских носило характер необходимой обороны.
"Мой подзащитный только один раз ударил полицейского, это было продиктовано соображениями необходимой обороны, я прошу суд его оправдать либо назначить наказание, не связанное с лишением свободы", - отметила адвокат Гаскарова Светлана Сидоркина. Аналогичной позиции придерживался и сам Гаскаров, который подчеркнул, что непосредственно в прорыве оцепления перед Болотной площадью он не участвовал.
Марголин, Гущин и Кохтарева высказали схожую точку зрения. "Недопустимо квалифицировать события 6 мая 2012 года как массовые беспорядки, так как они не сопровождались параличом органов власти и уничтожением имущества, в отличие, например, от событий в Сумгаите или же в ходе выступлений футбольных фанатов", - отметил адвокат Марголина Алексей Мирошниченко.
"Болотное дело"
Дело о массовых беспорядках на Болотной площади в Москве было возбуждено после событий 6 мая 2012 года, когда разрешенная властями оппозиционная акция переросла в столкновения с полицией. По версии следствия, тогда в ходе проведения согласованного митинга обвиняемые "приняли активное участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся уничтожением имущества, и применили в отношении представителей власти насилие, неопасное для жизни или здоровья".
За противоправные действия были задержаны более 400 человек, пострадали более 30 полицейских, еще несколько десятков человек получили ранения.
Уголовное дело было возбуждено по ст. 212 "Массовые беспорядки" и ст. 318 "Насилие в отношении представителей власти" УК РФ. Всего в рамках так называемого основного "болотного дела" фигурировали около 30 человек. В отношении 13 из них уголовное преследование прекращено в рамках амнистии, объявленной к 20-летию Конституции РФ.
24 февраля 2014 года восемь фигурантов "болотного дела" были признаны судом виновными и получили наказание от условного срока до четырех лет лишения свободы.
"Дело четырех"
Дело в отношении Гаскарова, Гущиной, Кохтаревой и Марголина было направлено в суд 28 марта 2014 года. 24 апреля в Замоскворецком суде Гаскаров, Гущин и Марголин отказались признать вину. Признала свою вину лишь Елена Кохтарева.
31 июля в Замоскворецком суде Москвы представитель гособвинения попросил приговорить Гаскарова и Марголина к четырем годам лишения свободы за участие в беспорядках на Болотной площади. Для Ильи Гущина прокурор требовал 3,3 года лишения свободы. Для пенсионерки Елены Кохтаревой - 3,3 года условно с испытательным сроком четыре года. В своем последнем слове Гущин и Марголин ходатайствовали о назначении им максимально мягкого наказания. Марголин просил также учесть наличие у него двоих несовершеннолетних детей.