МОСКВА, 28 августа. /ИТАР-ТАСС/. Необходимость создания Банка развития БРИКС и пула валютных резервов назрела из-за затягивания Соединенными Штатами реформы МВФ. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков в интервью журналу "Международная жизнь", текст которого размещен на сайте российского внешнеполитического ведомства.
"Ряд стран не имеет должного влияния на принимаемые фондом решения, и эта ситуация все больше не соответствует практическому весу и степени ответственности этих государств, прежде всего государств, входящих в группу БРИКС, - пояснил он. - Поэтому создание Банка развития БРИКС и пула валютных резервов - это способ найти ответ на данную ситуацию, а точнее, просто сформировать некие инструменты, которые помогут без затруднений, испытываемых нашими странами во взаимоотношениях с МВФ и МБРР, заниматься задачами и финансовой стабилизации, и финансирования значимых проектов".
"Международный валютный фонд требует реформы, и главное то, что ее параметры были согласованы в формате "двадцатки", - отметил Рябков. - Проблема состоит в том, что решения по реформе не выполняются, прежде всего администрацией США, которая блокирует согласованную реформу квот в фонде".
При этом он заявил, что инструменты БРИКС не должны противопоставляться той системе, которая сложилась за многие десятилетия и функционирует в очень многих странах. "Соперничества нет", - подчеркнул дипломат. "Во-первых, несопоставимость ресурсов, которые аккумулированы во Всемирном банке (в Международном банке реконструкции и развития) и МВФ, с тем, что будет предпринято по линии БРИКС. Во-вторых, задачи совсем иные, - пояснил Рябков. - Инструменты БРИКС - это не средство проекции экономической мощи куда-то вовне, это дополнительные рычаги решения конкретных задач, пусть и не ограничивающихся территориями самих стран БРИКС. Но здесь есть нюанс, связанный с тем, что "завязанность" стран БРИКС на деятельность бреттон-вудских институтов надо снижать".
Рябков также выразил уверенность в необходимости "собственной национальной платежной системы". "Неизвестно, что произойдет через некоторое время в корпоративном руководстве, скажем, Visa или MasterCard с точки зрения их политики на российском направлении. И находиться все время под угрозой волюнтаристских, немотивированных и по своей сути абсурдных решений, которые политики из Вашингтона навязывают своему и международному бизнесу, мы не можем", - добавил заместитель министра иностранных дел.
"БРИКС - это по-прежнему неформальное объединение пяти государств, которые постепенно расширяют повестку дня работы, причем и политическую, и экономическую, и другую прикладную, - отметил Рябков. - У нас уже есть серьезный опыт взаимодействия по финансовому направлению, все больше конкретного взаимодействия в сферах, которые касаются повседневной жизни любого общества - от науки и техники до сельского хозяйства".
Вместе с тем, признал заместитель главы МИД РФ, хотелось бы большего практического эффекта, отдачи в плане результатов. "Но если смотреть на временной диапазон (президент России Владимир Путин в 2005 году выдвинул идею создания БРИКС, первый саммит прошел в 2009 году, следующий состоится в будущем году в Уфе), то это маленький исторический отрезок на фоне периода существования других международных институтов. И за это время сделано многое", - констатировал высокопоставленный дипломат.
По его словам, политическая повестка дня расширяется. В этой связи Рябков упомянул декларацию саммита в Форталезе, в которой по Сирии, по Афганистану, по Ирану "заложены очень серьезные тезисы, важные сигналы". "Это база нашей совместной работы с партнерами по БРИКС по многим острым сюжетам, - сказал замминистра. - Уверен, что процесс консолидации БРИКС, по-прежнему неформального объединения (мы не ведем речь о создании какой-то жесткой структуры или тем более организации), продолжится".
Сергей Рябков особо подчеркнул, что идеологии у БРИКС нет и быть не может. "Но мы привержены многополярному миру, уверены в том, что надо укреплять международное право, - отметил он. - Считаем, что международные процессы нужно регулировать и проблемы решать путем поиска баланса интересов, компромиссов и в диалоге. Вот три максимы - они очевидны и, наверное, бесспорны. Никакой скрытой повестки дня БРИКС нет".
Заместитель главы МИД РФ прогнозирует эволюционное развитие объединения и призывает сосредоточиться на практической работе. "То есть это движение двухтрековое - постепенное повышение планки ожиданий и задач и постепенное насыщение конкретикой того, о чем мы уже договорились", - пояснил он.
Отвечая на вопрос о сотрудничестве с Латинской Америкой и Африкой, Рябков подчеркнул, что Москва не выстраивает свою политику в этих регионах исходя из геополитических канонов, "столь свойственных коллегам на Западе". "Это не "игра с нулевой суммой". Не считаем, что если мы где-то развиваем отношения в форсированном режиме или добиваемся прорывных договоренностей (такие тоже есть) с целым рядом стран в разных областях, то это делается в ущерб или во вред кому-то, - заявил он. - Мы думаем, что это нормальное проявление взаимной тяги стран, которые пусть и находятся в географическом отдалении друг от друга, но тем не менее стремятся к приобретению новых партнеров". "Так будет и дальше", - добавил замминистра.
Сергей Рябков призвал тех, кто с подозрительностью относится к политике России, в непредвзятом ключе воспринимать "то, что происходит и в Латинской Америке, и в Африке, в плане продвижения российских интересов, их защиты и формирования нами новых партнерств".